Представьте на минуту, что во Второй мировой войне погибла половина населения Великобритании — всего населения: мужчин, женщин, детей. Какую невыразимую травму это нанесло бы нации? Как бы мы тогда сегодня воспринимали и праздновали «победу» в 1945 году? И тем не менее, за годы войны Советский Союз потерял именно столько — 27 миллионов человек. Британия потеряла 0,6% населения, Соединенные Штаты еще меньше — примерно 0,3%. Однако советские потери — в боях, от голода и репрессий — составили около 14% довоенного населения страны.
Эти жертвы стали страшным результатом германского вторжения в СССР в 1941 году и непреклонного стремления советских людей сопротивляться агрессорам и изгнать немцев со своей земли. Эти почти немыслимые цифры потерь говорят о подлинном масштабе и жестокости войны на Восточном фронте. Именно на этот фронт приходятся и основные потери, понесенные Германией. Именно там решался вопрос о победе в войне: если бы Красной Армии не удалось, вопреки всему, остановить немецкое наступление в 1941 году, а затем, уже в 1943 году, в Сталинградской и Курской битвах, нанести вермахту первые тяжелые поражения, трудно представить себе, каким образом западные демократии — Британия и США — изгнали бы Германию с захваченных ею территорий.
Конечно, к 1945 году союзники обладали подавляющим материальным превосходством над врагом. Но критическая точка в войне приходится на ее середину, когда Советский Союз, еще до Сталинградской победы, балансировал на грани разгрома, Роммель дошел до Египта, исход «битвы за Атлантику» был далеко не ясен, а массовая американская армия еще только формировалась. Победа союзников была отнюдь не гарантирована. Чашу весов в их пользу склонило яростное сопротивление советских людей. С трудом, порой через серьезные ошибки, Советская армия усвоила уроки, которые преподали ей немецкие танковые армии в 1941 году. Благодаря ускоренным, импровизированным реформам и практически полной мобилизации экономики для производства вооружений на смену неорганизованному сопротивлению 1941 года, уже с лета 1943 года пришли гигантские, тщательно спланированные операции, в которых советская сторона неизменно одерживала победу.
Германские войска были побеждены не числом (к 1943 году Красная Армия уже потеряла миллионы солдат убитыми и пленными, и испытывала отчаянную нехватку живой силы), а изобретательной тактикой и надежным вооружением ее противника. В противном случае гитлеровские армии продолжали бы одерживать победы, а экономические ресурсы евразийской империи Германии поставили бы западных союзников перед кошмарной стратегической перспективой.
Конечно, сегодня на Западе говорят, что советская победа имела горький привкус. В отличие от западных держав, СССР нес Европе не только освобождение, но и все атрибуты сталинского государства. А начавшаяся после 1945 года холодная война препятствовала внедрению в коллективную память Запада о войне идеи об огромном вкладе СССР, и одновременно позволила советским властям «вычеркнуть» союзников из своей версии ее истории.
На деле же союзники нуждались друг в друге. Усилия СССР на поле боя требовали поставок ресурсов в рамках программы ленд-лиза. Сами западные вооружения составляли незначительную часть этих поставок, и советские солдаты не слишком высоко оценивали их качество, однако поступающие в страну сырье, продовольствие и транспортные средства имели важнейшее значение. Они позволяли советской промышленности сосредоточиться на производстве вооружений. Кроме того, не будь ленд-лиза, система железнодорожного сообщения и снабжения продовольствием в стране, возможно, рухнула бы, как это случилось в годы первой мировой войны.
Горький привкус победы мы с особой силой ощутили после крушения коммунизма 15 лет назад. Рассекреченные документы из советских архивов раскрыли нам подлинную сущность системы, которая в глазах некоторых критиков выглядит почти неотличимой от тоталитарного режима, против которого она сражалась. Это затрудняет нам признание вклада СССР в победу. Советские люди не только погибали без числа на войне, но и одержав победу, не сумели добиться политических реформ в собственной стране. Однако именно об их величайшем самопожертвовании мы должны помнить сегодня, оглядываясь на события шестидесятилетней давности.
И в конечном итоге, при новых коммунистических режимах народы Восточной Европы ждала куда лучшая участь, чем под властью германского рейха. В соответствии с планами, разработанными в середине войны, на Востоке нацисты намеревались сознательно уморить голодом 35 миллионов «бесполезных едоков», а также полностью истребить евреев и цыган. В немецких документах восточноевропейцам отводилась роль «илотов» в новом тысячелетнем рейхе. Вопрос о том, будут ли эти чудовищные имперские грезы воплощены в реальность, решался на Восточном фронте, и кто пожалеет о том, что они пошли прахом?
Советский Союз — не единственное государство, которое на Западе «вычеркнули» из истории войны. Китайский народ в результате японской агрессии также потерял до 20 миллионов человек.
Подобно тому, как советская армия сдерживала натиск немцев, менее эффективные, но более многочисленные китайские вооруженные силы сковывали силы японцев в Азии. На Западе об их борьбе до сих пор почти ничего не известно, но если бы Японии удалось добиться быстрой победы в Китае, она смогла бы высвободить значительные ресурсы для нападения на СССР с тыла и укрепления своих группировок на тихоокеанском театре боевых действий. Так что, если бы не упорное сопротивление их азиатского союзника, потери западных держав в войне были бы намного больше.
В конечном итоге «свобода рук» Запада в разработке и осуществлении своих стратегические замыслов по всему миру зависела от способности советских и китайских войск сдерживать главные силы врага, пока англо-американские ВВС сравнивали с землей города стран «Оси». Поэтому завтра, в День победы, очень важно, чтобы мы почтили минутой молчания почти 50 миллионов советских людей и китайцев, сложивших свои головы в борьбе с германской и японской имперской агрессией.
Кроме того, осуждая советские репрессии в Восточной Европе, нам не следует забывать, что союзная авиация до последних дней войны бомбила немецкие и японские города — жертвами этих бомбардировок стали более 600 тысяч гражданских лиц — и именно Запад возвестил миру начало ядерной эпохи. Кроме того, после 1945 года Британия и Франция восстановили антидемократическое колониальное господство над своими владениями в Африке и Юго-Восточной Азии. Ни одна из стран-союзниц не имеет право становиться в позу нравственного превосходства по отношению к другим. Ради победы все они делали такое, чего раньше и представить себе не могли.
Единственный вопрос, который почти наверняка не прозвучит сегодня, когда мир, пожалуй, в последний раз с таким размахом отмечает День Победы, состоит в следующем: почему страны, считавшие себя носителями прогресса и цивилизации, в 1914-45 годах окунулись в дикую оргию войн, братоубийственных конфликтов, репрессий и геноцида? К счастью, в 1945 году этот тридцатилетний кризис, наконец, завершился, но болезненные вопросы остаются. Раз это стало возможным тогда, что может удержать развитые страны от нового приступа безумия тотальной войны и государственного террора? Возможно, 1945 год и послужил для нас уроком, но его следует хорошо понять и осознать. Ведь в следующий раз многомиллионные жертвы, возможно, придется нести не только нашим союзникам.