Как известно, 2018 год пройдёт под знаком жёлтой Собаки, цвет которой будет определяться стихией Земли. Она олицетворяет собой постоянство и целомудрие. Жёлтая Собака, поддерживаемая такой устойчивой и реалистичной стихией, способствует здраво оценивать ситуацию, умение анализировать, делать правильные выводы и извлекать пользу.
Собака издревле считается верным другом и помощником человека. И совершенно не удивительно, что этих животных часто снимают в кино, изображают на холстах, делают героями книг. Вспомним о самых известных:
«Венди и я» — картина американского художника Джорджа Родриге из Луизианы. Изображенный на холсте голубой дог во фраке пользуется такой популярностью во всем мире, что из художественной галереи, где это полотно экспонировалось, его в январе нынешнего года похитили.
Цербер. Особенно почитали собак древние греки. Впрочем, на сторожевого трехголового пса Цербера их любовь не распространялась. Согласно античной мифологии, эта грозная собака, изрыгавшая из своих пастей ядовитую смесь, охраняла выход из царства мертвых и не давала им вернуться в мир живых. Одолеть Цербера удалось лишь Гераклу — могучему сыну Зевса.
Пес Ниппер — символ британской звукозаписывающей компании EMI (Electric and Music Industries). Эта собака прославилась в конце XIX века тем, что обожала слушать граммофон, принадлежавший ее хозяину — ливерпульскому художнику Фрэнсису Барро. В итоге живописец запечатлел пса на полотне под названием «Собака, разглядывающая и слушающая фонограф».
Овчарка Русси. Немецкий художник-экспрессионист Франц Марк (Franz Marc) души не чаял в своей сибирской овчарке по кличке Русси. В 1911 году он запечатлел ее на одной из своих картин. Это полотно стало одним из самых знаменитых произведений Марка. Сегодня оно входит в собрание франкфуртского художественного музея Städel.
Пёс Хатико. Словосочетание «собачья преданность» прочно вошло в наш лексикон и чаще всего имеет негативный оттенок. Для японцев же это понятие неразрывно связано со словами «долг» и «честь». Согласно учению Конфуция, господин должен неустанно заботиться о своих подданных, а те должны отвечать ему преданностью и послушанием. Не случайно история сорока семи ронинов, отомстивших за хозяина ценой собственной жизни, побивает в Японии все рекорды популярности. Ей уступает лишь только история верного пса Хатико, много лет отказывавшегося верить в смерть своего хозяина. Войдя в курс школьных учебников и кинематограф, она стала хрестоматийной. О всем мире, что из художественной галереи, где это полотно экспонировалось, его в январе нынешнего года похитили.
Особое отношение к собаке всегда было на Руси. Русская литература во все времена часто обращались к образу собаки. Какой жанр литературы ни возьми, в каждом встречаются собаки. Для начала следует отметить, что практически все сказочные собаки – исключительно положительные существа, и их основные функции – спасать героев, помогать и поддерживать их, а также предсказывать события будущего.
Мотив собаки-предсказательницы встречается в таких историях, как «Морозко», «Дочь и падчерица», «Девушка в колодце», где сюжет обыгрывает незаслуженное отношение мачехи к падчерице. Собака всегда принимает сторону обиженной девушки и предсказывает неизбежное торжество справедливости. Еще один важный, имеющий глубокие корни мотив – способность собаки, в силу своей тонкой организации, видеть нечистую силу и охранять от нее хозяина. К примеру, собака охотника из сказки «Леший» за версту учуяла нечистую силу, «шерстью ощетинилась» и вовремя предупредила хозяина об этом. Такова и собака Двоеглазка (черная и с двумя белыми пятнами под глазами), которая всюду высматривает разную нечисть, где бы она не схоронилась. Таков и сказочный пес Ярчук с волчьим зубом в пасти и в компании с двумя гадюками, яростный гонитель чертей и ведьм.
Собаки часто выступают как помощники и защитники главного героя. Например, в сказке про Кощея Бессмертного собака со щенятами, встреченная Иваном-царевичем, помогает ему добыть иглу с кощеевой смертью – ловит волшебного зайца. Два пса, подаренных главному герою невестой – Тяжелый и Легкий – верой и правдой служат ему и оберегают от опасностей («Притворная болезнь»). Бездольному из сказки «Пойди туда – не знаю, куда» тоже помогает собака – показывает дорогу в недосягаемый город Ничто. А вот Иван — старухин сын, персонаж «Хитрой науки», чтобы спастись от козней страшного старика Оха, сам оборачивается собакой.
Преданность собаки и готовность принести себя в жертву прекрасно иллюстрирует сказка «Незнайко» и ее многочисленные вариации, пес Ивана — купеческого сына первым переступает заколдованный порог, чтобы спасти хозяина от неминуемой смерти, и умирает сам, разорванный на клочки.
Сказка «Волк и собака» демонстрирует нам, каким благодарным существом она является, как всегда платит добром за добро.
Ну и, наконец, ценность собаки как незаменимого помощника в хозяйстве тоже довольно часто и разнообразно обыгрывается в различных сказках. Например, в сказке «Барин и собака» довольно забавно и с истинно народным юмором повествуется о том, как мужик, случайно убивший посохом чужую собаку, вынужден был занять ее место и исполнять ее службу – стеречь дом от воров.
Итак, мы встречаем собак в народных сказках (хотя бы Жучка из сказки «Репка») в баснях И.Крылова (моська самоутверждается за счет слонов), рассказах детских писателей «Томка» Чарушина, «Артур гончий пес» Ю. Казакова, в серьезных романах, например, «Война и мир» Толстого (охотничьи собаки Ростовых), в прозе у А.Чехова «Каштанка», (кстати, Антон Павлович ласково называл свою жену Книппер- Чехову «милая моя собака»), И.Тургенева «Му-му», А.Куприна «Белый пудель», Л.Андреева «Кусака» В них основной проблемой становится проблема беззащитности всего живого перед жестокостью человеческого мира.
А писатель И.Меттер через служебную овчарку показал будни милиции. Эта книга получила вторую жизнь в кинофильме «Ко мне, Мухтар», где Ю.Никулин сыграл одну из лучших своих ролей.
И в поэзии: например, Есенин написал замечательное, широко известное стихотворение, которое так и называется «Собаке Качалова»:
«Дай Джим на счастье лапу мне,
такую лапу не видал я сроду,
давай с тобой полаем при луне,
на тихую бесшумную погоду…»
Ясно, что Джим потребовался поэту и для того, чтобы выразить свое отношение к столичному снобизму. Тот же Есенин написал стихотворение «Песнь о собаке»: «Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят». Есенинская собака — это не просто животное, выполняющее своё дело — охранять дом, а животное, способное на глубокие чувства. Она может и мыслить, и страдать, и радоваться.
Писателем 20 века, который в прекрасной повести «Белый Бим, черное ухо» глубоко проник в трагедию собачьей жизни, — был Гавриил Николаевич Троепольский. Всем «человеческим» качествам Бима противопоставлены такие качества людей, как равнодушие, жестокость, подлость, не только по отношению к «низшему» существу, но и по отношению себе подобному – человеку.
Собаки встречаются разных пород и, как и люди, обладают разными характерами. Есть собаки, умные и преданные человеку, есть глупые и злые. Как и у людей, у собак по-разному складывается судьба: счастливо как например у Каштанки, и нет, как например у Му-му или у того же Бима.
Если просуммировать все изложенное выше, то можно с легкостью сделать очевидный вывод: собака в качестве сказочного персонажа русской фольклорной традиции, а также письменной литературы, выступает существом, как правило, в высшей степени высоконравственным, даже в качестве посредника между Богом и людьми, просителя за человека, а также существа, подарившего человеку хлеб.
Но в то же время надо помнить, что в мировой мифологии собака трактуется более амбивалентно. К примеру, Бог мертвых, Анубис, представлялся в виде человека с головой собаки или шакала, а согласно греческой мифологии, трехголовый пес Цербер охранял выход из подземного царства Аида, препятствуя возвращению умерших душ в царство живых. В Риме храм Юпитера сторожили собаки… Когда философ Сократ доказывал что-то, то клялся собакой, а премудрый Платон считал собаку «большим философом».
Ну если уж мы перешли к философским обобщениям, то позвольте мне завершить моё эссе непритязательным пожеланием:
Год Земляной Собаки
Нам в Новый год грядёт.
Отвергнем лай и драки,
И псиный колоброд.
Нам преданность и верность
Брательников «меньших»
Нужны без лжи и скверны,
И чувства от души.
Надо стараться дюже-
Какой бы ни был знак! –
Чтоб были мы не хуже
Друзей наших собак!
А. ХОДЖАЕВ