Сказано это было давно –ещё в XYII веке – известным общественным деятелем Англии Уильямом Пеном. И вроде никакой особой мудрости, особого откровения в этом определении нет, но почему–то вопреки ему в предшествующие и последующие столетия вплоть до наших дней происходило и происходит бесчисленное количество войн, конфликтов, столкновений и персональных преследований по причинам религиозных распрей, во имя святости своего небесного владыки. В результате их погибли миллионы и продолжают гибнуть или страдать в различных точках планеты до сих пор, причём как правило, люди ни в чём не повинные, разве только в непохожести своей веры во Всевышнего. Вот и получается, что, любя бога, иные ненавидят человека только за то, что он по-своему любит своего Бога.
Конечно, очень часто, за якобы религиозными разногласиями стоят сугубо политические интересы или расчёты. В этих случаях, под прикрытием имени Господа, вершатся грязные, преступные деяния, какие, например, наблюдаются сейчас в действиях религиозных и политических экстремистов на Ближнем Востоке, или в соседнем Афганистане. Между тем, понятно, что жить религией для истинно верующих – это, видимо, прежде всего нести в себе и сеять вокруг себя свет любви, добра, великодушия, сострадания, терпимости, то есть на практике придерживаться тех ценностей, которые и проповедуются по сути всеми религиями. Ан нет, как часто приходится встречаться с фактами полного религиозного ослепления. когда, во имя преимущественно надуманных постулатов или идей их приверженцы готовы даже отказаться от своих родителей, от интересов и благополучия своего народа, своей родной страны. Вопросы эти отнюдь не новые, но, к великому сожалению, продолжающие и даже нарастающие в своей актуальности в крайне неспокойном XXI веке.
Значит ли это, что они обречены оставаться вечными? Разумеется, нет, в конечном счёте почти всё зависит от самих людей, от степени их терпимости, толерантности и мудрости.
Этот достаточно длинный пассаж я позволил себе для того, чтобы рассказать о конкретном случае решения религиозных вопросов в глубинке нашей страны. На днях эту поучительную историю мне поведал Бустан Дастанович Эргашев, в былые времена работавший заведующим отделом Совета Министров, а затем – первым заместителем одного их министров республики. На его малой Родине – в Джалалкудукском районе Андижанской области в 1945 году был образован нефтедобывающий посёлок Жанубий (Южный) Оламмушук, куда приехали работать специалисты 14 национальностей нашей бывшей супердержавы.
В последующие десятилетия большинство из них ушло из жизни и было захоронено на местном кладбище. Недалеко от него находится и мусульманское кладбище, где лежат останки усопших жителей близлежащих кишлаков. Так случилось, что у официальных властей не доходили руки до благоустройства этих захоронений, и они оказались в крайне заброшенном и неухоженном состоянии. Наконец, местная махалля и мечеть приняли решение о том. чтобы хоть как-то облагородить мусульманское кладбище. Но тут общественность высказала мнение, что благоустроительные работы нужно провести на обоих кладбищах. Для этого потребовались средства и тогда активисты поселкового схода граждан во главе с председателем Р.А.Эргашевым обратились с просьбой к председателю правления ИХК «Узбекнефтегаз» Алишеру Саидаббасовичу Султанову с просьбой рассмотреть возможность оказать финансовую поддержку в решении этого богоугодного дела. К их просьбе присоединился и Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, который подчеркнул, что «в преемственности и доброй молитвенной памяти о предках проявляется нравственная сущность и духовная сила современного поколения».
После достаточно долгих переговоров ИХК «Узбекнефтегаз» приняла решение о выделении 200 миллионов сумов на благоустройство двух кладбищ в посёлке Жанубий Оламмушук. — Не много ли? – вправе спросить читатель. А Вы посмотрите на фотографии входящих порталов на кладбища – пожалуй, они сделают честь любому городскому поминальному заведению. И не случайно, из разных концов России и Украины уже идут благодарственные письма от наследников тех нефтедобытчиков, которые приложили много сил для развития нашей республики. Приведу лишь несколько примеров. Вот отрывок из письма Н.Османовой: «Какие же вы Молодцы!
Пишу это письмо со слезами на глазах, ведь там остались дорогие нашему сердцу люди: это наши отцы и матери, братья и сёстры, люди, чьим трудом был создан этот замечательный посёлок. Рада тому, что есть в посёлке благородные, чуткие к чужой боли великодушные люди». Или от Ирины Зайко из Ульяновска: «Спасибо огромное! Дай Бог Вам здоровья и удачи. У нас похоронены бабуля и дедуля Рябовы». От Галины Цыгановой: «Спасибо всем, кто принял участие, кто финансировал и конструировал это святое дело. Я рада, что выросли и оставили след такие замечательные мусульмане – они не забыли братство и продолжают объединять нас». Таких писем десятки. Но их будет гораздо больше после того, как 9 мая – в день Победы, Памяти и Почестей будут официально открыты ворота в эти благоустроенные кладбища. Это будет ещё одним свидетельством толерантности нашего народа, его исконных чувств дружбы и братства с другими народами, которые жили и живут в нашей замечательной республике.
А. ХОДЖАЕВ