back to top
12.5 C
Узбекистан
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Архив памяти

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Архив памяти

Мысль эта возникла у меня достаточно давно — в преддверии всенародного празднования юбилея Амира Темура. Тогда я как редактор газеты «Ташкентская правда» обговорил ее почти в деталях с двумя академиками — историком-литературоведом Азизхоном Каюмовым (только что, в канун праздника Независимости, удостоенного высокой государственной награды) и историком-востоковедом Музаффаром Хайруллаевым, понявшими и поддержавшими меня всецело. Мысль эта была о желательности и необходимости в популярной форме — не разрозненно, не по юбилейным датам, а системно — довести до русскоязычного читателя хотя бы общие представления о богатейшей духовной культуре нашего края, ставшего ныне независимым Узбекистаном.

Идея появилась не случайно, так как иной раз приходилось тогда и впоследствии слышать от представителей неузбекской национальностей суждения не только доброжелательные и любознательные, но и недоумевающие и даже раздраженные — дескать, что за шумиха, что за искусственное желание возвеличить свое прошлое, своих никому не известных, или мало, или даже негативно прославившихся предков?! На такие претенциозные вопросы впору было бы осердиться, обвинить вопрошающих во всех смертных грехах, но справедлива была бы такая реакция? Вряд ли! Ведь гордо зазвучавшие после обретения республикой независимости имена выдающихся ученых (причем в самых различных отраслях знаний — и в математике, и в астрономии, и в медицине, и в природоведении, и в философии, и в богословии), поэтов, художников, государственных деятелей, большей частью были мало знакомы не только русским, украинцам, армянам, евреям, корейцам, и т.д., но и самим узбекам! И это не случайно.

Из-за идеологических и политических соображений в недавние времена всячески попирались и замалчивались имена многих, не подпадавших под тесные классовые и идейные ранжиры тоталитарного мировоззрения, замечательных деятелей истории и духовной культуры всех народов бывшего Союза, начиная с русского. Не избежала этой горькой участи и древняя и великая культура народов Узбекистана. Ранее я уже писал о том, что мне лично пришлось слышать из уст высокопоставленного чиновника заведующего сектором отдела пропаганды ЦК КПСС Ю.Полукарова запретительные установки по поводу выдающегося поэта, ученого и государственного деятеля Бабура — только потому, что он был падишахом. Видимо, мои решительные возражения, а также ссылки на книгу Джавахарлала Неру «Открытие Индии» произвели впечатление, и Юрий Иванович, поворчав немного, что все равно не следует называть колхоз в Андижанской области именем правителя, не стал препятствовать моему служебному выдвижению по комсомольской линии. Увы, к сожалению, поборников и последователей этих великодержавных «вершителей судеб» предостаточно было и в нашей республике. Поэтому мы хорошо (?) знали, кем был, например, Хамза (не в обиду этой трагической и неординарной личности), но совсем не знали такие выдающиеся явления, каким были Абдулла Кадыри (выдающийся французский литератор Луи Арагон писал о нем, что он явился основоположником одного из пяти направлений мировой романистики!), Чулпан или Фитрат.

Такова одна из главных причин нашего манкуртовского неведения. Но есть и другая причина нашей малограмотности или односторонней просвещенности — собственная леность, пренебрежение к культуре вообще и к азиатской в частности, притупление чувства деликатности в духовных взаимоотношениях с любыми народами, сколь бы малочисленными они ни были. Я обращаюсь к Вам, уважаемые читатели, — каждый ли из Вас может похвастаться, вопреки школьным программам, знанием текстов хотя бы Алишера Навои? Боюсь, что нет!

К счастью, времена меняются. Становление нового суверенного государства напрямую связано с возрождением его духовности, с приобщением к ней всего населения, всего многонационального народа Узбекистана — такова принципиальная и твердая позиция руководства и широкой общественности страны. Для всех нормальных, интеллигентных людей — это аксиома. И они хотят узнать как можно больше об истории духовной мысли нашего края как минимум по нескольким причинам. Во-первых, потому, что постигать, познавать все новое, неизведанное — это естественное желание «гомо сапиенс» — человека разумного. Во-вторых, потому, что история цивилизации Центральной Азии, пережившей два ренессансных пика, заслуживает внимания и интереса любого мыслящего и пытливого человека. В-третьих, потому, что знание культуры основного населения страны, его менталитета позволяет легче понять и его устремления, мотивацию его поисков и дерзаний, суть души его и места в мировом сообществе. А без этого трудно быть сознательным гражданином государства. Наконец, в-четвертых, — в силу законного желания восстановить историческую справедливость. Наверное, и от этого зависит прочность фундамента счастливого будущего всего человечества.

Только не надо кидаться из крайности в крайность. Сложная и противоречивая история XX века также заслуживает объективного и взвешенного анализа всех позитивных и негативных явлений в развитии духовной мысли творческих и научных поисков. Тем более что далеко не всегда они были связаны с идеологическими постулатами прошедшего времени. Но эта отдельная тема. В данном случае хочется выразить сожаление, что в основном старания по внедрению духовности и просветительства направлены на местную коренную национальность — узбеков и гораздо в меньшей степени — на представителей нетитульных национальностей нашей республики.

В конце 90-х на страницах нашей газеты впервые на русском языке мы в течение 3-х лет опубликовывали цикл материалов, посвященных практически всем заметным деятелям духовной культуры нашей истории, начиная с IX и заканчивая началом XX века. Тираж газеты в то тяжкое время был небольшим, но мы получали сотни благодарных откликов. Многие писали, что им открылся целый, дотоле неизвестный, мир высокой духовности и талантов. Впоследствии один из авторов многих оригинальных статей — доцент Института культуры Гульчехра Расулова подготовила и опубликовала книгу «История узбекской классической литературы», которая моментально была расхвачена преподавателями и студентами многих вузов. Книга попала в вузовские библиотеки Великобритании и США. Через 2 года вышло второе издание этого квалифицированного литературоведческого труда, но и ему не был дан статус официального учебного пособия. Соответственно, не была оплачена эта тщательная и кропотливая работа.

Что ж, пусть будут другие квалифицированные печатные издания по этой тематике. Важно, что бы они были! Благо, что они нужны не только узбекистанским читателям, но и за ее пределами.

Ало ХОДЖАЕВ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Недельный тур на остров Хайнань обойдется узбекистанцам в два раза дешевле, чем на Чарвак и Чимган

23 ноября, в Ташкент состоялся бизнес-форум с участием представителей туристического сектора Китайской Народной Республики. Данный форум был посвящен продвижению...

Больше похожих статей