В ходе обсуждения проекта Инвестиционного кодекса на ЕПИГУ Государственный комитет Республики Узбекистан по инвестициям отмечает неуклонное снижение в 2011-2016 годах притока прямых иностранных инвестиций в республику.
Назван ряд факторов, ухудшающих условия инвестирования:
— возложение на инвесторов обязательств без учета их прав и интересов;
— факты вмешательства государственных органов в хозяйственную деятельность;
— возложение на инвесторов обязательств по приобретению материалов, оборудования, его компонентов и других товаров, в которых они не заинтересованы по цене и качеству;
— отдельные случаи по завышению долговой нагрузки во вновь создаваемых предприятиях;
— отсутствие эффективной и современной системы мониторинга предоставляемых налоговых и таможенных льгот, а также государственных гарантий.
В обсуждаемом документе отмечена особая важность защиты прав и интересов инвесторов от:
— неправомерного отчуждения и конфискации собственности и результатов их деятельности;
— непредсказуемых и неблагоприятных действий отдельных органов государственного управления, которые негативно отражаются на базовых условиях хозяйственной деятельности и ухудшают деловой климат;
— практики пересмотра и отмены результатов приватизации и др.
Инвесторами также отмечается, что при наличии достаточно большого массива нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, защита их прав и интересов не обеспечивается должным образом ни в административно-правовом, ни в судебном порядке.
Другой серьезной проблемой является превалирование подзаконных актов над законами Убекистана, зачастую приводящей к правовым коллизиям и нарушающее общую системную логику инвестиционного законодательства. Более того, чрезмерно гибкая система внесения изменений и дополнений в подзаконные акты делает инвестиционный климат непредсказуемым и непривлекательным для иностранных инвесторов.
В настоящее время в Узбекистане значительная часть инвестиционных отношений подпадает под регулирование законодательных актов различных отраслей: государственные (бюджетные) инвестиции – финансовое законодательство; социальные инвестиции – законодательство о некоммерческих организациях; инвестиции в ценные бумаги – законодательство о рынке ценных бумаг и т.д. Разброс норм инвестиционного законодательства по отраслям усложняет его правоприменение, снижает эффективность инвестиционного законодательства, что, в свою очередь, негативно влияет на развитие экономики страны, отмечено в обсуждаемом документе.
Для модернизации инвестиционного законодательства разработчики инвестиционного кодекса предлагают осуществить кодификацию, унификацию и систематизацию действующих нормативно-правовых актов, а также создать действенный правоприменительный механизм в сфере инвестиционных отношений.
На первый план выходят вопросы, решение которых должно быть направлено на:
— обеспечение эффективной административно-правовой и судебной защиты прав и законных интересов инвесторов;
— усиление защиты инвестиций, в том числе частной собственности;
— стимулирование развития конкуренции на инвестиционном рынке;
— совершенствование правоприменительной практики и кодификации законодательства в инвестиционной сфере, что в итоге положительно скажется на инвестиционном климате и общем развитии экономики страны.
Законопроект разрабатывается для совершенствования действующего разрозненного инвестиционного законодательства и войдет в систему законодательства Узбекистана как единый консолидированный, кодифицированный акт, который обеспечит единство инвестиционного пространства, равенство правового режима отечественных и иностранных инвесторов, свободу экономической деятельности субъектов инвестиционной деятельности на территории республики.
Предусмотренные инвестиционным кодексом меры предусматривают, в частности, стимулирование инвестиций, где важная роль отводится Уполномоченному государственному органу по инвестициям.
Кроме того, в Кодексе предусмотрены положения, направленные не только на инвестиции нулевого цикла, но и на инвестиции в уже существующие предприятия, в особенности производящие товары или услуги с высокой добавленной стоимостью.
Проект Инвестиционного кодекса предусматривает нововведения.
В их числе:
— объединение в рамках единого Кодекса нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность;
— введение новых норм, разработанных на основе международных актов и опыта, направленных на защиту инвесторов и инвестиций и предотвращение антиинвестиционных действий;
-введение единого правового режима как для отечественных, так и для иностранных инвесторов;
-пересмотр таких ключевых понятий как инвестиции, иностранные инвестиции, инвестор, иностранный инвестор, инвестиционная деятельность, гарантии и т.д.;
-введение новых гарантий от дискриминации, от неблагоприятного изменения законодательства, гарантии правовой защиты, гарантии использования различных форм осуществления инвестиций.
Предусмотрено внедрение таких нововведений как:
· виза инвестора;
· инвестиционная ссуда;
· инвестиционные налоговые кредиты;
· инвестиционные субсидии;
· возмещение морального вреда и компенсация;
· государственная поддержка инновационного производства;
· пересмотренные сроки концессий и СРП;
· зарубежное инвестирование;
· дополнительные гарантии для иностранных инвесторов и др., говорится в обсуждаемом документе.
В. НОВИКОВ