Накануне женского праздника, я невольно призадумалась: какими же разными путями приходят люди к творческой профессии.
Одни пробираются через древние черепки, а другая буквально ворвалась в мир искусства из-за нехватки… материала, из которого рождаются изысканные фарфоровые сервизы.
Впрочем, все по порядку.
Назира Кузиева, уроженка древней Бухары, сегодня одна из самых известных и талантливых художниц — керамисток в Центрально-азиатском регионе, член союза художников СССР, член творческого объединения и председатель секции декоративно-прикладного искусства при Академии художеств нашей республики.
Ее работы экспонируются в Англии, Германии, США, Египте, Франции, Швейцарии, России, Индонезии, Италии, Кореи, Монголии, Японии и в ряде других стран. А во всемирно известном Государственном музее искусств имени И. В. Савицкого (г.Нукус) есть даже персональная экспозиция.
Кроме того, они присутствуют и в многочисленных коллекциях зарубежных почитателей керамики, не только радуя ориентальной экзотикой, но заставляя задумываться о бесконечности мироздания и месте человека в нем.
Назира, после окончания художественного училища и Ташкентского театрально-художественного института Вы всерьез увлеклись фарфором. И один из ваших первых оригинальных сервизов до сих пор украшает коллекцию музея Самаркандского фарфорового завода
Так почему же Вы оставили фарфор и обратились к керамике?
— В студенческие годы я действительно очень увлекалась фарфором, поэтому моей дипломной работой стал фарфоровый сервиз, заслуживший высший балл. Но, к сожалению, в нашей жизни порой все решает случай.
Выйдя замуж, я переехала в Нукус, в котором не было ни фарфора, ни фарфорового завода. Вот и пришлось срочно «переквалифицироваться» на местное сырье — красную глину.
Таким образом, именно глина- керамика и стала моей судьбой в искусстве. Но фарфор в моем сердце остался навсегда, как первая любовь.
А воспоминания о той первой любви ни разу не потревожили Ваше сердце?
-Было дело. Однажды спустя много лет на Международном симпозиуме по керамике я познакомилась с супружеской парой из Швейцарии А. Анненом и В. Фассбиндер, которые пригласили меня погостить в Берне и в Базеле. Вот у них я вновь очень серьезно попробовала себя в фарфоре.
Но, созданные там фарфоровые композиции я подарила в знак благодарности и дружбы гостеприимным хозяевам, поэтому они у нас никогда не экспонировались.
В основном выбор профессии происходит в раннем детстве под влиянием семьи, а как было у Вас?
— В этом смысле я не исключение. Всем хорошим во мне я обязана своим родителям. И, хотя к миру искусства мои родственники не принадлежали, но были людьми очень образованными и неординарными. Им по душе была живопись и в свободное время они прекрасно рисовали.
Сама Назира, свою профессию воспринимает как великий Дар, посланный ей свыше. Однако, по ее признанию, многие свои замыслы она сначала видела в романтических снах, а потом уже воплощала в самом земном материале. Наверное, поэтому все изделия наполнены ее поющей восторженной душой, светом и любовью.
Назира, с Вашими необыкновенными работами познакомились тысячи любителей искусства.
А Что лично Вам дает кураторство и участие в многочисленных персональных и международных выставках?
-Удовлетворение, так как каждый художник априори желает, чтобы его творчество по достоинству оценили и профессионалы, и любители. Ведь керамика (от keramos- глина) – это древнейшее гончарное ремесло, поднявшееся до высот искусства.
Человек еще на заре своего существования за Земле стал активно использовать пластичность глин. И еще в палеолите едва ли не первыми изделиями из глины стали известные скульптуры людей и животных. Основными видами керамики являются: терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор.А в развитии художественной керамики важную роль сыграли открытия по подбору сортов глин и примесей для составления керамической массы, а также в приемах ее формовки и обжига, обработки и украшения поверхности изделий.
Побывав на выставках, я обратила внимание, что к самым изысканным работам приложила руки слабая половины человечества. Однако известно, что работа с керамикой требует определенных физических усилий.
Так, легко ли сегодня женщине творить из глины трепетные произведения искусства?
-Очень не просто. Глина (керамика) только на вид податлива, а на самом деле это материал «с характером», который не терпит суеты и поддается далеко не каждому.
Любое задуманное керамическое произведение проходит не простой путь, прежде чем во всем блеске предстать перед нашими современниками и заслужить высокое звание произведения искусства. Словом, я чувствую глину, а глина меня, и в этом смысле у нас полное взаимопонимание.
И тогда рождается очередной шедевр?
— Хотелось бы верить в это… Но судить о моей художественной удаче могут только строгие искусствоведы, коллеги и искушенные посетители выставок.
Бывает, что признание приходит не сразу и только время все расставляет по своим местам и тогда очередная работа через годы и расстояния находит своих почитателей.
Художнический дар накладывает определенные обязательства. А что главное для художника-керамиста?
— Разумеется, работоспособность, без нее вообще ничего невозможно создать, даже при наличии большого таланта. Но я бы еще добавила и счастливое стечение обстоятельств, стимулирующее художника на полное воплощение оригинального замысла. Кроме этого, лично для меня всю жизнь был важен и сам процесс творчества, когда душа поет и все получается.
Назира, Дени Дидро, французский философ, писатель и просветитель ХVIII века считал, что два качества необходимы художнику: чувство нравственности и чувство перспективы.
Но регулярно посещая выставки современных мастеров- керамистов из разных регионов республики, я этого не заметила.
Мало того, в наши дни просматривается тенденция однообразного «искусства». А на Ваш взгляд, изделия, созданные на потоке, чем-то отличаются от авторских работ?
-Безусловно, ведь художник-творец вкладывает в каждое свое детище любовь, собственную энергетику и тепло.
Поэтому авторское произведение долгие годы хранит память о мастере. А чувства нравственности и перспективы должны по жизни сопровождать каждого творца.
— На самых первых Ваших изделиях из фарфора, а затем и на керамике отчетливо прослеживаются некие символические знаки. Что они обозначают?
-Поверьте, я никогда не задумывалась о каких-либо знаках на моих работах и то, что они порой возникают, происходит помимо моей воли. Но знаки есть и однажды японский почитатель керамики, увидев на выставке мои работы, попытался объяснить, что эти знаки в культуре его страны символизируют Жизнь.
В Вашем творчестве керамика сменила фарфор, потом этот хрупкий материал вновь на коротком отрезке жизни оказался на Вашем пути. Так что же для художника первично: сам материал, техника исполнения или замысел произведения?
-Конечно, в идеале всегда первичен замысел, и только он диктует выбор материала. Потому что и фарфор, и глина или шамот — предполагают особую технику исполнения: формовку, лепку от руки или на гончарном круге. Сегодня мои замыслы находят воплощение в обычной керамике, которой я целиком посвятила свое творчество и об этом не жалею.
Замыслы многих работ мне являются как бы извне, а я лишь стараюсь их творчески переосмыслить и воплотить.
Думаю, когда приходит истинное вдохновение, то мысли настоящих творцов далеки от всяческой суеты и полностью сосредоточены на замысле. Иначе вдохновение упорхнет, как редкая бабочка. Мои дети — дочка Нигора и сын Анвар — став живописцами, в этом смысле полностью разделяют мою позицию.
Говорят, что для автора все созданные произведения одинаково дороги, как родные дети, но все же есть среди них одно единственное, с которым он никогда не расстается. Есть ли у Вас сегодня такая работа?
Есть. В 1992 году я сделала напольную объемно-пространственную композицию, назвав ее «Магия знака». Эта работа мне особенно дорога и она много раз экспонировалась, постоянно вызывая дискуссии посетителей, но, несмотря на просьбы, расставаться с ней я пока не хочу.
Ваши дети жили в довольно аскетичном интерьере, в котором главенствовали многочисленные книги по искусству, картины на стенах и Ваша необыкновенная керамика. Как повлияли эти условия на профессиональный выбор дочери и сына?
-После расставания с супругом мне с детьми порой жилось очень не просто. Но, наш образ жизнь сыграл свою положительную роль. Мои дети, выросшие в любви и согласии, и с годами сделали правильный выбор в пользу искусства. Теперь у нас настоящая творческая династия. Сын и дочка рисуют свои картины в разной манере, постоянно участвуя в выставках. Искусствоведы считают, что их работы узнаваемы и это меня радует.
Как Вы относитесь к меценатству?
-Конечно, положительно, но мне не повезло — ведь в наше время настоящие меценаты в искусстве большая редкость. Но наша семья всегда рада выступить в роли дарителей своих работ. Так, несколько картин Нигоры и Анвара и мои изделия мы безвозмездно передали воспитанникам Ташкентского детского дома №31.
Какими талантами Вы еще обладаете и как проводите свой досуг?
-Когда-то я рукодельничала — экспериментировала с тканями и кожей, делала украшения, сумки и многое другое для себя и для дочки. Но это в прошлом, сейчас я все время отдаю только любимой работе, а еще стараюсь уделять внимание внучатам.
А вот дочка Нигора Латыпова успешно экспериментирует.
Взрослые дети и многочисленные ученики Вами гордятся. А как Вам удалось через годы и расстояния сохранить молодость, красоту, доброжелательность и задор?
-Секретов по части новомодных диет и режима у меня нет. Просто, несмотря ни на что, я стараюсь жить в гармонии с собой, никогда никому не завидовать и даже в мыслях не желать зла другим людям. Наверное, это и помогает сохранять здоровье, спокойствие и привлекательность.
Ната АЙРУМОВА
Наталья Арсеновна, спасибо за ваш труд, за талантливо написанный материал, за интересные вопросы, рада нашей дружбе! С праздником!