back to top
10.7 C
Узбекистан
Понедельник, 18 ноября, 2024

Дуэль на Крыше мира. Эпизоды “Большой игры”. Эпилог

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,050ПодписчикиПодписаться
Дуэль на Крыше мира. Эпизоды “Большой игры”. Эпилог

После поражения в войне с Японией, престиж России в мире сильно упал. Но, как в Индии, так и на Британских островах, понимали, что раненый медведь намного опасней, и всерьёз опасались намерений Петербурга отомстить Лондону за поддержку Японии. В частности, главнокомандующий индо-британской армии генерал Китченер, отмечал активное железнодорожное строительство в Русском Туркестане, считая это признаком подготовки к будущей войне. И кое-какие основания для этого у генерала были. Русский император одобрил строительство ответвлений от основной железнодорожной магистрали, пересекающей Центральную Азию от берегов Каспия до отрогов Алайского хребта на границе с Кашгарией. Эти ветки имели стратегическое значение, подходя к границе с Афганистаном в районе Кушки и Термеза. Наконец, строительство Оренбург — Ташкентской железной дороги, соединившей Среднеазиатскую магистраль с Транссибирской, позволяло существенно улучшить логистику в случае военных действий.

Однако генерал ошибался. Властная элита Российской империи, прекрасно понимала, что вооруженное столкновение России и Британии может окончательно подорвать экономику страны и привести к краху империи. Поэтому при дворе склонялись к дипломатическому урегулированию спорных вопросов в Азии.

Но и в Британии также стремилась закончить извечное противостояние. Связано это было, в первую очередь, с появлением в Европе ещё одной мощной промышленной и военной державы – Германской империи. Как пишет историк Е. В. Тарле: “Англия — под угрозой. Германия не только теснит ее на всех рынках, с каждым годом все успешнее и чувствительнее, но начала систематически строить огромный флот с прямой и очевидной целью рано или поздно сразиться с англичанами, и если не отнять у них владычество на морях, то разделить с ними это владычество и отобрать у них часть колоний. Одновременно постройкой Багдадской железной дороги Германия грозит Индии и грозит также Суэцу и Египту, — притом грозит с сухого пути, где она бесспорно сильнее Англии”.

В России, после поражения на Дальнем Востоке, также усилились антигерманские настроения, и так, со времён итогов русско-турецкой войны 1877-78 гг. и Берлинского конгресса, бывшие достаточно высокими.

Тем не менее, императору Вильгельму удалось навязать своему русскому кузену германо-российский договор, который содержал обязательства сторон о взаимопомощи в Европе в случае нападения на одну из них какой-либо европейской державы. Это секретное соглашение, подписанное двумя монархами на борту императорской яхты «Полярная звезда» у балтийского острова Бъорке (недалеко от Выборга, прим. В. Ф.), стало кошмаром для Британии, поскольку могло привести к созданию коалиции в составе России, Франции, Германии и Австро-Венгрии. Информация об этом, довольно быстро стала известна англичанам, благодаря послу в России Ч. Гардингу, который обладал сетью тайных информаторов среди придворных и высших чиновников Российской империи. Кошмар, впрочем, не стал явью. Инициатива Николая II встретила резкое сопротивление правительства и МИДа. Министр иностранных дел В. Н. Ламздорф и Председатель Совета министров С. Ю. Витте сумели убедить императора в необходимости расторгнуть договор и в ноябре 1905 г. Николай II направил Вильгельму II письмо, в котором действие Бьоркского договора обусловливалось согласием на присоединение к нему Франции. Формально Бьоркский договор не был расторгнут, но фактически в силу не вступил.

Дуэль на Крыше мира. Эпизоды “Большой игры”. Эпилог
Кайзер Вильгельм II и Император Николай II во время встречи в Бьорке. Фото из Немецкого федерального архива

На сближение двух империй также оказали влияние некоторые видные военные руководители, представители финансово-промышленных кругов, журналисты и ряд высших администраторов в Британской Индии и Русском Туркестане.

Все эти обстоятельства привели к тому, что 18 августа 1907 года российским министром иностранных дел А. П. Извольским и британским послом Артуром Николсоном, было подписано соглашение, которое разграничивало сферы влияния России и Британии в Азии.

Россия признавала протекторат Великобритании над Афганистаном и соглашалась не входить в прямые сношения с афганским эмиром. Обе стороны признали суверенитет Китая над Тибетом и отказались от попыток установления контроля над ним. К соглашению по Тибету было сделано приложение, которое зафиксировало условия и сроки окончательной эвакуации британских экспедиционных сил из долины Чумби.

Персия делилась на три сферы влияния: русскую на севере (её южной границей являлась линия Касре-Ширин — Исфахан — Йезд — Зульфегар), английскую на юге (к юго-востоку от линии Бендер-Аббас — Керман — Бирдженд — Гезик) и нейтральную в центре страны.

Дуэль на Крыше мира. Эпизоды “Большой игры”. Эпилог
А. П. Извольский, гравюра Б. А. Пуца с фотографии Фарина в Риме, Журнал “Всемирная иллюстрация”, 1894 г. и А. Николсон, фото из коллекции Библиотеки Конгресса США

«Большая игра» в Азии формально была завершена.

Не всеми, как в России, так и в Британии, превращение бывших геополитических противников в союзников, было встречено с одобрением.

Среди наиболее последовательных русофобов, резко выступивших против соглашения, были такие авторитетные участники “Большой игры” как лорд Керзон, Ангус Гамильтон, лорд Перси и некоторые другие. По их мнению, царская Россия просто не могла превратиться в партнера демократической Британии. Газета “Дейли Ньюс” рекомендовала правительству игнорировать Россию до тех пор, пока в ней не будет установлен парламентский строй. Известный путешественник и разведчик Арминий Вамбери, назвал Конвенцию 1907 г. «унизительной» в глазах народов Персии, Афганистана и Китая. По его словам её статьи “нарушили их суверенные права и территориальную целостность, открыв дорогу русской и германской агрессии” и “вместо того, чтобы служить на пользу британским интересам в Азии, несет вред, давая пищу глубоко укорененному оптимизму относительно азиатских дел, доминирующему в Англии»”. Наиболее ярым противником русско-британского договора выступил Дж. Керзон. Бывший вице-король Индии использовал весь свой ораторский дар, чтобы не допустить его одобрения в парламенте. Выступая в Палате лордов он в частности, заявил: “Я, хотя и с сожалением, пришел к выводу, что, каким бы ни оказался итоговый результат, мы во многом отбросили достижения нашей дипломатии и торговли за более чем столетие; и я совсем не уверен, что этот договор, в его части, относящейся к Персии, укрепит безопасность Индии, обеспечит независимость Персии или сохранит мир в Азии. Сделка, сомнительна в отношении Афганистана, плоха в отношении Тибета, и ужасна в отношении Персии”. Тем не менее, парламент соглашение одобрил.

В России, также неоднозначно был воспринят этот дипломатический документ. Не все государственные деятели, военные руководители и средства массовой информации разделили мнение Извольского, заявившего: “Мы должны обеспечить свои интересы в Азии с точки зрения здравого смысла, иначе мы просто превратимся в азиатское государство, что было бы величайшим несчастьем для России”.

В частности для С.Ю. Витте соглашение стало победой английской дипломатии, сделав аннексию Персии невозможной для России. Витте также полагал, что Петербург лишился свободного доступа к Кабулу и Афганскому Туркестану, который, по его мнению, превратился в «заряженное ружье», направленное против России.

Некоторые российские военные деятели, также испытывали изрядный скепсис. Военный министр А.Ф. Редигер, высказывал сомнения относительно строгого соблюдения Лондоном некоторых статей договора. Военные аналитики, такие как А.Е. Снесарев и М.В. Грулев, не отрицая значения «духа сотрудничества» в отношениях с Англией, тем не менее, полагали, что договор негативным образом повлияет на престиж России в азиатских странах.

Правда, противников сближения двух стран было меньшинство — многие российские политики и общественные деятели выражали удовлетворение этим компромиссом.

Генерал- губернатор Туркестана Н.И. Гродекова во всеподданнейшем отчете за 1907 г. подчеркивал, что соглашение послужит делу «взаимной поддержки европейцев в Азии».

Поддержал сближение двух империй и А. Н. Куропаткин, написавший: “Россия и Англия как азиатские державы должны работать сообща, так, чтобы поддерживать порядок в Средней Азии и дать в будущем отпор общей угрозе на Дальнем Востоке”.

Англо — русское соглашение 1907 г. привело к созданию тройственного англо-франко-русского блока, так называемого Тройственного согласия, или Антанты в составе Англии, Франции и России.

А через семь лет началась Первая мировая война, где британские и русские солдаты сражались против общего врага.

В заключении расскажем, как сложились судьбы наиболее ярких участников “Большой игры” — офицеров, разведчиков, путешественников, рисковавших своими жизнями, выполняя долг перед своей Родиной.

О А. Е. Снесареве подробно было рассказано в предыдущих частях.

Бронислав Людвигович Громбчевский дослужился до звания генерал-майора и атамана казачьих войск. Некоторое время служил губернатором, в 1905 г. был уволен в отставку. Во время революционных событий в Марокко представлял в этой стране российский Красный Крест. В своих мемуарах Громбчевский пишет, что в гражданскую войну, был послан Деникиным со специальным заданием к адмиралу Колчаку. После разгрома Белого движения в Сибири бежал от большевиков через Японию в Польшу. Здесь, сильно нуждаясь в средствах, обратился, в 1925 году за помощью к своему бывшему противнику Фрэнсису Янгхазбанду. Тот же – к тому времени — стал видным представителем британской политической элиты. Генерал-майором, президентом Королевского географического общества, посвящённый в рыцари.

Вскрыв конверт с польским штемпелем, Янгхазбанд с удивлением прочёл: “Революция в России, лишила меня всего, что я имел, в то время как я верой и правдой прослужил 37 лет… Как Вы можете видеть, мой дорогой генерал, жизнь моя заканчивается при трагических обстоятельствах». Дальше в письме Громбчевский сообщал о страшной нужде и о том, что здоровье его сильно расстроено («смертельная болезнь сердца») и он уже редко покидает свою комнату. Далее он просил помочь издать на английском языке его работу – «Кашгария», написанную и изданную им уже в Варшаве на польском языке. К чести Янгхазбанда он откликнулся на просьбу своего старого соперника немедленно. Была достигнута договоренность о доставке рукописи в Лондон с одним из польских священников. Вскоре Янгхазбанд получил еще одно письмо в котором Громбчевский писал, что у него уже «нет иллюзий относительно здоровья» и что «жить ему осталось не несколько недель, а несколько дней». К тому времени Громбчевскому уже делали обезболивающие инъекции морфина.

27 февраля 1926 г. русский разведчик скончался в Варшаве и был похоронен на кладбище “Старые Повоизки”, где упокоены многие известные деятели польской истории и культуры. Как писал впоследствии известный британский исследователь “Большой игры” Питер Хопкирк: “и после смерти Громбчевского тень его еще долго витала на границах Центральной Азии”.

Сэр Френсис Эдуард Янгхазбенд в конце жизни увлекся мистицизмом, организовал Всемирный Конгресс Верований, который существует до сих пор, как Международная благотворительно-просветительская организация. Скончался в 1942 году.

Ней Илайас впоследствии занимался урегулированием пограничных вопросов на границах Тибета и Бирмы. В 1891 г назначен генеральным консулом Британии в Хорасан. Совместно с Е. Россом перевел и подготовил к изданию средневековую историю моголов. Труды Нея Илайаса были долгое время неизвестны из-за того, что хранились в секретных архивах.

Ионов Михаил Ефремович. С 1899 г. до отставки в 1912 г., являлся военным губернатором Семиреченской области. Дата его смерти точно неизвестна, последнее достоверное упоминание об М. Е. Ионове относится к 1919 году (им было написано воззвание к войскам Колчака), по непроверенным данным в начале 1920-х гг. был убит под Кульджой в бою с отрядами Красной армии, преследовавшими остатки разбитых под Джаркентом белогвардейцев Анненкова. По другой информации, принял революцию и преподавал в одном из пехотных училищ Красной Армии.

Зайцев Василий Николаевич впоследствии стал начальником Ошского уезда. В 1906 г. в звании полковника вышел в отставку в чине генерал-майора. После Октябрьской революции перешел на сторону Советской власти, служил в штабе 16-й армии. В 1924 году вышел в отставку. Умер в 1933 году.

Л. Г. Корнилов. В советское время на имя выдающегося разведчика, исследователя, дипломата, полководца было наложено табу, как на злейшего врага советской власти. Геройски сражался на фронтах Первой мировой войны. После февральской революции занимал различные командные посты: командующий Петроградским военным округом, командующий 8-й армией, Юго-Западным фронтом, Верховный главнокомандующий России. Керенским облыжно обвинён в государственной измене и арестован. После Октябрьского переворота был одним из создателей Добровольческой армии. Погиб в боях за Екатеринодар (Краснодар) в 1918 году.

К. Г. Маннергейм. Сражался на полях Первой мировой. Оказавшись в феврале 1917 г. в Петербурге стал свидетелем революции. Весть об отречении императора застала его в Москве. Маннергейм, бывший в то время убеждённым монархистом, встретил революцию крайне негативно. 18 декабря 1917 года вернулся в Финляндию, в которой незадолго до этого, 6 декабря, была провозглашена независимость, и возглавил финскую армию. Во время советско-финской войны Верховный главнокомандующий. С 1944 по 1946 гг. президент Финляндии. После отставки путешествовал по Южной Европе, подолгу жил в Швейцарии, Италии, Франции. Скончался Маннергейм 27 января 1951 года и был похоронен как национальный герой на военном кладбище Хиетаниеми в Хельсинки.

Дуэль на Крыше мира. Эпизоды “Большой игры”. Эпилог
Одни из ярчайших участников “войны теней”: Б. Л. Громбчевский, Ф. Янгхазбанд, Н. Илайас, М. Е. Ионов, В. Н. Зайцев, А. Е. Снесарев, Л. Г. Корнилов, К. Г. Маннергейм

Вот и всё, что мы хотели рассказать о вековой борьбе двух империй за влияние в Азии.

После образования СССР противостояние продолжилось, но теперь уже между двумя системами. А геополитическая шахматная доска расширилась и стала занимать весь земной шар. Противоборство не закончилось и с крушением Советского Союза и мирового коммунизма. События на Ближнем Востоке это доказывают в полной мере. Вновь Россия бросает меч на чашу весов противостояния и вновь у неё только два союзника – её армия и флот.

Впрочем, это уже совершенно другая история.

В заключении хочу выразить огромную благодарность видному учёному, доктору исторических наук, Михаилу Казбековичу Басханову. Его помощь в работе над этим циклом была бесценной.

Источники:

1. Е. Ю. Сергеев. Большая Игра, 1856-1907 мифы и реалии российско-британских отношений в Центральной и Восточной Азии. РАН, Институт Всеобщей истории, М; 2012

2. Тарле Е. В. Европа в эпоху империализма 1871-1919гг. М., Изд. Академии Наук СССР: 1958

3. Э. М. Розенталь. Дипломатическая история русско-французского союза в начале XX века. Изд-во социально-экон. лит-ры, 1960

4. Англо-русская конвенция 1907 г. и раздел Афганистана // Красный архив, № 3 (10). 1925

5. Нотович H.A. Россия и Англия. Историко-политический этюд. СПб.: Государственная типография, 1907

6. Снесарев А.Е. Англо-русское соглашение 1907

7. М. К. Басханов. Прогулки на «крыше мира»: встречи двух капитанов. Статья в журнале “Риск онсайт”. https://www.risk.ru/blog/14356

На заставке: Вид Лондона и Петербурга, открытки начала 20 века. Эпилог. Замечания.

В. ФЕТИСОВ

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Жаль расставаться с историей "Большой игры" на Крыше мира, с Вашими героями. Очерки очень содержательны, удивительно, как удалось Вам охватить столько событий и исторических фигур в своём повествовании. Судя по источникам, проделана колоссальная работа по имеющейся литературе, да и имя учёного Басханова, на которого Вы часто ссылаетесь, имена других исследователей, ссылки на архивные материалы — всё говорит об основательности Вашей работы. К тому же, очерки увлекательно написаны, легко читаются, в них масса уникальных фотографий.
    Спасибо за Ваш труд, Владимир! Хорошо бы очерки издать отдельной книгой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Ташкент встретил первый туристический поезд «Jibek joly» из Алматы

Национальный перевозчик  «Қазақстан Темір Жолы» запустил со станции Алматы туристический поезд «Jibek joly» по маршруту «Алматы–Туркестан–Ташкент–Алматы». Продолжительность тура составит...

Больше похожих статей