Назармухамедов. Премьерный показ этой необычной ленты состоялся 28 ноября в Розовом зале республиканского Дома кинематографистов
Узбекистана.
Несмотря на непривычный для осени промозглый холодный вечер, зал был переполнен очень заинтересованными, неравнодушными людьми —
педагогами и родителями учеников ташкентской специализированной школы №52. Как можно догадаться, это учебное заведение для необычных детей, страдающих аутизмом. Насколько я знаю, это первая в нашей республике кинематографическая попытка отразить на экране специфику такой уязвимой аудитории. Если учесть, что в нашем обществе долгое время предпочиталось не затрагивать публично проблемы людей с ограниченными возможностями, более того — делать вид, что их вообще нет в процветающей счастливой стране, то осознанный выбор этой темы молодым кинематографистом не может не вызывать чувства уважения и признательности. Тем более, что нелёгкие судьбы людей страждущих, не вписывающихся в общие физические и умственные стандарты, затрагивалась и в одной из предыдущих кинолент Бернара под названием «История маленькой женщины Ю.И.»
Но вернёмся к «Ангелам». Кто они? Наверное, это дети, как ни странно, с просветлёнными, радостными лицами, потому что они убеждались в своей «состоятельности» — и на классных уроках, и на занятиях физкультуры, и на смотрах художественной самодеятельности, когда они с упоением читали стихи о своих самых дорогих и нужных мамах. А ведь название их заболевания происходит от латинского слова autos — «сам» (аутизм — погружение в себя). Ребенок, страдающий аутизмом, живет в собственном мире, он плохо понимает и воспринимает события, происходящие вокруг него. Аутист избегает общения с людьми, в том числе и с родителями, может не реагировать на обращенную к нему речь. Несмотря на многие «странности», аутичный ребенок может быть высокоинтеллектуальным и даже проявлять гениальные способности в какой-либо области. Из него может вырасти прекрасный музыкант, художник, ученый и т.д. В тоже время этот же ребенок может не иметь простейших бытовых и социальных навыков.
В фильме мы увидели мальчиков и девочек с милыми ангельскими лицами, с неподдельной искренней открытостью к окружающему миру, с трогательной доверчивостью к указаниям своих учителей и воспитателей. Нельзя спокойно, без слёз, смотреть на их усилия, на их старательность, на их пусть маленькие, но такие нужные победы в попытках произнести то, или иное слово, совершить то, или иное физическое действо. Или же, «ангелы» — те самые воспитатели, настоящие подвижники, люди не только с огромными педагогическими дарованиями, но, прежде всего, с редкостным талантом быть Человеком, уметь находить ключи к подхода к самым, казалось бы, трудным детям, Эти, в хорошем смысле, фанатики своего профессионального долга, своего нелёгкого призвания, обладают громадным терпением, преданной любовью и высоким стремлением облегчить жизнь беззащитных, легко ранимых членов нашего сообщества.
И когда видишь их повседневные заботы (а они длятся десятилетиями!), слышишь их удивительно мудрые суждения и размышления о глубинном смысле своей уникальной работы, об особенностях такого ученического контингента, то невольно и убеждённо приходит мысль — они-то, как раз, и есть ангелы среди нас, потому что олицетворяют понятия совестливости, благородства и милосердия, «делают» нас Людьми. Людьми, которые, в отличие от остального животного мира, не избавляются от слабых и больных. Конечно, во время обсуждения фильма, вспоминалась и древнегреческая «демократическая» Спарта, которая была обречена на историческое фиаско, так как в ней избавлялись и от всех мало-мальски немощных детей и стариков, и различные расовые теории, отравляющие сознание людей в последние столетия.
С первого кадра символом фильма стал прекрасный цветок, обильно поливаемый водой. Да, даже красивые цветы преждевременно высыхают и осыпаются, если их не подпитывать влагой, если не проявлять постоянную заботу и внимание. Так и с детьми. И ещё один принципиально существенный и важный момент затрагивается в картине. Он взывает к людям, особенно молодым, — Вы в ответе за будущее своих семей, за будущее всей нации! Зачастую, дети, страдающие аутизмом, это жертвы алкоголизма, употребления наркотиков, в целом нездорового образа жизни. А в наших условиях — ещё и следствие брачных связей между близкими родственниками. Природу обмануть нельзя — от такого кровосмешения погибали целые династии некогда могущественных династий, начиная со времён египетских фараонов. Мы в ответе за все наши прегрешения, за охотное потакание иной раз неистовым и низменным страстям! Но, чаще всего, страдают от них наши близкие, прежде всего — невинные дети, обречённые на неполноценную и унизительную жизнь. Хорошо, если им встречаются на пути такие удивительные люди, как директор этой школы Рано Хайдаровна
Хамралиева, как — не буду перечислять — все члены её дружной команды, педагогического коллектива специализированной школы № 52 города Ташкента.
Честь и хвала им! И великое спасибо!
Наверное, в заключение нужно сказать о благотворном влиянии на Бернара его отца — известного узбекского кинорежиссёра Сабира
Назармухамедова, создателя девяти художественных кинофильмов, заметно отличающихся от другой кинопродукции своей одухотворённой поэтичностью, тонким психологизмом и философской насыщенностью. Эти качества органично передались Бернару. «Отаизга Рахмат!» — среди узбеков, наверное, самая высокая оценка хороших деяний любого человека. Разумеется, такая мысль неоднократно звучала во время обсуждения картины. Так что мы вправе ждать новых творческих откровений от этих замечательных художников.
Знаменитый немецкий философ Артур Шопенгауэр писал: «Сострадание… есть настоящий источник истинной справедливости и человеколюбия». Фильм вполне правомерно назвали «Ангелы среди нас». Но его можно было бы назвать и «Гимном Любви, сострадания и святости профессионального долга!». Его надо показывать повсеместно, и особенно — в студенческих и молодёжных аудиториях, и, конечно же!, — среди учителей всех учебных заведений.
Это нужно всему нашему обществу!
Ало Максумович Ходжаев — кандидат философских наук, киновед.