back to top
10.7 C
Узбекистан
Вторник, 19 ноября, 2024

Бухарский палван Кадыр-Гулям. Легенды старого цирка

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,050ПодписчикиПодписаться
Бухарский палван Кадыр-Гулям. Легенды старого цирка

Об этом палване помнят уже только люди пенсионного возраста, которым, в свою очередь, когда-то о нем рассказывали старики длинными зимними вечерами: «А ты помнишь палвана Кадыр-Гуляма? Как он девять человек на плечах держал? Выдающийся силач был. А его жену помнишь? Тоже в цирке выступала с дрессированными попугаями и обезьянами. А номер Кадыр-Гуляма помнишь с наездниками на верблюдах? Давно это было. Хорошо, что помнишь. Вообще-то он не узбек, а по паспорту литовец Владислав Константинович Янушевский».

Будущий палван Кадыр-Гулям родился в 1886-ом году в Виленской губернии тогда еще Российской империи, ныне это Литва и, действительно, по национальности был литовцем. Рано лишившись родителей, В.К.Янушевский в возрасте шести лет стал учеником в странствующем балагане Н. Розенцвейга в номере «Икарийские игры». И жизнь его реально напоминала жизнь циркача из песни ансамбля «Веселые ребята»:

Мы по всей земле кочуем,
На погоду не глядим.
Где придется заночуем,
Что придется поедим.
Театральные подмостки
Для таких как мы бродяг,
Свежеструганные доски,
Занавески на гвоздях.

Мы бродячие артисты,
Мы в дороге день за днем.
И фургончик в поле чистом,
Это наш привычный дом.
Мы великие таланты,
Но понятны и просты.
Мы певцы и музыканты,
Акробаты и шуты.

В 12 лет он уже выступал в труппе велофигуристов Баранских, гастролировавших с цирком Никитиных. В 1908 г. В.К.Янушевский вместе с двумя партнёрами вышел на манеж в акробатическом номере под общим псевдонимом Лурикс, а через год был принят в труппу немецких акробатов Азгарц. В 1910 г. с гастролями попал в Туркестанскую губернию и здесь уже нашел свое призвание в амплуа силача-гиревика и борца. В 1911 г. он перешел в цирк челябинского предпринимателя А.Г.Коромыслова, создателя первого в Челябинске цирка. Впоследствии он женился на его дочери Надежде Александровне Коромысловой (1896-1959), которая выступала как дрессировщица отдельно и в номерах самого Кадыр-Гуляма под псевдонимом Надин.

В 1913 г. В.К.Янушевский создал номер акробатов-прыгунов с подкидной доской, позже — группу акробатов-наездников на верблюдах. В номерах группы «Кадыр-Гулям» нашли свое отражение бытовые обряды и спортивные состязания, распространенные в среднеазиатском регионе. А ведь в то время, как это хорошо видно по его ранней биографии, у дореволюционных циркачей мода была на немецкие и итальянские псевдонимы, неискушенному зрителю из глубинки это казалось экзотикой. Аттракцион «Акробаты-наездники на верблюдах» начинался в замедленном темпе, который постепенно нарастал и достигал кульминации, когда Кадыр-Гулям держал на плечах сложнейшую пирамиду. Совершенствуя номер, Кадыр-Гулям не просто стоял на манеже с высокой акробатической пирамидой, но и делал с этим огромным весом пируэт и уносил всех за кулисы. Профессионалы знают, что держать на плечах акробатическую пирамиду необычайно сложно, а передвигаться с ней,- это было выдающимся трюком. И бухарский палван в этом был первопроходцем.

Бухарский палван Кадыр-Гулям. Легенды старого цирка

Старый ташкентский цирк на улице Романовского-Ленина-Буюк Турон. Первоначально в нем выступали только артисты-гастролеры, постоянной труппы в Ташкенте не было.

Трюковая часть аттракциона основывалась на различных приёмах плечевой акробатики и старинном конном номере «Кабриолет». Верблюд, запряженный в арбу, декорированную среднеазиатским ковром рысью бежал по манежу. Стоявший на арбе Кадыр-Гулям принимал на плечи и на «колонну» акробатов с подкидной доски, с плеч второго «нижнего», а также с верблюда. Стоя на манеже, Кадыр-Гулям держал сложнейшие пирамиды, а также подбрасывал скрещёнными на груди руками «верхнего», выполнявшего сальто-мортале в воздухе и снова ловил его несколько раз подряд — «в темп». Этот трюк, придуманный им, в цирке получил название «кадыровский». Так создавался образ добродушного и жизнерадостного силача, удальски жонглирующего юными партнерами. Нелишним будет заметить, что группу акробатов составляли ученики Кадыр-Гуляма, восемь ребят, подобранных им на улицах, сироты и беспризорники, воспитанные им в цирковой семье. Это были так называемые трудные подростки. Но у такого силача, как Кадыр-Гулям, не забалуешь, быстро забудешь свои уличные воровские привычки, он и сам прошел школу бродячего артиста.

Номер с акробатами на верблюдах был создан в Бухарском эмирате. В цирках Средней Азии Кадыр-Гулям «обкатывал» и совершенствовал представление, а в 1914-ом году, в начале первой мировой войны, появился с этим аттракционом в Москве в цирке у Никитиных. Номер произвел фурор. Но случилось непредвиденное: одного за другим партнеров Кадыр-Гуляма стали призывать на фронт. Аттракцион распался, верблюдов пришлось продать, и Кадыр-Гулям вернулся в Бухарский эмират. Он стал выступать на базарах и площадях под открытым небом, гастролируя как палван, т.е. сверхсильный человек — гиревик, тяжелоатлет, мастер кураша. Палван Кадыр-Гулям ходил в тюбетейке и в халате с открытой грудью, он владел узбекским, таджикским и киргизским языками, все его принимали за узбека, в чайханах угощали пловом, да и сам он мастерски выучился готовить плов. В голодные и смутные революционные годы палвана Кадыр-Гуляма можно было увидеть с гастролями в Ташкенте и Пишпеке, Самарканде и Бухаре, Коканде и Ходженте. Никому и в голову не приходило, что этот местный среднеазиатский силач родился в Вильно.

Бухарский палван Кадыр-Гулям. Легенды старого цирка

Жизнь не остановилась, и Кадыр-Гулям не забыл свой номер. Он со временем усовершенствовал его и превратил в массовое праздничное представление «Кадыр-Гулям и бухарская труппа наездников на верблюдах», проходившее с неизменным аншлагом в центральных городах страны — Москве, Ленинграде, Киеве в 20-х и 30-х годах прошлого века. Сведущие зрители отмечали, что на номере лежал культурный отпечаток Старой Бухары, т.е. смесь различных национальных черт. В это время в Средней Азии проходило национально-территориальное размежевание, а Кадыр-Гулям был далек от политики и создавал номер по запомнившимся впечатлениям от Старой Бухары. Композиция получилась необычайно поэтичной, чем приковывала внимание публики. Историки цирка не случайно упоминают тот факт, что уполномоченный крупнейшего американского цирка Barnum & Bailey Circus Фитцджеральд поставил номер Кадыр-Гуляма первым в списке «оригинальных советских артистов», приглашаемых на гастроли в Нью-Йорк. Но в 1929 г. цирковое руководство вежливо отказало американской стороне по той причине, что номера с национальными и фольклорными оттенками были также нужны развивающемуся советскому цирку. В истории советского цирка номер Кадыр-Гуляма навсегда остался первой заявкой на представление с этническим колоритом. В дальнейшем эта стилистическая черта стала называться народностью и поощрялась цирковым руководством.В 1939 г., например, канатоходец Игамберды Ташкенбаев был удостоен звания народный артист РСФСР, а Кадыр-Гулям в том же 1939 г. стал заслуженным артистом РСФСР. Они стали одними из первых артистов цирка в истории, удостостоенных этих высоких званий.

Между тем в аттракционе Кадыр-Гуляма уже участвовал целый караван двухгорбых верблюдов, выплывавший на арену под звуки карнаев и сурнаев. Убыстряющийся ритм узбекских танцев предварял соревнование наездников на верблюдах, начиналась джигитовка, перепрыжки, сложные акробатические пассажи.

Душой номера был приземистый, полный и очень ловкий силач с круглой бритой головой и широкоскулым лицом с типичной узбекской бородкой. Это был В.К.Янушевский, значившийся на афишах как Кадыр-Гулям. Как хозяин-распорядитель соревнования акробатов-наездников на верблюдах он ускорял темп, оказывался в эпицентре событий, перебегая от наездника к наезднику легкими шажками, вовремя стушевывая случайные срывы. В это время его молодые партнеры делали замысловатые акробатические стойки, поддержки, ансамблевые группировки на арбе, двигавшейся по манежу, и когда они крутили боковые сальто с арбы на манеж, он друг за другом ловил их на свои могучие плечи.

Бухарский палван Кадыр-Гулям. Легенды старого цирка

Цирковые артисты также выступали в цирке «Колизей» на улице Джизакской-«Правды Востока»-Бухоро. Это здание было известно в среде коренных ташкентцев как цирк Цинцадзе, по имени предпринимателя Г.М.Цинцадзе, организовавшего компанию по строительству этого солидного здания, возведенного в 1913 г. Сам Г.М.Цинцадзе был расстрелян в 1919 г. после осиповского мятежа по досадной случайности. Здание стало называться театром Свердлова и в нем размещалась Узгосфилармония.

Историк цирка Е.Кузнецов в книге «Арена и люди советского цирка (М.-Л., «Искусство», 1947. с.84) так описывал финал номера: «Арба отъезжала, молодые акробаты-прыгуны переводили дух, выстроившись по ниточке в ряд, и силач, немного передохонув, принимал их всех на себя, громоздил их друг на друга пирамидой в девять человек, неся на себе этот чудовищный вес и, мягко пружиня ноги, как бы взвешивал эту нечеловеческую тяжесть…

И тогда начинались прыжки с подкидной доски, завершавшиеся серией заключительных прыжков в партере. Сальтируя в воздухе, упругие тела взлетали над ареной, встречаясь и расходясь, и множество мелькавших над бухарским ковром фигур образовывало живые арабески, зигзагообразные линии напоминали архитектурные орнаменты Востока.

Бухарский палван Кадыр-Гулям. Легенды старого цирка

А под конец глава труппы скрещивал руки на груди и пятнадцатилетний юноша, стоя в рост на его скрещенных руках, «крутил» серию сальто, тогда как силач, подбодряя его выкриками, снова «посылал» его с рук и снова «принимал» на скрещенные руки — десять, двенадцать, пятнадцать таких сальто со скрещенных рук и обратно…»

Работа «нижнего» в акробатических этюдах изначально предполагает ответственность за товарищей, безотлагательный порыв прийти на помощь и подставить плечо. И Кадыр-Гулям был именно таким человеком, готовым на самопожертвование. Циркач А.Шарай вспоминал, как в 1929 г. он впервые попал в Ташкенте на цирковое представление в частный цирк Норини. Сам Норини повторял всемирно известный номер Гарри Гудини с освобождением от цепей и замков, названный им «Король цепей»В Ташкенте Норини усложнил номер и нырял в чан с водой, на поверхности которой воспламеняли горючую жидкость. Именно на этом представлении А.Шарай видел, как Норини нырнул в чан в цепях, но долго не появлялся на поверхности. Зрители в узбекских халатах, чалмах и тюбетейках неодобрительно зацокали языками. Начали волноваться униформисты. Забегал режиссер манежа. Наконец один из униформистов нырнул в чан и достал директора цирка Норини без чувств. Цирковой артист А.Шарай обратил внимание на то, что с манежа Норини уносил палван Кадыр-Гулям, действовавший оперативно и хладнокровно, он освободил Норини от цепей и замков и оказал ему первую помощь. Все это происходило на фоне всеобщей растерянности. Еще об одном случае в начале своей цирковой карьеры вспоминал Ю.Никулин: Кадыр-Гулям остановил на скаку лошадь, готовую опустить копыта на голову упавшего клоуна.

Бухарский палван Кадыр-Гулям. Легенды старого цирка

В годы Великой Отечественной войны Кадыр-Гулям и его акробатическая группа давали концерты в госпиталях для раненых. Например, в Ереване количество концертов в госпиталях перед ранеными бойцами доходило до десяти в день. После ухода Кадыр-Гуляма на пенсию его ученики продолжили дело знаменитого палвана. Номер, теперь уже под названием «Акробаты на верблюдах», продолжал существовать, в 2014 г. отметив свое столетие. Легендарный циркач Кадыр-Гулям — В.К.Янушевский ушел из жизни в 1970 г. в Москве.

Источники и литература:
1.Кузнецов Е., Арена и люди советского цирка, Л.— М., 1947, с. 86—88
2. Ширай А., Кадыр-Гулям, «Советский цирк», 1959, № 8

Е.РЯБОВ

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Ташкент встретил первый туристический поезд «Jibek joly» из Алматы

Национальный перевозчик  «Қазақстан Темір Жолы» запустил со станции Алматы туристический поезд «Jibek joly» по маршруту «Алматы–Туркестан–Ташкент–Алматы». Продолжительность тура составит...

Больше похожих статей