back to top
29.5 C
Узбекистан
Вторник, 9 сентября, 2025

Ибрагим Валиходжаев: Художник должен быть убедительным

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,750ПодписчикиПодписаться
Ибрагим Валиходжаев: Художник должен быть убедительным

С 31 марта по 22 апреля в галерее «Bonum Factum» проходит персональная выставка Ибрагима Валиходжаева «Red…». Сегодня имя этого художника стоит в ряду самых ярких и известных мастеров Узбекистана. Валиходжаев выставлялся во многих странах мира: Германии и России, Латвии и Израиле, США и других.

— Как книга для писателя, фильм для режиссёра — выставка для художника есть некий итог. Что значит эта выставка для Вас? И почему именно «Red…»?

— Я работаю во многих жанрах. У меня есть портреты, натюрморты, пленэрные работы. У меня также очень много набросков. Здесь я показал только очень малую часть своего творчества. Это мои самые последние работы, написанные, в основном, в течение последних трёх месяцев. Поэтому название «Red…», ведь моё творчество можно условно разделить на цветовые периоды, в каждом из которых я обращаю своё внимание на определённый цвет, сейчас я изучаю красный. Красный — жизнеутверждающий, позитивный, сильный цвет, что совпадает с моим нынешним психологическим состоянием. К тому же красный цвет — сложнейший, с ним плохо сочетаются другие цвета, и мне было интересно попробовать совместить его с остальными цветами так, чтобы это было гармонично.

— Вы признаны в Узбекистане и за рубежом. Насколько Вам важно выставляться, быть увиденным? Если бы у Вас не было такой возможности, это как-то изменило бы то, как бы Вы писали свои дальнейшие картины?

— Когда я пишу картину — есть только холст и я. Мои работы — символические. Каждый раз, когда я начинаю рисовать картину, я спрашиваю сам себя, задаю себе несколько сложных вопросов: «почему я хочу нарисовать именно это? Почему именно такая композиция? Почему, например, красный фон?» Если я на них не могу ответить, я не начинаю рисовать. Только после ответов на такие вопросы я начинаю работать. Когда я рисую — я нацеливаюсь только на самого себя. Но мне приятно, когда моё творчество находит понимание у публики. Особенно той её части, которая хорошо разбирается в искусстве.

— Вы упомянули, что Ваши работы символичны, лишь косвенно связаны с обыденностью. Как происходит процесс возникновения Ваших картин? Что есть ткань Вашей живописи?

— Я никогда не стремлюсь отразить то, что я вижу. Сделать слепок реальности не моя цель. Я всегда стараюсь видеть привычные вещи по-новому, непривычно. И если удаётся что-то увидеть по-своему — я это пишу. В принципе, любой фрагмент реальности может подарить мне идею, которая станет картиной. Если есть идея, начинается игра ассоциаций. Возникновение новой реальности, которая лишь весьма условно перекликается с привычным миром. Также очень важен выбор художественных средств. Чем отличается шедевр от обычных картин? Отсутствием лишнего. Когда ты отказываешься от лишнего — ты усиливаешь художественный образ и избегаешь подражания действительности.

Ибрагим Валиходжаев: Художник должен быть убедительным

— На открытии «Red…» Вы на глазах у публики написали картину всего за полчаса. Это было очень впечатляюще. Мы увидели спокойного и уверенного мастера. А что движет Вами в момент рисования?

— Движет, конечно, Бог. Я просто исполнитель. Иногда в процессе написания картины я даже ничего не думаю. Картина сама просится на бумагу. Я же трачу усилия на то, чтобы не начать автоматически копировать предметы, рисовать на одной технике, потерять необычный взгляд. Ведь это самое сложное: передать другими линиями, другими цветами привычные вещи. Ломать и заново воссоздавать форму. Потому что любого человека можно научить чисто техническим приёмам живописи. Но видеть цвет и форму научить нельзя. Их невозможно объяснить — можно только почувствовать. Я думаю, это и есть то, что называют даром.

— Несмотря на Вашу известность Вас нельзя назвать публичным человеком. Насколько художнику важно для творчества выдерживать равновесие между обществом и уединением?

— Порой мне необходимо общество. Но если я постоянно с кем-то общаюсь, изучаю работы других художников — это может увести в сторону, лишить индивидуальности. Очень важно не забывать прислушиваться, обращаться к себе. Художнику иногда необходим вакуум, чтобы остаться наедине с собой. Чтобы найти самого себя, чтобы, наконец, услышать своё дыхание и биение собственного сердца. Чтобы уловить ритм, пластику, гармонию собственных работ — ведь каждая линия, пятно, всё должно быть ритмичным и завершённым, — убедительным.

— Ваши работы универсальны по своему стилю. Где же Ваш дом: что на Вас повлияло, Ваши любимые стили живописи, художники-учителя?

— Из художников-современников на меня повлиял Рахим Ахмедов, мой университетский преподаватель.
Его значение для меня первостепенно. Ключевому, что есть в моём творчестве, я научился у него: цветовое отношение, локальность, полутень. Если говорить о тех, чьими работами я восхищаюсь, то здесь стоит вспомнить импрессионистов, Гогена, Сезанна, Ван Гога, Пикассо, Модильяни, Анри Матисса… Их работы меня интересуют больше всего.

— Хотите поделиться Вашими планами на ближайшее время?

— Невозможно переоценить важность путешествий для художника. За годы своей творческой жизни я посетил множество разных стран, свою родину же я знаю не так хорошо: всё ещё есть огромное количество интереснейших мест, которых я не видел. Поэтому я планирую объездить весь Узбекистан, побывать в каждом его регионе. Из событий же, предстоящих в ближайшее время, для меня важнейшее это моя юбилейная выставка (в 2018-м Валиходжаеву исполняется 60 лет — ред.), что я надеюсь провести в следующем году, специально для неё я даже хочу написать цикл из сорока картин, которые наряду с другими своими работами, частично уже известными публике, хочу показать на этом значимом для меня событии.

Ф. ТЫШКЕВИЧ
Фото взяты со страницы Ибрагима Валиходжаева в Facebook

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Три заместителя министра высшего образования Узбекистана лишились должностей

Президент Шавкат Мирзиёев уволил трёх заместителей министра высшего образования, науки и инноваций. От должностей освобождены Шохрух Далиев, Отабек Махкамов и...

Больше похожих статей