В Ташкенте состоялась встреча легендарного космонавта с местными журналистами, прибывшего на 100-летний юбилей своего отца.
В плотном графике своего пребывания в Ташкенте Владимир Джанибеков смог выкроить время на встречу с журналистами, организованной по инициативе международного пресс-клуба, в которой приняли участие супруга космонавта Татьяна Геворкян и друг семьи известный скульптор Яков Шапиро, автор бюста космонавта, установленного на проспекте Космонавтов.
Будущая легенда советской космонавтики Владимир Джанибеков родился 13 мая 1942 года в поселке Искандар, находившегося в то время на территории Южно-Казахстанской области бывшей Казахской ССР и расположенном неподалеку от Ташкента.
С 1953 по 1958 года будущий космонавт учился в Ташкентском Суворовском военном училище МВД (ТашСВУ), однако во времена сокращения армии по приказу правительства учебное заведение было упразднено и расформировано. Владимир вернулся на школьную скамью.
В 1960 году Владимир пробовал стать студентом военного училища, однако не прошел по конкурсу. Поэтому молодой человек поступил в Ленинградский государственный университет на физический факультет. По мнению Владимира, космонавт обязан быть астрофизиком, и только потом он понял, что нужно в первую очередь отдавать предпочтение инженерии. Владимиру пришлось оставить университет из-за нехватки времени: учебу невозможно было совмещать с полетами.
Но в 1961 году Джанибеков сдает вступительные экзамены в Ейское военное училище (ныне военный институт) по подготовке летчиков.
В 1970 году Владимир стал участником отряда космонавтов. По признанию Джанибекова, курс общекосмической подготовки можно приравнять к получению второго высшего образования. Участникам отряда приходилось отдавать все силы на изучение новых технических дисциплин, а также познавать механическое устройство ракет и космических кораблей. Владимир рассказывал, что самым сложным испытанием для него была не сурдокамера и прыжки с парашютом, а центрифуга – непосильная нагрузка для человека со слабым здоровьем, например, у некоторых учеников лопались сосуды.
В 21 веке астронавтика считается не подвигом, а скорее чем-то обыденным и привычным. Человек стал зависим от гаджетов, а подготовка космонавтов проходит с использованием новейших технологий, да и сами полеты стали усовершенствованными благодаря научному прогрессу и полученным знаниям в области физики.
Таким образом, по большому счету за человека все делают машины, но, когда космонавтика только начинала делать первые шаги , покорителям космоса приходилось полагаться на собственный ум и технические знания.
К людям, которые не побоялись шагнуть навстречу неизвестности (ведь тогда не было столь высокой вероятности успеха в экспедициях), можно отнести Владимира Джанибекова, который совершил пять космических полетов как командир экипажей, что считается мировым рекордом во времена СССР. Этот подвиг повторен лишь единожды американцем Джеймсом Уэзерби через 17 лет после нашего соотечественника.
Владимир Джанибеков стал самым опытным советским космонавтом, генерал-майор авиации, дважды Герой бывшего Советского Союза. Этот человек сделал неоспоримый вклад как в астронавтику, так и в физику. Благодаря ему разработана теорема теннисной ракетки (или эффект Джанибекова).
Легендарную известность он приобрел при спасении вместе с напарником Виктором Савиных советской орбитальной станции «Салют-7», предназначенной для долгого пребывания человека на околопланетной орбите для научных исследований. Поскольку на станции около 6 месяцев отсутствовали люди, связь с аппаратом прервалась 11 февраля 1985 года, а температура в ее отсеках приравнивалась к нулю градусов Цельсия. «Неживой» «Салют-7» фактически стал космическим мусором.
Падение станции могло сказаться на репутации страны в космической гонке и обернуться человеческими жертвами: была вероятность того, что металлические осколки достигнут Земли. Этот рискованный полет 1985 года, который продолжался 115 суток, считается одной из самых сложных технических операций в истории мировой космонавтики.
Примечательно, что к созданному в 2017 году фильму «Салют-7» по мотивам подвига двух космонавтов, относится негативно, считая его «голливудщиной».
Джанибеков человек разносторонних взглядов и интересов. В ходе встречи он обстоятельно отвечал на вопросы, касающихся техники, науки, геологии, авиации и многих других направлений. Помимо науки занимается искусством: космонавт стал автором фотографических эскизов советских и американских почтовых марок. Он продолжает продвигать науку, рисовать и читать лекции, об эффекте Джанибекова, теории Сапогина Л.Г, инопланетянах и т.д.
К тому же, он обладает чувством юмора. Отвечая на вопрос журналистов об его отношении к инопланетянам, Джанибеков тонко подметил: «Я не мыслю себе Вселенную без инопланетян».
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора
А может это не юмор был? Вселенная настолько огромная, а мы считаем, что мы единственные.