Во многих городах мира весной празднуются различные праздники, несущие, как правило, радость и веселье. Приближается Навруз – большой праздник в странах Востока, по Европе и странах Латинской Америки прокатилась волна веселых карнавалов.
А в еврейской среде празднуется также самый веселый, самый карнавальный, разухабистый и поучительный, искрометный и шумный праздник Пурим.
Это единственный день, когда можно легально как следует «оторваться». Можно и даже нужно пить вино, подшучивать, подтрунивать, прикалывать, устраивать веселые представления. Словом, веселись, как можешь, радуйся и придумывай, насколько хватит фантазии. Но… при этом помни, почему ты все это можешь сегодня позволить, какие события легли в основу праздника. И, хотя было это очень-очень давно, в Пурим мы вспоминаем и осмысливаем их каждый раз заново. Радуясь спасению народа от смертельной опасности, отдавая дань мужеству, уму, солидарности предков, следует осознать, как это важно – сплотиться, иметь достойных лидеров, способных найти выход из самой сложной ситуации. Ум, смекалка, напряжение воли многих тысяч людей, объединенных одним желанием – помочь Эстер и Мордехаю в их спасительной миссии, сделали свое дело: народ был спасен, враг повержен, справедливость восторжествовала.
Пурим, как и большинство древних еврейских праздников, — отчасти быль, отчасти сказка, игра и всегда – веселое представление. И чем больше фантазии и выдумки у участников праздничного балагана, тем веселее и интереснее получается Пурим. Поэтому сценарии пуримшпилей никогда не повторяют друг друга полностью. Остается фабула и мораль, а в качестве персонажей могут выступать и герои сегодняшнего дня.
Итак, как сказано, в основе этого этого веселого праздника, как и большинства других, лежат события весьма печальные. Они подробно описаны в Свитке Эстер, который и читают уже накануне Пурима в синагогах. Причем, если кто-то думает, что тут царит чинная, подобающая культовому учреждению атмосфера, он глубоко ошибается. Наоборот, и здесь шумно и весело, а когда упоминается имя коварного Амана, задумавшего погубить еврейский народ, все кричат, топают ногами, вращают трещотки, чтобы и духу злодея здесь не было. Ведь властолюбивый Аман – визирь царя Ахашвероша (или Артаксеркса, или Ксеркса I) в огромной персидской империи требовал от всех подданных преклонения и оказания всяческих почестей.
Как правило, люди боялись противостоять ему, и только Мордехай – глава еврейской общины Шушана — столицы персидской империи – отказался падать ниц перед министром, т.к. это противоречит религиозным и общественным устоям его народа. Мстительный Аман задумал уничтожить этот непокорный народ, придумал коварный план и бросил «пур» — жребий для определения даты казни. Казалось, ничто не сможет спасти людей, живущих во враждебном окружении и не имеющих возможности скрыться от расправы. Но, как мы знаем, выход был найден: Эстер и Мордехай при поддержке народа, выразившего свою солидарность всеобщим трехдневным постом, сумели объяснить царю, кто на самом деле является лгуном и злодеем. Враг был посрамлен и наказан.
На улицах израильских городов в эти дни проходят праздничные карнавалы и шествия. Люди в маскарадных костюмах, дети с разрисованными лицами (правда, знакомая картина и на немецких улицах?), клоуны и артисты со всевозможными праздничными атрибутами – все это создает атмосферу счастья и радости. В эти дни люди по традиции шлют друг други подарки, особенно щедрые по отношению к менее обеспеченным.
То, что сделали Эстер и Мордехай, — это подвиг во имя спасения всех. Для реализации задуманного им потребовались не только ум, но и тонкая интуиция, и большой артистизм.
Дни Пурима должны быть «днями пира и веселья», поскольку события давних дней происходили во время веселья, царившего на пиру у Эстер, где она и сумела разъяснить царю ситуацию и убедить его изменить свое решение, принятое под влиянием Амана. Поэтому в Пурим в послеполуденные часы устраивают трапезу, которая обычно продолжается до ночи.
Не консерватизм и духовная леность побуждают еврейский народ к празднованию своих древних праздников. Просто, вспоминая каждый из них, обдумывая уроки прошлого, делаются важные выводы и для дня сегодняшнего. Уроки прошлого надо учить постоянно, чтобы не совершать ошибок или по крайней мере учиться у мудрых предшественников исправлять их.
Нина ШПОЛЯНСКАЯ