Один из самых болезненных вопросов для государств Центральной Азии – это совместное использование водных ресурсов с выгодой для всех стран региона.
Долгое время решение водных проблем в среднеазиатском регионе фактически топталось на месте, но в 2017 году в этих вопросах похоже наметились подвижки. В поисках решения и оказания помощи активно участвуют международные организации.
Свой вклад в это вносит Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству, которое проводит большие исследования по этой проблематике. В исследовании «Переосмысление водного вопроса в Центральной Азии: цена бездействия и преимущества водного сотрудничества» приняли участие Региональный экологический центр Центральной Азии (РЭЦЦА) и немецкое консультационное бюро “adelphi”. Исследование проводилось с 01.06.2016 по 01.03.2017.
Тема весьма актуальная и в рамках Центральноазиатской международной научно-практической конференции на тему: «25 лет водному сотрудничеству государств Центральной Азии: опыт пройденного и задачи будущего», посол Швейцарии в Узбекистане Оливье Шав дал интервью, посвященное итогам проведенного исследования.
— Почему именно Швейцария инициировала проведение оценки потерь от недостаточного трансграничного водного сотрудничества в Центральной Азии?
— Швейцария находится в похожем, в какой-то степени, положении, как и страны ЦА. Мы на собственном опыте поняли, как важно сотрудничать друг с другом внутри региона с общими водными ресурсами. Поэтому мы решили помочь другим регионам наладить более эффективное систематичное сотрудничество в области использования совместных водных ресурсов.
— Каковы основные результаты исследования?
— Самое очевидное – это, если нет дополнительного сотрудничества, страны региона будут нести потери около $4,5 млрд в год. Другими словами – если страны усилят и систематизируют сотрудничество, они не только сэкономят вышеуказанную сумму, но, мы уверены, они смогли бы получить больше выгоды. Основной вывод исследования – это если мы продолжим вести дела как сейчас, то это принесет лишние потери. Этого можно избежать путем усиления и улучшения сотрудничества.
— Какова Ваша оценка сегодняшних отношений между нашими странами?
— У нас очень хорошие отношения с Узбекистаном с самого начала, и мы были одними из первых, кто установил дипломатические отношения уже через неделю после объявления независимости страны. Эти отношения осуществляются по разным направлениям. Например, наш частный сектор уже давно начал инвестировать в Узбекистан. Сотрудничество осуществляется еще в двух областях – мы вместе представлены в одной группе во Всемирном банке в Вашингтоне и в Европейском банке развития, где Швейцария и Узбекистан являются частью одной избирательной группы. У нас также очень хорошее и конструктивное политическое сотрудничество. И я надеюсь, что эти взаимоотношения будут улучшаться с каждым днем.
— Сегодня одна из главных тем в экономике Узбекистана – это инвестиции. Есть ли у Вас рекомендации с точки зрения опыта Швейцарии, как улучшить ситуацию с инвестициями в стране и регионе?
— Я думаю, те изменения, которые уже произошли, очень впечатляют. И я лично верю, что выполнение правительством Стратегии действий на 2017-2021 гг. учитывает все самые важные дополнительные элементы, которые посодействуют безусловному и систематическому улучшению инвестиционного климата. Я верю, что конкретный элемент, который будет иметь большое значение для частного сектора, — это улучшение юридической системы. Необходимо сделать ее полностью независимой от других веток власти. Именно с такими предложениями приходят представители предприятий и инвесторы, с которыми я встречаюсь.
— Какие еще замечания Вы получаете от бизнеса по поводу их деятельности?
— Они довольны происходящими изменениями и недавно принятыми решениями. Они очень оптимистичны, ведь ситуация улучшается с каждым днем.