back to top
10.6 C
Узбекистан
Понедельник, 18 ноября, 2024

Детское насилие: от звонка до звонка

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,050ПодписчикиПодписаться
Детское насилие: от звонка до звонка

До начала нового учебного года остались считанные дни. Первоклассники с неподдельным волнением ждут этого момента. Ведь им впервые предстоит переступить школьный порог, войти в совершенно новую жизнь, в мир знаний и просвещения. Но они даже не подозревают с какими трудностями им предстоит столкнуться.

И речь пойдет не только об учебных нагрузках, которые лягут на неокрепшие детские организмы.
По данным ЮНЕСКО, во всем мире каждый четвертый школьник подвергается насилию и травли со стороны сверстников, а в развивающихся странах это число доходит до 35 процентов от общего числа учащихся. Но, к великому сожалению, эта тема мало кого интересует. О ней вспоминают только тогда, когда происходит уже нечто непоправимое. Вспомним хотя бы гибель ученика колледжа им. Боровского Жасура Ибрагиомова от рук своих однокурсников в мае текущего года. Но это только вершина айсберга, большая часть которого спрятана не только от глаз родителей, но и всего общества в целом.

Конечно, насилие и травля учеников практически не встречаются в младших классах. Этот пагубный и довольно низкий стадный инстинкт проявляется в чуть более взрослой среде, детей возрастом от 11 до 15 лет. И чем они взрослее, тем унижение сверстников носят более насильственный характер. Но, как ни крути, все начинается в младших классах. Когда дети, зачастую подражая взрослым и особенно родителям, старшим братьям и сестрам, начинают понемногу оскорблять друг друга, тем или иным способом унижать. Кто-то уже в раннем возрасте может постоять за себя, а кто-то нет. И постепенно формируется круг отверженных. Тех над кем можно поиздеваться, принизить, избить, причем просто так, без причины.

Некоторые психологи видят в этом первые признаки самоутверждения. Параллельно с кругом парий, формируется и круг лидеров, которые хотят выделяться среди сверстников, показать себя перед противоположным полом. А насилие это не только самый легкий способ, но и самый действенный. Ведь, что бы мы не думали о себе, мы все равно остаемся животными и цивилизованные формы общения занимают довольно маленькую долю в общей истории эволюции человека.

Нужно учесть, что попав в число отверженных, выбраться из него довольно сложно. Для этого необходимы ответные и довольно радикальные меры. Например, если ребенка оскорбляют и унижают его же одноклассники ему уже не поможет аналогичное противодействие. Ответ должен быть ассиметричным. Например, в ответ на словесные оскорбления применить грубую физическую силу. Тогда у всех отобьется охота издеваться над ним.

Но трудно представить, что у него хватит на это духу. Даже можно сказать, что у тех кто познал настоящий испуг это точно не получится. Хотя дело здесь не в том, что никто не сможет постоять за себя таким образом. Такой шаг чреват тем, что бывший адресат обид и насмешек, может в миг превратится в еще более страшного монстра. Вся боль, причем как физическая, так и душевная, которая долгое время копилась в ребенке, наконец прорвет плотину страха и понесется таким потоком, что может привести к ужасным последствиям.

Да, многие скажут, что в детском насилии нет ничего экстраординарного. Многие через это проходят и ничего, взрослеют, живут, обзаводятся семьями. С этим бороться бессмысленно. Но приведу пример. В моей школе учился один мальчик. Года на два младше меня. Он был очень одаренным ребенком. Особенно легко ему давались точные науки. Он мог в уме решать математические задачи, с которыми большинство старшеклассников не могло справиться и на бумаге. Его нельзя было назвать нелюдимым, он легко шел на контакт, был всегда улыбчив, но, к сожалению, не мог постоять за себя. Дети это быстро просекли и стали издеваться над ним. Причем издевательства с каждым разом носили все более жестокий характер. В конце концов им помыкала практически вся школа, даже ученики из младших классов, да и некоторые девочки не упускали случая унизить его тем или иным способом.

И вот спустя многие годы я случайно встретил его. Он был одет в оранжевую хокимиятовскую жилетку и подметал улицу. А на лице его была такая скорбь, как будто у него кто-то умер. Сказать, что я был поражен этим зрелищем, это не сказать ничего. Честно говоря, его удрученный вид, тем кем ему приходится работать, чтобы заработать себе на хлеб ранили мое сердце. Я подошел к нему, поздоровался, спросил как он поживает, как его родные и… запнулся. Когда он увидел, что я здороваюсь с ним, его лицо просветлело. Его озарила такая искренняя улыбка, что мне стало стыдно. Стыдно за себя, за других. Стыдно за то, что у меня не раз возникала мысль заступиться за него, тогда в детстве, в школьных коридорах, во дворе, но я этого так ни разу и не сделал. Стало стыдно за то, что я побоялся быть непонятым сверстниками, побоялся вызвать их смех.

Все мы взрослеем и забываем все то плохое, что происходило с нами в прошлом. Такова особенность человеческой психики, которая уберегает нас от переживаний, грустных воспоминаний, чтобы не измотать нервную систему и не нанести организму непоправимый вред. Но все равно подсознательный страх на всю жизнь поселяется в нас. Дети вырастают пассивными, не уверенными в себе, трудно адаптируются во взрослой жизни. И вина за это в той или иной мере лежит на каждом из нас.

По данным Министерства народного образования Узбекистана, на сегодняшний день в республике функционирует более девяти с половиной тысяч школ, в которых в прошлом учебном году проходило обучение почти пять миллионов учеников, в том числе в начальных классах — 2,4 миллиона. В первый класс пошли 641,6 тысячи детей, окончили школу – 466 тысяч учеников.

В государственных школах страны обучение проводится на шести языках, в некоторых – сразу на нескольких. Из совокупного числа учащихся в прошлом учебном году на узбекском языке училось 85,61% детей, русском – 9,94%, каракалпакском – 1,97%, таджикском – 1,14%, казахском – 1,00%, туркменском – 0,18%, киргизском – 0,13%.

В школах страны преподают почти 390 тысяч учителей (70,6% женщин), в том числе в начальных классах – 112 тысяч (90,5%). Из общего числа педагогического состава высшее образование имеют 83,3% учителей, незаконченное высшее – 0,14%, среднее – 16,1%. Высшая квалификация присвоена 46,2% педагогам, первая – 35,2%, вторая – 14,5%, квалификация специалиста – 4,1%.
Помимо этого в республике действует 87 специализированных школ и школ интернатов, в том числе одна для детей с тяжелыми дефектами речи, три – с дефектами опорно-двигательной системы, 14 – незрячих и слабовидящих, 17 – глухих и слабослышащих, 50 – умственно отсталых.

Тиллаходжа Алимухамедов

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Спасибо автору. Очень больно наблюдать за детским насилием. не раз приходилось сталкиваться что возле дома, что в школьных коридорах.

  2. Все идёт от воспитания, а воспитание могут дать только те, кто был правильно воспитан, вот и получается порочный круг, пора в школах вводить предмет "как правильно жить" или хотябы "психология отношений ".

    P.s: не совсем ясна фраза автора об ответных мерах "грубая физическая сила" это личный совет автора?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Потребители Узбекистана стали увереннее в октябре после сентябрьского снижения 2024 года

Индекс потребительской уверенности узбекистанцев в октябре 2024 года показал неплохое восстановление после сентябрьского снижения, увеличившись со 128,7 до 132,5...

Больше похожих статей