back to top
3.9 C
Узбекистан
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Улица полна неожиданностей

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Улица  полна  неожиданностей

Средь бела дня небрежно одетый гражданин средних лет, выкопав небольшую, но глубокую ямку на углу улиц Бабура и Шохжахон ( напротив сквера с памятником А. Пушкину), воткнул в нее двухметровый штырь с табличкой «Такси» и огляделся.

Собравшийся народ зароптал — на пяточке возле скромной кондитерской даже при большом желании не поместятся более трех автомобилей. Но таксист сделал свой выбор.

Вот так и появилась на одной из центральных магистралей города новая стоянка таксомоторов, значительно осложнив движение автотранспорта в сторону аэропорта и на улицу Ш.Руставели. Прошло несколько дней, табличка красовалась на том же месте. Вокруг вперемешку сгрудились личные авто и таксомоторы. Но это обстоятельство так и не привлекло внимание работников ДПС . Анекдот, да и только, подумали вы? Но, к сожалению, это быль.

Место под солнцем

Лихой водитель такси, отвоевавший себе и сотоварищам место под солнцем в одном из крупнейших мегаполисов Центрально- Азиатского региона, конечно же, казус. Но вот стихийно возникающие парковки и стоянки невольно наводят на некоторые размышления.

В частности многих интересует, чем принципиально отличаются парковки от стоянок? Разница между ними конечно есть. В первую очередь это плата за предоставляемое место. Так, за парковку автомобиля плата не взимается. Они организуются возле супермаркетов, больниц, учебных учреждений, оптовых рынков именно для привлечения внимания клиентуры или посетителей. Зачастую возле некоторых из них даже вывешиваются соответствующие баннеры с обещаниями бонусов. И всем приятно!

Конечно, без злоупотреблений не обходится, но имеются и положительные примеры. Так, на безвозмездных началах функционируют парковки у Алайского базара, возле оптового вещевого и продовольственного базаров на Куйлюке. До образцового порядка им пока далеко, но «халява» смягчает нравы даже самых требовательных покупателей.

Тридцать шесть километров для мобильных ташкентцев нынче не проблема, поэтому обнаружив разницу, любознательные граждане интересуются, а чем собственно они «провинились» перед оптовым «Абу Сахий»? Ведь на нем служителями установлены следующие расценки для легковых авто: за 1 час – 3 000, за 2 часа – 4000, за 3 — 4500 и т.д. по восходящей, без выдачи квитанций. С грузовых берут намного дороже. Как бы шутя, собирают нынче дань и с владельцев городских и областных машин на оптовом «Ипподроме» и «Урикзоре».

Удивительное почти рядом

Но самую удивительную парковку я пару дней назад наблюдала при подъезде к самому популярному в народе Янгиабадскому рынку. Она в прямом смысле слова выросла стихийно посередине проезжей части, то есть на бывшем газоне Халка автомобиль йули.

Улица  полна  неожиданностей

Получилось скромненько и без вкуса. Автомобили стояли «в раскорячку» одновременно по обеим сторонам проезжей части этой улицы. К тому же, никто не гарантировал, что областной «чужак» при лихом развороте не заденет своим авто соседское. Здесь было все бесплатно и на доверии, в том числе и работников ДПС, которые полностью самоустранились в ожидании аварийной ситуации.

У вот у базара «Аския» в Яккасарайском районе совсем другая история. Большая цифра «3» уравнивает в правах всех, кто решил на нем отовариться видимо потому, что до настоящей парковки, а тем более стоянки, это «стойбище» легковушек явно не дотягивает в виду отсутствия дополнительного сквозного выезда.

Улица  полна  неожиданностей

А он, как показывает суровая практика, очень необходим. И установлено это правило для всех не случайно. Так как именно отсутствие свободных подъездных путей, да необходимое количество воды не обеспечило своевременного тушения трех пожаров, которые имели место быть в последние годы на территории этого дехканского базара. Предприниматели, вдыхая гарь, долго восстанавливали личное имущество от последствий пожара и тушения.

Кстати, способность предвидеть возможное развитие событий, никто не отменял и гаражное хозяйство, подверженное опасности как со стороны льда так и пламени, не является исключением. К примеру, после разгрома старых гаражей во дворе многоэтажки, некоторые жильцы проигнорировали предложения строителей- предпринимателей по возведению для их автомобилей стандартных охраняемых парковок. Посовещавшись, автомобилисты-любители решили сэкономить и строить удешевленным путем. За короткий срок им удалось состряпать из подсобных материалов небольшой комплекс парковок с крышей из видавшего виды пластика.

Кое-как дружно перезимовали, но когда началось таяние снега, то образовавшаяся сосулища соскользнула с крыши, угодив в центр этого самостроя. Практически были повреждены все транспортные средства. Спаслось лишь одно авто, хозяин которого просто поленился поздней ночью припарковаться в обозначенном месте.

Про стоянки

Со стоянками на первый взгляд все значительно проще. Ведь современная автостоянка восходит к каменному веку и, согласно академическим словарям, обозначает временное поселение охотников и рыболовов. Но в результате естественной сапиентации человек, обретя множество полезных вещей, в том числе и персональный автомобиль, обрек себя на значительные хлопоты.

И хотя, количество таких авто, зарегистрированных в нашем мегаполисе, по необъяснимой причине разглашению не подлежит, их значительное скопление на проспектах и улицах города, вызывает у горожан противоречивое отношение. Невооруженным глазом видно, что мест на имеющихся парковках и стоянках явно не хватает. И даже перспективные планы хокимиятов по постройке многоярусных хранилищ положение не спасут.

Ведь прецеденты в последнее десятилетие уже были, но даже со стороны отчетливо видно, что их наполняемость, на примере даже одной из первых многоэтажных стоянок возле рынка Чорсу, оставляет желать лучшего. Многих владельцев останавливает цена, других — неудобное расположение от места проживания или работы.

В наш техногенный век автомобилями в основном управляет сильная половина человечества, которая из века в век расставляет свои приоритеты таким образом: конь, ружье, жена. Однако проблема по части определения на постой в течение дня ни одного,а целого табуна коней, затаившихся под капотом, требует положительного решения, так как оставлять его где попало очень опасно по ряду причин.

Плати и радуйся жизни

В наши дни стоянки укоренились на специально отведенных им местах, осуществляя за плату временное хранение автотранспорта . Словом — внес требуемую сумму и радуйся жизни. Унифицировать плату за эту услугу пробовали неоднократно, однако рыночная экономика еще в конце минувшего века внесла свои коррективы. В связи с этим, никто не мешает каждому из владельцев приватно договариваться о некоторой доплате за охрану любезной сердцу авто единицы.

Хотя согласно обновленной статье 267 Уголовного кодекса, с 27 декабря 2016 г. угон транспортного средства подразумевает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет, угон по предварительному сговору, наказывается от десяти до 15 лет, а угон автомобилей, организованный группой лиц путем разбойного нападения — лишением свободы от 15 до 20 лет,

Однако замечено — охота, как говорится, пуще неволи. Поэтому все еще находятся последователи Homo habilis – человека умелого, обитавшего на земле около 2,5 млн. лет назад, который в отличие от Homo sapiens — человека разумного, был по определению варваром и не слишком бережно относился даже к изготовленным им же вещам.

Именно эти потомки «умельцев» уже в ХХI веке, под воздействием спиртного или наркотических средств, заимствуют отнюдь не чужую роскошь, а средство передвижения, чтобы прокатиться с ветерком. Пойманные с поличным они, как полагается, бьют челом и оправдываются пробелами в знании законодательства. Но владельцу от этого не легче, так как угонщики, как правило, народ безбашанный и им претит забота о сохранности имущества, взятого «напрокат».

Арифметика для избранных

Если перемножить часы на таксу, за которую владельцы вынужденно оставляют свои авто, то получаются немалые суммы, в основном оседающие в карманах обслуживающего персонала. Такая «арифметика» в свою очередь порождает слухи о баснословных барышах этой категории то ли рабочих, то ли служащих, не оставляя выбора отдельным молодым согражданам, нетрудоустроившимся после окончания колледжей.

Впрочем, они и не догадываются,что в этом на первый взгляд незамысловатом бизнесе, не все так просто, потому что очередной отъем денег у населения без пыли и шума порой носит не предсказуемый характер. Ведь априори на каждой платной стоянке должны быть: ограждение, ворота или шлагбаум, помещение для обслуживающего персонала, а на видном месте — лицензия на оказание авто услуги и установленного количества автомобилей, охраняемых одновременно.

Но вот незадача — на поверку все это остается лишь идеализированной теорией для специалистов и владельцев личный автомобилей. И все потому, что наши современники, научившиеся в последние годы из всего извлекать легкую прибыль, добрались и до стоянок. Поэтому и доход, получаемый от этого вида бизнеса, ставит в тупик именитых ученых-экономистов, ранее с трудом представляющих себе возможность извлечения прибыли с небольшого участка земли без особых на то вложений.

В наши дни, несмотря на равноправие в стране пяти видов собственности, рука не поднимается поставить знак равенства между производителями продукции и теми, кто находит наживу буквально на ровном месте. Да и общество относится к таким «бизнесменам» с большим предубеждением в связи с отсутствием у них определенного статуса. И хотя, на первый взгляд их занятие сродни работе сторожа, но у сторожей нет возможности ежечасно получать деньги за оказываемую услугу. Резонно было бы отнести их к категории специалистов бытового обслуживания, если бы в некоторых колледжах с автотранспортным уклоном предусмотрели такую нужную специализацию.

Устроиться на автостоянку сложно даже мужчинам, но гендерная составляющая здесь не причем — просто бизнес этот семейный, строго по мужской линии лишь в связи с некоторыми физическими «доработками» на посту. Работой же на стоянках не чураются даже «остепененные» специалисты, которые в короткие сроки успешно решают на доходных местах свои финансовые затруднения.

Но даже их научный опыт не способствуют созданию условий для успешного функционирования примерных автостоянок, на которых работники не обирают клиентов, а несут полную ответственность за сохранность доверенных им авто и вещей, оставленных в закрытых автомобилях.

Стихия, да и только

Практически в рабочие дни затруднено движение пешеходов по многим центральным улицам города, где автомобили занимают и проезжую часть, и газоны и тротуары, образовывая своеобразные геометрические фигуры.

А некоторые стихийные парковки, например по ул.Амира Темура или Ш.Руставели, поражают нагромождением автомобилей, которые владельцы умудряются расположить вдоль административных зданий в два-три ряда, препятствуя движению маршрутных автобусов и таксомоторов. Нехорошо, конечно, но , приходится с этим мириться. Ведь в мире не так много государств, производящих автомобили.

В последние пару лет неудачные парковки и стоянки возле оптовых базаров и супермаркетов обещают реорганизовать, то ли с помощью «карманов», то ли с постройкой многоэтажных хранилищ. Хотя в ряде развитых стран ищут и находят соответствующие выходы в пользу пешеходов, в том числе практикуя нормированную эксплуатацию личных авто по четным или нечетным дням недели.

В общем, автомобилистам остается надеяться, что автомобильная проблема, неоднократно обсуждаемая на самом высоком уровне, найдет свое отражение не только в законе «О защите прав потребителей», но и в соответствующих постановлениях вышестоящих органов.

Послесловие. Когда эта статья была подготовлена к публикации, пришло сообщение, что в нашем мегаполисе на примере городов ближнего зарубежья, зарождается аналог движения «СтопХам». Его целью является борьба с хамством на улицах и стихийных парковках. К чему приведут эти неформальные отношения, одному Богу известно. Но, как говорится, лиха беда начало, а там поглядим…

НАТАЛЬЯ АЙРУМОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Недельный тур на остров Хайнань обойдется узбекистанцам в два раза дешевле, чем на Чарвак и Чимган

23 ноября, в Ташкент состоялся бизнес-форум с участием представителей туристического сектора Китайской Народной Республики. Данный форум был посвящен продвижению...

Больше похожих статей