В Государственном кукольном театре Узбекистана репертуар пополнила постановка для взрослой публики — 17 сентября на сцене ГКТ с успехом прошла премьера спектакля «Тень» по пьесе Е.Шварца.
Мы встретились с Динарой Юлдашевой — сценаристом, театроведом и режиссёром — и попросили рассказать, что побудило её обратиться к старой, как мир, истории, знакомой зрителям по сказке Андерсена и пьесе Шварца, кино- и театральным постановкам.
— В нашем театре 30 лет не было постановок для взрослых, но в зале всегда можно видеть людей разных поколений: приходят с детьми и внуками, и я вижу, как мамы, папы, учителя и воспитатели с увлечением смотрят детские сказки. Хотелось поставить спектакль для взрослой части нашей публики. Выбор пал на «Тень» не случайно — идеи пьесы Е.Шварца мне очень близки. Спектакль рождался в муках: мы поставили его в 2010 году, но после общественного просмотра представление так и не удалось показать широкой публике. И вот, наконец, спустя семь лет — премьера.
— В чём власть «Тени»? Почти восемьдесят лет с успехом идут постановки в питерском «Театре комедии», поставлена пьеса в варианте для юной публики в Театриуме на Серпуховке в Москве (бывший Театр клоунады Терезы Дуровой), а вот о кукольной версии не слышала. На премьере много знатоков и ценителей искусств – сложно оправдать ожидания такой публики…
— Наш спектакль о том, что волнует людей во все времена. Это сказка, и она, как многие сказочные истории, философская: в ней подняты вечные темы правды и лжи, ума и глупости, учёности и невежества, верности и предательства, доброты и жестокости, низкопоклонства, клеветы – всего, что помогает или мешает человеку соответствовать своему предназначению. Действие происходит в сказочной, но живущей земными заботами стране. В ней живут даже людоеды, но им тоже непросто, потому приходится подрабатывать оценщиками в ломбарде. Главный герой — Учёный. Он мечтает осчастливить весь свет и бросает вызов обществу, в котором царит жажда власти и над человеческими чувствами довлеют ханжество и лицемерие. Ученый понимает: в человеческом обществе трудно не сломаться, сохранить своё истинное Я, чистоту помыслов. Но знает, что нельзя изменять мечте и любви, необходимо сохранить веру в себя и людей, в будущее. И еще одна из главных идей: каждый человек имеет свою Тень — свое второе,теневое «Я». Эта «тень» — вечный спутник человеческого истинного «Я», вечная его борьба. И важно в этой борьбе не позволить одержать верх над собой, избежать бессмысленных трагедий. Насколько удалось нам воплотить замысел – судить публике.
— Произведение создавалось автором в конце 30-х годов прошлого века, когда в Европе набирал силы фашизм, претендуя на мировое господство. В вашей постановке, насколько знаю, сделан особый акцент на этой теме.
— Свою пьесу Е.Шварц впервые показал в 1940 году. До премьеры несколько лет, иногда прямо во время репетиций, вносил в неё дополнения, связанные с развитием мировых событий. В мае 2010 года, когда мы предприняли первую попытку постановки спектакля «Тень», отмечалась юбилейная дата – 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Со дня премьеры постановки Шварца прошло 70 лет, и мы надеялись представить спектакль в год юбилейной даты. Наша постановка в чём-то повторила судьбу следующей пьесы Шварца – «Дракон», написанной им в военное время. «Дракон» был снят после первого же показа в 1944 году. Нам отказали даже в премьере – прошёл лишь общественный просмотр. Не буду называть имена людей и театральных критиков, кордон которых мы не прошли — может быть, их оправдывает время или страх за собственную карьеру. Они судили так: «Вы подняли тему фашизма? Фашизм — это вчерашний день! На кого вы намекаете, выставляя в центре сцены кулак с могильными крестами?»
Время опровергло недальновидные высказывания, казавшиеся семь лет назад «глобальными».
Для меня главной в постановке стала идея «тени». Может ли человек противостоять «тени», не даст ли завладеть собою? Это особенно страшно, если кому-то дана власть. Человечество в прошлом веке убедилось в катастрофичности «теневых» влияний на личность. Достаточно вспомнить фашизм, ростки которого вновь поднимаются в современном обществе. Необходимо противостоять ему во всех проявлениях, о чем говорилось и на недавней встрече президента с творческой интеллигенцией. Пьеса написана в жанре сказки, она имеет глубокий философский смысл и не утратила актуальности.
— Всегда ли добро побеждает зло? Нередко в жизни оправдывается сентенция из пьесы Шварца, прозвучавшая из уст одного из персонажей, горе-журналиста: «Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал отдыхать. Ведь тогда он сам не знает, кто его съел, и с ним можно сохранить прекраснейшие отношения». Не всем по нраву истины «Голого короля» Андерсена, «Тени» или «Дракона» Шварца. Но эти сказки говорят о главном для общества, их нужно знать и передавать от поколения к поколению. Ваша постановка показана сегодня, но имеет историю длиною в семь лет! Магия чисел – почти как в сказке или вашем спектакле, когда часы начинают идти вспять и персонажи предлагают «живые бумажные цветы» или «свежий вчерашний борщ». Наверное, в этой истории есть еще какие-то интересные моменты?
— Конечно есть! Этот значимый для театра проект был осуществлен благодаря поддержке Швейцарского бюро по развитию и сотрудничеству культуры и искусства в Узбекистане — я выиграла малый грант в региональной программе. Целью проекта было создание прецедента для дальнейшего восстановления взрослого репертуара в театре кукол. Задумала расширить границы зрительской аудитории, привлечь внимание молодежи к этому виду театрального искусства. Хотелось изменить бытующее мнение о театре кукол как о сугубо детском. Формирование взрослого репертуара в нашем театре — моя заветная мечта. И она сбылась, как нередко случается в сказках.
Напомню: в основе драматического произведения Е.Шварца одноименная сказка Андерсена — одна из самых печальных его историй, она о человеке, потерявшем собственную тень. У Шварца сказка обретает яркую социальную окраску и более глубокий философский смысл. В ней можно усмотреть развитие пушкинской темы о роли «теневой личности» в истории, воплощенной в «Моцарте и Сальери». Когда человек проигрывает своему теневому «Я», это ведёт к непредсказуемым последствиями в судьбах целых народов, стран, да и всего мира. Актуальность темы неоспорима. Очень надеюсь, кукольный спектакль «Тень» плотно войдет в репертуар и будет востребована взрослой аудиторией.
— Театр и творчество – это нестандартные моменты человеческой жизни, включающие магию их разрешения. Случались ли они у вас при работе над «Тенью»?
— Как только художник касается потустороннего мира (вспомните, к примеру, М.Булгакова и его «Мастера и Маргариту») или теневой стороны вещей, так начинаются странные явления. В первом составе во время подготовки спектакля «Тень» одна из актрис повредила ребро. Пришлось отодвинуть показ на два месяца. Затем четверо актеров неожиданно получают приглашение в Дубаи и покидают театр. При подготовке нынешней премьеры лег на операцию один из ведущих актеров театра, и сдача спектакля задержалась на три месяца. Буквально за три дня до предстоящей премьеры попала в больницу актриса, исполняющая одну из главных ролей. То есть одно препятствие следует за другим, словно власть какой-то «тени» чинила нам козни. Вы не представляете, что значит вводить нового актера в кукольный спектакль. Ведь это не только кукловождение и заучивание роли. Артист должен помочь одному персонажу работать ножками, другому ручками, подать тот или иной предмет, успеть переодеть куклу, сменить перчатки, переключиться с одного образа на другой… Для этого нужна мастерская отработанность техники, сработанность, полное взаимопонимание артистов. Да ещё, как назло, сцена была занята другим спектаклем, и мы теряли драгоценное время. Вообразите мое состояние перед самой премьерой! Ведь невозможно оправдаться перед зрителем, если допущены какие-то недочеты. Но мы старались сделать всё, что могли.
— Как рождались музыка, сценография, образы кукол для спектакля? Кто с вами в творческой команде?
— За семь лет многое успело произойти. Спектакль поставлен в жанре мюзикла — это первый отечественный мюзикл для узбекского театра кукол. Композитору Лилии Угай, написавшей музыку к постановке, в 2010 году было всего 19 лет, и мы не пожалели, что доверили ей музыкальную часть постановки – она стала органичной частью спектакля. К премьере 2017 года в жизни Лили успели произойти действительно сказочные перемены: она закончила Йельский университет и сейчас живёт в США.
Сценографией занимался талантливый художник, заслуженный деятель искусств Узбекистана Шухрат Абдумаликов, с которым у нас сложился плодотворный творческий тандем. Хореограф — замечательная Ольга Останина, с нею меня связывает ни один десяток лет совместной деятельности. Все мы хорошо понимаем друг друга.
Своего главного героя я ассоциировала с фигурой Гитлера — это нетрудно заметить по облику куклы Тени. Мы использовали сложную планшетную систему кукол, которая управляется двумя-тремя актерами. Включили также сценическую работу предметов, плоскостных кукол и просто актерских рук в белых перчатках.
В спектакле звучит более 20 песен в исполнении актеров ташкентских театров Олега Галахова, Вячеслава Цзю, Руслана Ергашева , Эвелины Ариповой и эстрадных певцов Юлии Угай, Шадишы Туйчиевой и Франгиз Файзиевой. В постановке используется видеоарт Шавката Юлдашева. Занята в чпектакле вся «русская» труппа театра, причем почти каждый из артистов создает на сцене по два образа. Так случилось, что первый состав распался, сейчас у нас работает полностью обновленная, молодежная «русскоговорящая» труппа. Для артистов это очень полезный опыт, в котором они обрели навыки хорошего партнерства, творческого поиска и вдохновения.
— Премьера состоялась, поздравляем вас, режиссёра, и всю творческую команду, работавшую над постановкой. Долгой жизни спектаклю.
— Спасибо, ждём зрителей, приходите на «Тень» и другие наши спектакли, в каждом из них своя изюминка и интересные моменты для взрослой публики.
Тамара Санаева
Фото и видео автора