Эту цитату обычно приписывают Франклину Делано Рузвельту. Но мужественный и мудрый американский президент, спасший страну от затяжного экономического кризиса и возглавивший борьбу своего народа с фашистской Германией и милитаристской Японией, повторил великого философа Франклина Бэкона, правда, усилив эту мысль продолжением: «Мы должны бояться единственной вещи – это самого страха». Значит и в беспощадном ХХ веке в США, и 400 лет назад в суровой Англии, как и во все другие времена (можно привести десятки высказываний классиков античной Греции, Древнего Китая, ренессансной Средней Азии и т.д.) наиболее проницательные люди предупреждали о пагубном воздействии страха на сознание и волю человека.
Тема старая, но, увы, актуальная и по сей день. Прямо скажем, у нас далеко не во всём хорошая наследственность. Столетия после Амира Темура в феодальном Туркестане реальные вершители судеб под жестоким прессом держали людские массы в полном и безмолвном повиновении — но от этого край наш только деградировал. Но и в минувшем веке на тошнотворном изнуряющем чувстве страха перед репрессиями, гонениями, обсуждениями и осуждениями на различных собраниях строили свою кадровую, идеологическую, национальную, хозяйственную политику официальные власти и вся система административных органов в бывшем тоталитарном Союзе.
После обретения 26 лет назад независимости, в республике было объявлено о решительном и бесповоротном намерении покончить с унизительным прошлым, когда зачастую поступки людей диктовались не разумом, не волей, не совестью, а упреждающим чувством страха, зависимости от бдительно наблюдающих и контролирующих органов и сексотов. При этом были чётко обозначены ориентиры духовного и нравственного возрождения нашего народа – это самые героические представители нашего прошлого, начиная от Спитамена, Темура Малика, Джалолиддина Мангуберды, Амира Темура и кончая бесстрашными защитниками идей национального самосознания, погибшими в сталинских застенках. Официально на этих светлых примерах строилась воспитательная работа среди населения, прежде всего – среди детей и юношества. Чтобы такое воспитание не ограничивалось только лишь национальными рамками, были приняты меры для направления за рубеж наших самых способных и дерзновенных молодых людей, чтобы они познали вкус не только к смелым научным исследованиям, но и в целом – к свободному, пытливому мышлению, к раскрепощённому, хотя и ответственному, поведению и стилю жизни, к открытости, откровенности и прямоте своих суждений, поступков и устремлений, к творческому и полноценному раскрытию своей личности. Ибо только такие люди новой формации, а не зашуганные, затурканные боязнью и страхом «винтики» — исполнители, «какбычегоневышлисты», смогут и должны созидать новое и счастливое будущее нашей страны.
Но, увы, далеко не во всех зарубежных странах учили нашу молодёжь свободе мышления, были и такие, в которых в сознание молодёжи внедрялось лишь критически-враждебное восприятие идеалов нашего молодого государства. Более того, сама практика построения новой жизни в нашей стране оказалась далеко не идеальной, а генетически запуганных людей было угрожающе много среди разного рода чиновников, среди всех слоёв населения и даже среди нашего брата- журналиста. Оно, конечно, ясно – когда люди боятся, ими легче управлять, добиваться, каких-то кратковременных целей. Но только кратковременных, сиюминутных, не рассчитанных на перспективу. Между тем, понятно, что строить будущее могут только сознательные, уверенные в себе и в правоте будущего дела, исповедующие единую национальную идею, активные патриоты. Именно на таких рассчитывает наш президент Ш.Мирзияев, кардинально перестраивая сейчас молодёжную политику в республике. А для этого учителям, наставникам, воспитателям, менторам надо самим быть безукоризненно чистыми и честными — перед Родиной, перед обществом. перед своей гражданской совестью. Тогда и бояться нечего. Ведь недаром ещё Саади писал:
«Кто чист – не знает страха, ему не страшен суд. А грязную рубаху и прачки палкой бьют».
Нет, совсем не досужие эти размышления. И внешние, и внутренние враги нашего государства пытались вогнать страх в весь наш народ – не вышло. Нам действительно понадобилось в последнее время усиливать дисциплину, в том числе и правовую, и трудовую, и финансовую, добиваться наглядного проявления чувства ответственности за себя, за окружающих, за порученный участок, за будущее страны в целом.
Не оболванивающим свойством страха может консолидироваться, общество — а искренним стремлением построить демократическое и правовое общество, объединяющее развитых, уверенных в себе, обладающее чувством собственного достоинства, красивых и умных людей.
Без страха!
А. Ходжаев.