В Государственном музее искусств Узбекистана 17 ноября открылась выставка Дамира Рузыбаева «Посвящения».
Не случайно автор назвал новую экспозицию, в которой представлены живопись и скульптура, «Посвящения». Заслуженный деятель искусств постоянно обращается в своих произведениях к образам известных людей и миру звуков и ритмов. Вдохновлённый творчеством поэтов и музыкантов, создаёт произведения, в которых передаёт цветовое и пространственное, ритмизированное в живописи и пластике впечатление о стихии звуков.
В день открытия выставки в одном из музейных залов музея искусств собрались поклонники художника, его коллеги и друзья. Вернисаж позволил публике не просто оценить художественные произведения, но понять, что вдохновило автора к их созданию — герои некоторых картин и скульптур-посвящений предстали перед зрителями в живом творческом проявлении.
Это было необычное соединение мира ирреального и реального. Казалось, запели скульптурные портреты, зазвучали абстрактные полотна. Пространство зала наполнили старинные узбекские мелодии в исполнении Надиры Пирматовой (ученицы народной артистки Узбекистана Саодат Кабуловой), авторские композиции для фортепиано Мухаммада Атаджанова, импровизации джазового трубача Александра Хабирханова. Единой жизнью с героями произведений слились их скульптурные портреты, проступили в звуках музыкальных сочинений смыслы абстрактных полотен. Это был не просто музыкальный фон вернисажа, а первопричина рождения произведений искусства, воздействие музыки на живопись и порождение живописью написанных под впечатлением от полотен новых музыкальных сочинений.
Картины, скульптуры, художник, его герои и гости вернисажа стали частью общего художественного действа. Казалось, ожили скульптурные группы вокруг неподражаемого Навои, слушали живую музыку и действительно пели бронзовые, гипсовые музыканты и певцы…
Мы обратились к автору выставки с просьбой рассказать, как родился замысел экспозиции и как складывался путь художника, очередным этапом которого стал новый необычный вернисаж.
— В свое время в Ташкенте в числе репатриантов жила Юлия Николаевна Рейтлингер, — издалека повёл речь Дамир Рузыбаев. — Она была замечательным художником, писала иконы, но не на продажу, а для друзей и знакомых — каждому его святого. Юлия Николаевна была монахиней в миру и носила имя сестра Иоанна. Жила за городом, но каждую неделю приезжала к друзьям — пообщаться. Заходила и ко мне и как-то подарила светскую работу: рисунок, исполненный тушью, работу 1932 года. Надписала: «Милому Дамиру – восходящей звезде от заходящей, которая и звездой никогда не была. Май 1967 год. Ташкент».
Когда пришёл скорбный час прощания с сестрой Иоанной, меня поразила просветленность её лица. Оно было живее печальных лиц пришедших проводить художницу людей. Личность и творчество Рейтлингер, её служение Богу и людям не прошли для меня бесследно. Она научила думать о человеке. Теперь, даря кому-либо свои работы, стараюсь делать эксклюзивные вещи для конкретного человека, исходя из его сути.
— Выставка собрала работы какого-то определенного периода или темы?
— Да, это работы-посвящения, созданные в разные годы. С юности увлекаюсь джазом, потому среди моих героев есть посвящения джазовым гигантам: Дюку Элингтону, Дизи Гилеспи, Каунту Бэйси. Поздние работы связаны с именами исполнителей узбекской классики: посвящение непревзойдённому мастеру игры на дойре Усто Олиму. Мне хотелось отразить в цвете ритмы его дойры, потому фоном для скульптурного портрета служит картина.
Еще одна работа воссоздаёт образ Мамурджана Узакова – народного певца с редким по красоте голосом. Он мастерски, свободно и легко мог исполнить высокие ауджи-кульминации, что я попытался отразить в картине.
Другая посвящена Отаназару Матъякубову. Известный учёный-музыковед, он в оригинале читал трактаты древних авторов, не жалел сил для просвещения. Этому выдающемуся человеку, который оказал на меня огромное влияние, посвятил «Обертоны» («Оҳанрабо»). Работа вдохновила композитора Мухаммада Атаджанова на сочинение музыкальных композиций. В ответ у меня появилось образное отражение в пластике его игры: черный квадрат (ассоциация с Малевичем), черно-белые клавиши в верхней части работы и гипсовый слепок рук музыканта.
Настоящим откровением явилась певица Надира Пирматова. Ученица великой Саодат Кабуловой, она поёт макомы. Голос и красота макомистки вдохновили на скульптурный портрет.
Многолетняя дружба связывает меня с замечательным джазовым трубачом Александром Хабирхановым. В свое время он был художественным руководителем эстрадно-симфонического оркестра имени Батыра Закирова. Свой восторг искусством дирижёра и трубача я выразил в посвященной ему картине.
— На выставке есть и совсем «свежая» работа в бронзе – портрет молодого, но уже известного дирижёра.
— Да, это молодой дирижёр Камолиддин Уринбаев, руководитель Молодёжного симфонического оркестра Узбекистана. Его концерты воссоздают особый, видимый немногими, мир цвета и красок. Посвящена ему и картина.
Встречая таких людей, как Камолиддин Уринбаев, Ирода Дададжанова ( на выставке представлен её скульптурный портрет), верю, что у нашего богатого талантами народа поистине большое будущее. Надеюсь, посетители выставки не пройдут мимо миниатюрной, но дорогой для меня скульптуры из стекла. Это посвящение моей жене Инессе Максимовой.
— Выставка. как видим, привлекла немало посетителей своей идеей. Жаль, что музыка в зале прозвучала лишь в день открытия — в другие дни публика не увидит всех граней вашего замысла. Хотелось бы узнать, авторская идея исподволь созревала в тишине мастерской или вы обсуждали проект с коллегами, друзьями?
— Конечно, замысел созрел не в один день. У меня был опыт совмещения на предыдущих выставках музыки и художественных работ. Я благодарен, что судьба еще в юности подарила мне друга на всю жизнь — Александра Александровича Волкова. Мы росли и учились вместе, не расстаёмся, несмотря на расстояние, разделяющее Ташкент и Москву, где многие годы живёт мой друг. Почти ежегодно он приезжал на родину, надеюсь приедет вновь.. В этом году А.А. Волков отметил 80-летие, успешно провел в известной московской галерее юбилейную выставку. Её название – «Согретый солнцем и землёй» — отражает историю жизни и характер этого замечательного художника и человека. Я был на открытии выставки, каждый день она привлекала к себе людей. Всегда обсуждаем творческие планы и поддерживаем постоянную связь с помощью современных средств связи. Признателен своему другу за советы в подготовке проекта и высоко ценю его мнение.
Выставка «Посвящения» Дамира Рузыбаева продолжит свою работу до конца года.
Тамара Санаева
Фото и видео автора