back to top
9.2 C
Узбекистан
Понедельник, 18 ноября, 2024

Снежные «Пять вечеров» в солнечном Ташкенте

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,050ПодписчикиПодписаться
Снежные «Пять вечеров» в солнечном Ташкенте

Московский областной театр юного зрителя показал на гастролях в Ташкенте спектакль «Пять вечеров».

Более полувека пьеса «Пять вечеров», написанная Александром Володиным в далёком 1958 году, продолжает волновать простыми, но важными для каждого мыслями о человеческом характере и судьбе, одиночестве, любви, верности себе самому. В 1959 пьесу поставил в Ленинграде Георгий Товстоногов, и москвичи специально ездили в город на Неве посмотреть её в Большом драматическом театре. В Москве постановку в тот же год осуществил в «Современнике» Олег Ефремов – сам и сыграл в ней главную мужскую роль. Ташкентский зритель составил впечатление о пьесе по фильму Никиты Михалкова с Людмилой Гурченко и Станиславом Любшиным, сыгравшими главных героев.

Надо отдать должное смелости режиссёра Павла Сафонова и художественного руководителя театра Нонны Гришаевой — в октябре 2016 года они решились представить новую сценическую версию известной пьесы в театре юного зрителя. Смелость города берёт – «Пять вечеров» мгновенно покорили взрослых зрителей и молодёжь в подмосковном Царицыно, где расположен МОГТЮЗ, затем в гастрольной поездке в Таллин осенью 2017 года. И вот спектакль в Ташкенте, где мы впервые встретились с театральной версией пьесы.

В театрах Узбекистана в эти дни полным ходом идут новогодние представления для детей, потому ГАБТ, принявший гостей из Москвы, начало гастрольных показов назначил на восемь вечера: 23 и 24 декабря зрители длиной вереницей выстраивались перед порталом театра имени Навои — спектакли шли с аншлагом. Огромная сцена сузилась до занесённой снегом дворовой детской площадки: она попеременно становилась то одной, то другой квартирой, переговорным почтовым пунктом, кафе… Лаконичная сценография переносила действие из одних обстоятельств в другие. В мизансценах менялись лишь детали: скатерть, цветы, телефоны, бухгалтерские счёты, стойка в затрапезной забегаловке задавали предлагаемые условия.

Графика Ленинграда, где разворачивается действие спектакля, угадывалась по чугунной решётке Летнего сада, нависшей над сценой. Строгая классика проступала в музыкальном оформлении: фортепианный клавир Баха сменяли пронзающие сердце лиричные звуки трубы или капели словно случайно тронутых пальцами рояльных клавиш. Целый отряд дворников счищал, счищал, счищал снег с асфальта. Или сбивал лед с души? Раздавались пушечные выстрелы, воспроизводя залп со стены Нарышкина бастиона Петропавловской крепости — с петровских времён так обозначают в Питере наступление полудня. Пьеса и спектакль не ставили целью увлечь зрителей сменой событий, костюмов, декораций. На первый план в постановке выступает ансамблевая игра, в которой особую роль играют рефреновые символы: снег, встающая барьером или громко хлопающая дверь, бег по кругу, качели, морозный воздух… Несколько действующих лиц – и никакой нарочитой завлекательности, способной увлечь публику, пресыщенную бесконечными сериальными сезонами, детективными историями, боевиками и прочими зрелищными развлечениями.

Об этом говорят отклики зрителей.

История «Пяти вечеров» проста: спустя почти два десятка лет встречаются любившие друг друга в молодости два одиноких человека: Александр Ильин и Тамара (Алексей Рыжков и заслуженная артистка России Нонна Гришаева). Нам эти образы знакомы по фильму Никиты Михалкова с Людмилой Гурченко и Станиславом Любшиным — сравнение артистов зрителями предсказуемо и неминуемо. Гришаева не раз признавалась в интервью: Гурченко – её кумир. Но, не боясь сопоставлений, показала володинскую Тамару иной: с тем же чувством достоинства и ранимостью, но более мягкой, гибкой, лиричной. Никакой эксцентрики из привычных сериалов с участием актрисы, ни грана комизма. Лишь легкость в эпизоде танцев показала сценический диапазон Гришаевой, раскрыв секрет: давно забытые героиней женственность и изящество, страстность натуры — живы! Непросто Тамаре «бегать» за вновь ускользающим счастьем, понять и принять мятущуюся душу самолюбивого мужчины… Но не в слабости ли сила женщины? Гришаева эту силу как раз и обнаруживает в своей героине.

Убедителен Алексей Рыжков, показывая своего героя то сильным и рассудительным (лучшие советы дают неудачники!), то слабым, неуравновешенным. Сил в нем – руззудись плечо! – немерено, вот только веры в себя и целеустремлённости не хватило. Таких характеров, плывущих по воле волн на гребне эмоциональных поступков, в жизни немало, и актёр ищёт самые разные средства выразительности, показывает силу и обаяние своего героя, которого нужно и можно любить таким, какой он есть. Театр исключает крупные планы, из зала не заглянуть глубоко в глаза актёру, не увидеть всех нюансов мимики – здесь на зрителя больше воздействует голос, картина сцены, музыка. Постановщику удалось показать: смена веков не так уж изменила человеческие характеры, и людям так же, как прежде, дороги любовь и понимание.

Вместе с названными исполнителями главных ролей в гастрольных показах выступили молодой, ярко заявивший о себе актёр Илья Ильиных (Слава), артистичная и естественная в импровизационной игре Христина Полуянова (Катя), удачно сыгравшая «неудачницу» Анастасия Дворецкая (Зоя), сдержанный Михаил Дорожкин (Тимофеев). Как и полвека назад, зрители сочувствовали героям (ничем не примечательным с точки зрения нынешних рыночных представлений об успешности), реагировали на реплики единым вздохом зала или прошелестевшим смешком, хлопками… Гламурные девушки и бизнесмены в строгих костюмах, люди старшего поколения и совсем юные зрители с согретыми улыбкой лицами во все глаза смотрели на сцену, бурно аплодировали, бежали к артистам с букетами и словами благодарности в конце спектакля.

Поблагодарить хочется не только актёров, но прекрасно поработавших вместе с ними сценографа Мариуса Яцовскиса, композитора Фаустаса Латенаса, хореографа Алишера Хасанова, художника по костюмам Янину Куштевскую. Вкус и мера в сценографическом и музыкальном оформлении спектакля доставили удовольствие, а простенькие костюмы взяты словно из той, прошлой жизни, без нарочитого подражательства.

Всего два дня провели в Ташкенте московские артисты. Кроме показа спектаклей сумели выбрать время для встречи с творческой молодёжью в Государственном институте искусств и культуры Узбекистана.

Посмотрели подготовленную студентами сценку, отметив удачи и погрешности. Поделились своим творческим опытом в театре и в кино, ответили на самые разные вопросы. Событием для будущих узбекских актеров стала и беседа с Нонной Гришаевой.

Такие встречи дают хороший импульс развитию творческой молодёжи.

Снежные «Пять вечеров» в солнечном Ташкенте

На сцене учебного театра в Государственном институте искусств и культуры Узбекистана
Снежные «Пять вечеров» в солнечном Ташкенте

В Государственном институте искусств и культуры Узбекистана

После встречи со студентами московские гости осмотрели город – он порадовал теплой погодой и горячим приёмом.


Вечером – вновь заснеженная сцена и второй в Ташкенте успешный показ «Пяти вечеров».

И еще один штрих к событию: организаторы гастрольного тура «Клуб друзей Театра» и генеральный спонсор АО «Узбекнефтегаз» выделили 200 поощрительных билетов на спектакль одаренным студентам театральных вузов и колледжей.

Тамара Санаева
Фото и видео автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Потребители Узбекистана стали увереннее в октябре после сентябрьского снижения 2024 года

Индекс потребительской уверенности узбекистанцев в октябре 2024 года показал неплохое восстановление после сентябрьского снижения, увеличившись со 128,7 до 132,5...

Больше похожих статей