В прошлом году в Самарканде был открыт Центр профессионального обучения, который является результатом совместного проекта Министерства труда Республики Узбекистан и Корейского агентства по международному сотрудничеству (KOICA). . В эти дни учащиеся Центра находятся на стадии завершения первого этапа обучения – шестимесячного учебного курса. С 1 марта у них начинается производственная практика, которая продлится четыре месяца.
1 сентября 2016 года в Центр поступили 240 человек, 42 из которых были из других регионов Узбекистана: Республики Каракалпакстан, а также из Джизакской, Кашкадарьинской, Навоийской, Сурхандарьинской областей. Центр готовит специалистов по четырем направлениям. Это – информационные технологии, сварочное и токарное дело, электротехника и электроника, техническое обслуживание автомобилей.
«Мы принимаем молодых людей, имеющих среднее образование, по направлению районных и городских центров содействия занятости, – рассказывает директор Центра доктор технических наук, профессор Исмоил Эргашев. – Мы готовим специалистов для предприятий нашей страны. На это хочу сделать особый упор. У некоторых граждан сложилось неправильное мнение о том, что наши выпускники будут направлены на работу в Республику Корея. Это не соответствует действительности. Корейские партнеры только оказывают содействие в подготовке специалистов для бурно развивающихся отраслей экономики, в первую очередь промышленным предприятиям».
Учебный процесс в Центре организован таким образом, что основное внимание уделяется практическим занятиям. Теоретическая часть занятий охватывает только общие вопросы соответствующего курса. Такой подход к подготовке кадров уже сейчас дает свои результаты, показывает свое преимущество по сравнению с традиционной методикой, где много внимания уделяется теории. Так, учащиеся, согласно утверждению руководства учебного заведения, уже сейчас смогут на должном уровне выполнять работу по выбранной специальности. «Предстоящая четырехмесячная производственная практика позволит укрепить приобретенные навыки в стенах учебного заведения», – говорит И.Эргашев.
Учащиеся будут проходить практику в крупных промышленных предприятиях. Согласно заключенному договору, по 20 человек будут направлены в Самаркандский автомобильный завод, СП ООО «MAN Auto-Uzbekistan», АО «Самарканд Автотеххизмат» и 30 практикантов примет завод холодильников «Сино». А после завершения практики учащиеся, показавшие себя с самой хорошей стороны, могут быть оставлены на работу на тех предприятиях, где приходили практику.
По словам директора Центра, учащиеся занимаются по учебникам, которые созданы специально для них. По всем четырем направлениям имеются по два учебника. Их авторами являются педагоги Центра и корейские профессоры. Дело в том, что педагоги на работу были приняты после конкурсного отбора из числа преподавателей средних и высших учебных заведений. Потом они прошли стажировку в Республике Корея. В ходе стажировки они были разделены на группы и каждая из групп во главе с корейским профессором приступила к написанию своего раздела учебника. Таким образом были подготовлены восемь учебников. Необходимо отметить один важный момент: после окончания учебы каждый учащийся оставляет себе те два учебника, по которым занимался.
Заместитель директора по учебной работе Исматилло Мардиев любезно согласился сопровождать меня по корпусам Центра и ознакомить с ходом учебного процесса. Мне было интересно узнать мнение педагогов и учащихся, а также корейских специалистов. В Центре преподают трое педагогов из Кореи, которые приехали на два года. Ожидается приезд еще двух специалистов.
В отделе информационных технологий посетили занятие профессора Университета профессионального обучения и технологий Южной Кореи Парк Жин Воо. По словам И.Мардиева, три педагога и 17 студентов университета приехали на две недели. Согласно заранее заключенному соглашению, занятия по двум компьютерным программам корейские педагоги проводят и для своих студентов, и для учащихся Центра. Это популярная программа для редактирования видео Pinnacle studio и не менее популярный аудиоредактор Sound forge.
Что думает профессор Парк Жин Воо о Центре, об учащихся? Гость считает, что в Центре профессионального обучения созданы все условия для полноценного освоения учащимися профессий. «Учащиеся на занятиях проявляют активность, компьютерную программу знают не хуже, чем наши студенты. Приятно отметить, что они, как и наша молодежь, с уважением относятся к старшим. Я заметил много общего между нашими народами», – сказал он.
Заведующий отделом информационных технологий Жавлон Хакимов отметил, что совместно с профессором из Кореи разработали учебные программы. Учитывая, что было мало времени, они выполняли работу по принципу «learning-by-doing». (Это распространенное английское выражение, означающее «обучение через деятельность» или «обучение на собственном опыте», что подразумевает «обучение эффективному выполнению какой-либо производственной операции путем многократного повторения этой операции»).
«Мы на практике показали учащимся, как работать с разными программами, с компьютерной графикой, как устранить возможные неисправности в компьютере и т.д. Наш Центр снабжен достаточным количеством новейших процессоров. Только для практической работы, т.е. разборки и сборки, из Кореи получили 20 компьютеров», – отметил Ж.Хакимов.
В беседе со мной учащиеся данного отдела Мухаббат Джумабаева из Республики Каракалпакстан и Зафар Ибрагимов из Хорезмской области с уверенностью говорили, что основываясь на приобретенные здесь знания и практические навыки, могут успешно работать по избранной специальности.
С деятельностью отдела технического обслуживания автомобилей познакомил нас заведующий отделом Сарварбек Кораев. Практические занятия данной группы проходят в большом зале, где установлены необходимые техника и механизмы для ремонта и технического обслуживания машин. Учащиеся под руководством производственных мастеров здесь изучают принципы работы этой техники, учатся пользоваться механизмами во время практической работы. «Наши ребята приобрели умения и навыки, позволяющие им работать на автомобильных заводах. После прохождения практики на крупных предприятиях, часть из них могут остаться там. Но большинство из них хочет уехать в свой район и открыть СТО», – говорит С.Кораев.
Отдел электротехники и электроники, по словам его заведующего, Джалола Рузимурадова, готовит специалистов, которые очень востребованы на рынке труда. «Сейчас не только промышленные предприятия, но и учебные заведения, медицинские учреждения получают новую технику, аппаратуру, которые требуют толкового специалиста для работы с ними и дальнейшего обслуживания. Наши выпускники могут работать инженером-механиком до 3-разряда», – рассказывает он.
Развитие промышленности в Самаркандской области привело к повышению спроса на таких специалистов, как сварщики, токари, фрезеровщики и др. Исходя из данной реальности, в Центре функционирует отдел «Сварочное и токарное дело». Заведующий отделом Дилмурод Гиясов с гордостью говорит, что учащиеся освоили такие виды сварки, как газовая, электрическая, аргонная и кемпомат. «Их приглашают на работу Автомобильный завод, СП ООО «MAN Auto-Uzbekistan» и другие предприятия», — сказал он.
Примечательно, что Центр профессионального обучения не только готовит из числа безработных востребованных на рынке труда специалистов, но и по взаимной договоренности с заинтересованными предприятиями открыл платные курсы по переподготовке сварщиков, токарей, электриков и др. Для учащихся, приехавших из других областей, в Центре есть общежитие на 60 мест, где созданы необходимые условия для полноценного отдыха и подготовки к занятиям.
По словам профессора И.Эргашева, успешное функционирование первых двух Центров профессионального обучения в Ташкенте и Самарканде, убедило руководство KOICA в эффективности их деятельности. Они будут также созданы в других регионах Узбекистана. Уже объявлено, что в этом году подобный Центр будет организован в Шахрисабзе.
В конце хотелось отметить, что необходимо изучать опыт работы Центров профессионального обучения для использования в системе подготовки кадров, особенно в профессиональных колледжах.
1 марта, когда у учащихся первого набора начинается производственная практика, приступят к занятиям учащиеся второго набора, – говорит И.Эргашев. – Желающих учиться у нас в два раза больше, чем мы сможем принять. На 240 мест поступило более 500 заявлений. Будем проводить тестовые испытания.
Т. РАХМАТУЛЛАЕВ