back to top
11.7 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Астана принимает Саммит ШОС: эксклюзивное интервью посла Казахстана в Узбекистане

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Как известно, 8-9 июня в Астане состоится Саммит глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), где в настоящее время председательствует Казахстан.

Астана принимает Саммит ШОС:  эксклюзивное интервью посла Казахстана в Узбекистане

В преддверие Саммита глав государств-членов ШОС в г.Астане Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Казахстан в Узбекистане дал интервью, где рассказал о достижениях ШОС с момента своего образования и перспективах сотрудничества в рамках организации.

— Уважаемый Ерик Мылтыкбаевич! До предстоящего астанинского саммита Шанхайской организации сотрудничества буквально остаются считанные дни. Ваше мнение, как представителя председательствующей в Организации страны, с какими основными достижениями ШОС со времени своего образования подошла к очередному своему форуму и каких результатов ждать от астанинского саммита?

— Благодаря совместным усилиям лидеров государств-основателей, пройдя непростой путь становления и развития, организация заняла прочное и авторитетное место в современной архитектуре международных отношений.
Немалый вклад в это внесли и Казахстан, и Узбекистан, являющиеся последовательными сторонниками развития Организации.
ШОС последовательно и целенаправленно реализует свою главную цивилизационную миссию — способствует укреплению взаимопонимания между народами, взаимному познанию, проникновению, обогащению и сближению культур и цивилизаций.
ШОС выступает гарантом мира и стабильности в зоне своей ответственности, без чего, бесспорно, невозможно обеспечить устойчивое развитие и процветание народов стран региона.

В этих целях, с первых дней своего существования стремится к самому широкому сотрудничеству со всеми, кому дороги мир и стабильность на земле.
В рамках ШОС реализуются долгосрочные программы и планы развития взаимодействия в сферах культуры, образования, науки и техники, здравоохранения и туризма, изучения и сохранения культурного и природного наследия региона ШОС.

Мы постоянно двигаемся вперед уверенно, твердо следуя принципам, зафиксированным в Хартии ШОС.
Привлекательность и преимущества ШОС заключается в том, что сотрудничество в рамках нее развивается на основе совместного определения зон совпадения интересов, равнозначности мнений всех вместе и каждого в отдельности, независимо от политических и экономических весовых категорий акторов, при полном сохранении и уважении самостоятельности субъектов партнерства в их внутренних делах и внешней политике.

Поэтому Саммит ШОС — это всегда центральное событие. Лидеры наших стран соберутся в столице Казахстана, чтобы традиционно «сверить часы» по ключевым вопросам повестки дня Организации и международной политики, определить на консенсусной основе дальнейший вектор развития многопланового взаимодействия в рамках ШОС.

А это четыре направления движения ШОС, определенные основополагающим документом — Хартией от 2002 года: сотрудничество в области политики и безопасности, экономическая сфера, культурно-гуманитарное взаимодействие, а главное — неизменное стремление государств-основателей к совместному развитию. Кстати, 15-летний ее юбилей мы будем отмечать 7 июня т.г.
Все выносимые в Повестку дня вопросы проходят в настоящее время длительную и кропотливую процедуру согласования на всех министерских и экспертных площадках Организации.

По итогам Саммита будет принята Астанинская декларация ШОС, в которой будут отражены общие подходы лидеров по вопросам региональной и глобальной политики. Наряду с этим, по инициативе Казахстана, сторонами прорабатывается вопрос озвучивания отдельного Заявления глав государств-членов ШОС о совместном противодействии международному терроризму. Более подробно о нем я остановлюсь позже.

В целом на Саммите планируется подписать более 10 документов, регламентирующих вопросы взаимодействия по различным направлениям деятельности Организации. Среди них Конвенция по противодействию экстремизму, План совместных действий по реализации Программы сотрудничества в сфере туризма, Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и Международным комитетом Красного креста и др.
Ключевой вопрос Повестки дня Саммита – это принятие новых мощных и авторитетных в международном сообществе государств — Индии и Пакистана.

Нет никаких сомнений в том, что Саммит в Астане внесет свой особый вклад в поддержание мира и стабильности в регионе и мире, в обеспечение устойчивого развития и укрепления культурно-гуманитарного сотрудничества на обширном пространстве ШОС.

Астана принимает Саммит ШОС:  эксклюзивное интервью посла Казахстана в Узбекистане

— Как отразится на Организации вступление в ее состав новых мощных игроков – Индии и Пакистана?

— Присоединение к «шестерке» двух важнейших держав — это несомненная оценка как реальных достижений, так и потенциала ШОС в вопросах укрепления экономических и политических связей.
Уверен, что Индия и Пакистан с учетом их веса в региональных и мировых делах, внесут свой существенный вклад в усиление Организации и эффективности ее деятельности. Это связано с военно-политическим, демографическим и экономическим потенциалом новых членов и той ролью, которую они играют и способны играть в перспективе в региональной политике.
Организация станет мощнейшей трансрегиональной структурой, включающей в себя ведущие державы евразийского континента и объединяющей более 44% населения Земли на пространстве от Арктики до Индийского океана — с Севера на Юг и от Лияньюньгана до Калининграда — с Востока на Запад. Ее потенциал и возможности существенно изменят региональный и мировой расклад.
Вместе с тем, перед ШОС открываются не только новые перспективы, но и появляются новые вызовы.

Прирастание пространства Организации, которая ограничивалась регионом Центральной Азии, новым субрегионом, сформированной в условиях отличающейся субсистемы, слабо привязанной к той парадигме, породившей в свое время ШОС, привнесет в ее деятельность в политическом плане все более дифференцированный характер.
Трансформация политической конфигурации и географии закономерным образом отразится на повестке дня и на предметной сфере сотрудничества.

В первую очередь, полагаю, с расширением Организации возникнет вопрос о зоне ответственности ШОС, будет ли она автоматически распространяться на новые страны, а также выходить за пределы пространства ШОС. Вероятнее всего, изменение пропорций в ШОС изменит соотношение рассматриваемых проблем, связанных с Центральной Азией.

Очевидно, что наряду с традиционными, ШОС также приобретет и новые формы деятельности.
Учитывая, что в Организации количество ядерных держав увеличивается с двух до четырех и соответственно возрастает ее влияние в мире, весьма актуальным для ШОС становится позиционирование в мировой политике. На протяжении многих лет деятельность организации была направлена для решения внутренних проблем.

Рост организации будет испытанием ее способности проецировать политическое и экономическое влияние за пределами ШОС по ряду важных региональных и международных проблем.
В первую очередь, придется конкретизировать как ШОС будет способствовать урегулированию афганской проблемы, т.к. она практически становится внутренним делом ШОС в условиях нахождения ее в окружении государств-членов и наблюдателей ШОС, которые также претендуют на членство в Организации в ближайшей перспективе.

Несмотря, на то обстоятельство, что у Дели и Исламабада свое видение афганской и других проблем, зачастую противоположное, нахождение на площадке ШОС взаимоприемлемых решений, позволит ускорить решение афганской проблемы, т.к. оба государства имеют большой опыт борьбы с терроризмом и сильное влияние на Афганистан.

— Переходя к вопросам безопасности, для стран ШОС они традиционно являются одним из ключевых направлений совместной деятельности. Каковы ваши оценки состояния безопасности на пространстве ШОС и чем вызвана необходимость принятия отдельного Заявления глав государств-членов ШОС о совместном противодействии международному терроризму.

— К сожалению, мир не становится более безопасным. Угрозы и вызовы, исходящие от международных террористических организаций, демонстрируют тенденции роста, приобретают системный и устойчивый характер.
В результате деятельности «ИГИЛ» и связанных с ним международных террористических и религиозно-экстремистских организаций («Джабхат Ан-Нусра», «Движение Талибан», СИД, ИПТ, ИДВТ, «Боко-Харам» и др.), формируется мировая архитектура терроризма с единым идеологическим центром.

По данным экспертов ООН, 34 тергруппировки по всему миру присягнули на верность международной террористической организации «ИГИЛ», и под его знаменами воюют десятки тысяч боевиков.
Их деятельность в Сирии и Ираке не только кардинальным образом изменили политическую и межконфессиональную ситуацию на Ближнем Востоке, но и способствовали активизации радикальных элементов в других регионах мира.
Не остаются в стороне от этих процессов и государства Центральной Азии, где растет террористическая угроза. Значительное число граждан наших стран воюет в рядах «ИГИЛ» в Сирии и Ираке.

Наибольшую же обеспокоенность вызывают предпринимаемые целенаправленные шаги «ИГИЛ» по переносу плацдарма подрывной деятельности непосредственно к рубежам Центрально-Азиатских государств, т.е. в Афганистан. Причем концентрация экстремистов происходит именно на северо-востоке страны, тем самым создавая «запасную базу» на случай негативного развития ситуации на Ближнем Востоке. Нестабильность в этой стране может быстро перекинуться на Центральную Азию и распространиться дальше.

В этих условиях, государства-члены ШОС предпринимают все необходимые меры для поддержания стабильности на пространстве ШОС.
При этом, Узбекистану, как стране, находящейся на передовых рубежах, отводится особая роль. Именно по этой причине в Ташкенте в свое время была размещена штаб квартира Региональной антитеррористической структуры ШОС – Исполнительный комитет.
На сегодня, РАТС представляет собой мощную и эффективную структуру. Принимаемые и реализуемые с его позиции меры способствуют компетентным органам наших стран результативно сотрудничать в области предупреждения, выявления и пресечения террористических, сепаратистских и экстремистских деяний.

В то же время, учитывая, что источники угрозы международного терроризма, находятся вне пределов пространства ШОС, без консолидации усилий мирового сообщества, прежде всего, ведущих мировых держав, мы будем вынуждены постоянно иметь дело с их последствиями, а не причинами.
Взаимоотношения же между мировыми державами в настоящее время довольно напряженные и приобретают все более и более турбулентный характер, что только играет на руку террористам.

Поэтому мы, государства-члены ШОС, этим Заявлением особо подчеркиваем важность проблемы международного терроризма и актуальность объединения усилий в борьбе с ним. В нем нашло отражение коллективное видение решения этой проблемы и призыв ко всему цивилизованному миру.

Астана принимает Саммит ШОС:  эксклюзивное интервью посла Казахстана в Узбекистане

— В формате ШОС была в 2001 году принята и до настоящего времени действует Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Чем вызвана необходимость разработки отдельной Конвенции по противодействию экстремизму и какие новеллы предусмотрены в ней?

— Прошло уже много лет с момента принятия Шанхайской Конвенции. Ситуация в мире и регионе кардинально изменилась. Появились новые вызовы и угрозы для наших стран. Террористические организации постоянно пытаются расширить пространство своей деятельности – пропагандистское, организационное, инфраструктурное в регионах государств-членов ШОС, обеспечивая плацдармы для своих деструктивных операций.

Кроме того, у населения свежа в памяти череда попыток по совершению т.н. «цветных революций».
Нужны общие и надежные для всех государств-членов ШОС механизмы привития иммунитета обществу от этих зол.

В этой связи, на Совете глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества от 10 июля 2015 года в г.Уфа (РФ), было принято политическое решение, давшее начало этому процессу.

В проекте Конвенции отражены общие для государств-членов ШОС приоритеты и задачи в новой, только формирующейся в международном праве и практике, сфере антиэкстремистского сотрудничества.
Закреплены фундаментальные положения об опасности экстремизма как питательной среды терроризма; опоре на ведущую роль государств и их компетентных органов в противодействии терроризму и экстремизму; необходимости соблюдения международного права и Устава ООН, прежде всего, уважения принципов суверенитета и равноправия государств, невмешательства в их внутренние дела; осуждения идеологии и практики экстремизма во всех его формах и проявлениях и недопустимости публичных призывов и подстрекательства к экстремистским действиям.

Впервые на международном уровне закреплено понятие экстремизма как деструктивного явления, определены его содержание и основные формы экстремистской деятельности, подлежащие криминализации.
Проект Конвенции формирует механизмы взаимодействия государств-членов ШОС в сфере предупредительно-профилактической деятельности, совместного противодействия экстремизму, оказания правовой помощи и способствует унификации законодательства Сторон.

Важнейшей и уникальной новацией документа является общее видение правовых основ противодействия насильственному покушению на законную власть – не только в контексте растущих террористических угроз, но и в более широком смысле предупреждения любого государственного переворота.

Принципиальные позиции и весомые новации проекта Конвенции послужат закреплению ШОС в качестве лидера в сфере межгосударственного противодействия экстремизму, подадут пример должного уровня координации и сотрудничества государств – единомышленников на международной арене.

Международный договор продемонстрирует твердую решимость государств-членов ШОС в совместном противодействии «трем злам», что является мощным фактором в ответ на реальные угрозы в текущей обстановке.

— В 2017 году Республика Казахстан начала работу в качестве непостоянного члена совета Безопасности ООН, проводит там активную работу по защите интересов Центральной Азии. В чем, на Ваш взгляд, заключаются главные принципы этой важной работы?

— Прежде всего, следует оговориться, что наша работа в ООН носит очень разносторонний и многогранный характер: это продвижение экологической тематики, укрепление механизмов устойчивого развития, и, самое главное, региональная стабильность и безопасность.
За годы своей независимости Казахстан заслуженно признан надежным международным партнером, который принимает активное участие в реализации как глобальных, так и региональных проектов. В силу этого, наша страна одной из первых среди государств азиатского континента была избрана в непостоянные члены Совета безопасности ООН, и мы благодарим за эту поддержку все государства и оказанную ими высокую честь, в числе которых наш стратегический союзник – Узбекистан.

Повестка нашего участия в работе одного из руководящих органов Организации Объединенных Наций была продиктована самой жизнью и скопившимися проблемами в регионе. Потому Казахстан позиционирует себя как выразителя запросов всех государств Центральной Азии. Поэтому мы будем использовать этот авторитетный международный институт для освещения проблематики, в решении которой остро заинтересованы наши ближайшие соседи. Это вопросы борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом, проблемы использования водных ресурсов трансграничных рек, противодействие растущему наркотрафику и международной преступности. Кроме того, в качестве Председателя в ооновском «Комитете 1988» (так официально называется Комитет ООН по движению талибан), Казахстан проводит работу по поиску путей мирного урегулирования обстановки в Исламской Республике Афганистан.

Наряду с этим, на 70-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН мы выдвинули инициативу по разработке Плана Глобальной Стратегической Инициативы-2045. Она должна будет реализована к 100-летнему юбилею ООН. Цель данного Плана – устранение причин конфликтов и формирование нового тренда развития государств мира на принципах равного доступа всех наций к мировой инфраструктуре, ресурсам и рынкам.

В этом плане нельзя не обойти стороной еще одно важное направление деятельности Казахстана – защита окружающей среды. Эта тема лежит в основе, начинающейся на днях в Астане международной специализированной выставки «EXPO-2017». Ее основная тема — «Энергия будущего» и посвящена поискам альтернативных источников энергии и внедрения ресурсосберегающих технологий в повседневную жизнь. Казахстан, как одно из государств пострадавших от экологической катастрофы на Арале, видит, как во всем мире растет количество природных катастроф, стремительно изменяется климат, а совокупный ущерб от экологических проблем превышает сотни миллиардов долларов. В таких условиях Казахстан приложит все усилия для усиления охраны окружающей среды и продвижение в жизнь «зеленых технологий», которые позволят человечеству больше заботиться о планете Земля.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

По прогнозам синоптиков, последние дни ноября останутся теплыми

Узгидромет поделился прогнозом погоды на начавшуюся рабочую неделю.

Больше похожих статей