Речь идёт о последней на сегодняшний день кинокартине мэтра узбекского кинематографа Шухрата Аббасова «Яна Махалляда дув-дув гап» («И вновь об этом говорит вся махалля»). В Ташкентском Доме кино состоялся предварительный показ этого фильма для киноведов и специалистов. Почему «Лебединая»? Да потому, что хотя сам Шухрат Салихович ещё полон творческих сил и задумок, почтенный возраст и всякие болячки вряд ли вновь позволят старейшему кинематографисту республики брать на себя нелёгкую обузу по созданию новой полноценной ленты, которая украсила бы его творческий путь. Но Шухрат Аббасов способен ещё многое сделать на педагогическом и наставническом поприще, благо он остаётся любимым и популярным профессором Института культуры.
Его новая картина потребовала много времени, сил и здоровья, поскольку главный режиссёр сам принимал деятельное участие на всех съёмках в Ферганской долине и Ташкенте, сам монтировал фильм, доводя его до требуемой кондиции. Задача была архисложная, так как полезный материал достиг 8 часов и его можно было бы использовать в телевизионном сериальном варианте, но требовался и прокатный вариант, который не должен превышать привычные 1.30 -1.40 минут.
Осуществить это на практике оказалось чрезвычайно трудно. В картине много персонажей и, соответственно, много сюжетных линий и коллизий. Авторам фильма (сценарист Шоира Гиясова), видимо, хотелось сохранить их в прокатном варианте, хотя бы не в развёрнутом виде, но это напрямую сказалось на органической целостности произведения, перенасыщенности его фрагментарными, порой недостоверными кусками.
В отображённой жизни махалли по сути были выпукло представлены многие животрепещущие проблемы сегодняшнего городского населения. Это и состояние растущего бизнеса, его взаимоотношения с простыми жителями, и проблемы функций местной власти, и участившиеся случаи мошенничества, обмана, подковёрных игр, скрытой зависти, недоброжелательности. Сказывается влияние нового пропитанного коммерческими интересами времени, издержек «рыночной» экономики, давления «шкурных» запросов и других негативных или непривычных условий переходного периода. И тем не менее, в людях, даже молодого поколения, в основном, сохранились здоровая суть нации, благородство и чистота помыслов и деяний. Три сына главной героини Хосият (актриса Дильбар Икрамова) – люди разной судьбы, жизненных и профессиональных интересов, но все они вызывают чувства симпатии и зрительской поддержки, в чём заслуга молодых актёров Эркина Базарова, Сурата Икрамова и Аббаса Ибрагимова. Привлекательны и их избранницы – девушки высокой нравственности и обаяния.
Картина, как всегда у Ш.Аббасова, очень яркая, наполненная юмором, комическими ситуациями, своеобразием национальных характеров. Порой это перерастает в очевидный надрыв в словах и поведении персонажей. что сказывается на общем восприятии фильма. На мой взгляд, выправить ситуацию можно лишь сократив в прокатном варианте некоторые сюжетные линии, не обязательные для выражения основной идеи авторов. Это будет вполне оправдано, если учитывать мировую практику. Так, известный российский кинорежиссёр Карен Шахназаров недавно в своей интерпретации романа «Анна Каренина» вообще отказался от чрезвычайно важной для Льва Толстого линии Константина Левина и Кити, потому что эта коллизия несколько отвлекала от воплощения основной мысли классика о превратностях и непредсказуемости любви между мужчиной и женщиной. И это при том, что Шахназаров сотворил большой сериал, а уж в односерийной ленте, как говорится, сам Бог велел «не растекаться мыслью по древу».
Широкий зритель ждёт выхода на экраны этой новой картины – и потому, что она создана творческим альянсом постановщиков Шухрата и его старшего сына Назыма Аббасовых, и потому, что она ассоциируется с прославленной лентой «Об этом говорит вся махалля», и потому, что тема жизни простого народа в условиях махалли (местных коммун), тема любви и преодоления разного рода препятствий – всё это волнует и вызывает споры у большинства населения страны.
Подождём реакции зрителей.
А. ХОДЖАЕВ