Акрам Юсупов (1905-1975) — выдающийся артист узбекского цирка, которым по праву надо гордиться. Человек-улыбка, раздаривавший радость зрителям, Клоун с большой буквы, добившийся всесоюзной популярности. К сожалению, так сложилось, что история цирка без телевидения фрагментарна и изустна, а Акрам Юсупов покинул манеж в 1963 г. по состоянию здоровья, когда телевидение еще только развивалось, поэтому в киноархивах сохранилось мало сюжетов, запечатлевших его искрометные выступления, зачастую приходится опираться только на газетные вырезки и статьи театроведов.
Заслуженный деятель искусств, профессор-театровед Ю.А.Дмитриев (1911-2006) в своей книге «Знаменитые клоуны», изданной в Киеве, «Мистецтво», 1989 г., поставил народного артиста Узбекской ССР Акрама Юсупова на четвертое место в когорте известнейших советских клоунов после Виталия Лазаренко, Владимира Дурова и Карандаша, выше Олега Попова и Юрия Никулина. Такой известности в огромной стране от Владивостока до Бреста надо было добиваться упорным трудом и постоянным гастролированием, а ведь Акрам Юсупов русский язык учил на лету, фактически на улице, читать по-русски научился в зрелом возрасте и на манеже репризы произносил по-русски с мягким своеобразным узбекским акцентом. Интересно, что до революции русские коверные, как тогда называли клоунов, брали себе иностранные псевдонимы и искусственно изображали акцент, подделываясь под иноземцев. Небольшой нюанс, на первый взгляд, но и он помог Акраму Юсупову вписаться в цирковую традицию огромной страны. Он вспоминал: «Я всегда надеялся на своих режиссеров: Арнольда Григорьевича Арнольда, Николая Семеновича Байкалова, Марка Соломоновича Местечкина, Александра Борисовича Аронова, Леонида Николаевича Лукьянова. Без слов реприз не делал. Давно заметил: зрители не только следят за клоуном, но и очень хорошо слушают его. Арнольд любил разговорные репризы, и многие сценки я сделал с ним. Я не умел читать по-русски, репетировал с голоса. Арнольд читал текст, а я повторял. Вместе с Арнольдом тогда работал Аронов. Он тоже помогал мне: во время представления стоял в центральном проходе, недалеко от манежа, и слушал меня. Потом приходил в гардеробную, советовал, как лучше говорить то или другое слово. Искали много, меняли, но потом находили нужное слово».
Так зарождался уникальный цирковой артист-билингв, клоун и мастер разговорного жанра. Мало того — через несколько лет Акрам Юсупов начал выступать в клоунских русскоязычных группах, и всегда в них становился премьером и солистом. Для этого недостаточно только лингвистических и профессиональных талантов. Необходимо обладать притягательной харизмой, сильной энергетикой, авторитетом, чувством коллектива. В 1953 г. Акрам Юсупов входил в клоунскую группу с талантливыми, высокопрофессиональными и опытными циркачами: С.Анохиным, А.Векшиным, Х.Мусиным, Б.Романовым. В 1955 г. на гастролях в Москве образовалась другая, не менее интересная группа с выдающимися коверными А.Шлискевичем, Антонио ( А.И.Маркунасом), Л.Мозговым, А.Казаченко, А.Векшиным и братьями Ширманами. Затем последовало десятилетнее творчество в содружестве клоунов под названием «Семеро веселых», где блистали С.Анохин, А.Глущенко, С.Курепов, А.Векшин, М.Валетов, П.Клименко, А.Логранский.
Ни в мечтах, ни в мыслях не было этого у юного дарвоза-канатоходца Акрама до революции. Он родился в 1905 г. в Куве Ферганской области в бедной многодетной семье лепешечника Юсупа Мадалиева. Мальчик оказался девятым по счету, рос подвижным и смышленным, что заставило обратить на него внимание дяди Хатама, дарвоза-канатоходца по профессии. Он и благословил Акрама на долгую и счастливую цирковую судьбу. Прискорбно, но сам дядя Хатам упал с каната в начале 20-х годов и получил увечья. Начинать Акраму пришлось с уличного узбекского цирка, летом был сезон, и дарвозы разъезжали по кишлакам и городам, зимой юный циркач помогал отцу печь лепешки и выносил их на базар на продажу, затем посещал медресе, где мулла недолюбливал непосед, и Акрам часто попадал в число наказанных, в итоге удалось овладеть только чтением Корана и знанием некоторых молитв. Затем начинался новый сезон уличного цирка, и Акрам осваивал сразу несколько цирковых профессий: канатоходца, акробата, наездника, совершенствовался в гимнастике на кольцах, турнике, трапеции. Но манили его и притягивали как магнитом таинственные умения масхаробозов, обладавших искусством подчинять себе внимание зрителей. Как видим, уже в начале цирковой карьеры Акрам Юсупов склонялся к синтезу жанров циркового искусства. Да и взять хотя бы поздний номер Акрама Юсупова с ослом под номером «Иш-421», что артист расшифровывал как «ишак, четыре ноги, два уха и один хвост»,- для его представления надо было владеть еще и навыками дрессировщика. Партнеры по репризе спрашивали Акрама Юсупова, откуда у него осёл. «Это не осёл, а сборная машина», — отвечал клоун. «Почему сборная?» — следовал вопрос. «Потому, что мотор я купил в Москве, а корпус — в Ташкенте»,- объяснял артист. К животу осла был привязан тарахтящий моторчик.
В этом одна из заслуг Акрама Юсупова — он сделал жанр синтетическим, поднял его на новую высоту. В дореволюционном цирке коверный был второстепенным артистом, он заполнял перерыв между выступлениями, зритель шел посмотреть на модную тогда французскую борьбу, между поединками выходил коверный в рыжем парике, какой-нибудь Бим или Бом, дурачился, падал, пытался шутить, имитируя иностранный акцент, совсем как в песне, которую исполняла Алла Пугачева: «Для них играет туш, горят глаза, а мною заполняют перерыв». Классически изобразил заполнение вынужденного перерыва клоунами-куплетистами и велосипедистами-эксцентриками Г. Александров в фильме «Цирк», где ветераны труппы по заданию директора цирка могут тянуть время до бесконечности. Но затем пришла замечательная плеяда советских клоунов, в которую входил и Акрам Юсупов: В.Лазаренко, В.Дуров, Карандаш, О.Попов, Ю.Никулин, М.Шуйдин, Л.Енгибаров и другие,- и произошло следующее: клоунада стала отдельным и значительным цирковым жанром. Зачастую было и так, что дрессировщики и наездники теперь заполняли паузы между выступлениями искрометных клоунов.
До Акрама Юсупова в СССР не было синтеза клоунады и хождения по канату. Это новшество позаимствовано им из традиций узбекского народного уличного цирка, о чем писал в своей книге Т.Абидов «Мастера узбекского цирка» (Ташкент, 1978). Появились репризы, где Акрам Юсупов демонстративно срывался с каната, изображая трусливого сына канатоходца, цеплялся за канат руками и кричал: «Ой, боюсь-боюсь, сейчас упаду!» У зрителей замирали сердца.
Узбекский национальный цирковой коллектив был основан в Ташкенте в годы войны, в 1942 г. Акрам Юсупов вступил в него и отправился на гастроли в Москву в составе труппы известных канатоходцев Ташкенбаевых. Тогда возник его запоминающий сценический образ: Акрам Юсупов появлялся на арене в костюме ферганского кызыкчи (народного комика) в красной шапочке-аскиа с кисточкой из вишни и яблока, в длинной белой рубахе и халате, сшитом из разноцветных кусков атласа, подпоясанном платком, и в цветных сафьяновых сапогах. Он исполнял комическую сцену, автором которой был народный поэт Узбекистана Гафур Гулям. Между прочим, в ней были элементы сатиры, что было характерно для узбекского народного уличного цирка. Эту комическую сцену очень удачно вписали в выступление кананатоходцев Игамберды Ташкенбаева. Акрам Юсупов играл незадачливого посетителя, ищущего председателя месткома для того, чтобы подписать больничный лист. Но председатель месткома оказывался то на одном, то на другом столбе, между которыми был натянут канат, а в итоге после подписания больничного пришлось бегать еще и за печатью. Посмотрев этот номер, режиссер МХАТа и профессор театрального института И.М.Раевский высказался: «Этому артисту не надо говорить о системе Станиславского, он сам система Станиславского».
Зрители со стажем помнят роли Акрама Юсупова: и колхозного сторожа, охранявшего бочки с вином, и боксерского рефери в классической сценке «Бокс», и повара-ошпаза с бараном и мешком риса, собиравшегося сготовить плов для всех зрителей на плите с мирной атомной энергией, и похожего повара в сценке «Космонавт», где плов уже должен был быть на Луне для лунатиков, для чего артиста поднимали под купол цирка, и чабана колхозных баранов, зажарившего шесть баранов для комиссии, приехавшей расследовать дело о пропаже одного барана.
Мнения коллег по творческому цеху об Акраме Юсупове было очень высоким. Тамара Ханум: «Талант Акрама Юсупова — неповторимый, блистательный, искрящийся». Народный артист СССР Наби Рахимов сказал о нем: «Он — самородок. Самородок из самых глубин народа и поэтому всегда принадлежащий своему народу». В ноябре 1957 г. режиссер А.Г.Арнольд, отлично знавший Акрама Юсупова, писал о нем в журнале «Советский цирк»: «Подкупающее обаяние, жизнерадостность, оптимизм, яркое дарование — вот что привлекает зрителей в замечательном представителе нашего советского многонационального циркового искусства Акраме Юсупове».
В Ташкенте Акрам Юсупов был просто легендарным масхаробозом. Однажды он решил оповестить горожан о начале нового циркового сезона рекламной поездкой на осле по одной из центральных улиц — улице им. Ленина (ныне — Буюк Ипак Йули), на которой располагался старый ташкентский цирк. Это было тоже в стиле узбекского народного уличного цирка. Эту антрепризу можно было бы назвать «Глашатай». Но она оказалась единственным номером Акрама Юсупова, окончившимся неудачно. На улице встал транспорт, толпы прохожих радостно приветствовали артиста. Однако занервничали постовые милиционеры, осёл испугался всеобщего внимания и стал упираться, поклонники могли бы просто раздавить клоуна. И Акрам Юсупов среагировал в соответствии с ситуацией: он отступил под своды родного цирка. Это не бегство, это временные трудности. На вечернем представлении ожидается аншлаг: все билеты проданы.
В 1975-ом году Акрам Юсупов скончался в Ташкенте. Но память о нем жива. И она образна, кинематографична. Наверное, судьба великого масхаробоза ждет своего экранного воплощения, когда оживут в красках его старые незабываемые выступления, и молодые актеры воплотят сцены из жизни своего великого коллеги.
Е.РЯБОВ