То, что представляет из себя тот или иной коллектив, чем он «дышит», насколько плодотворна его деятельность, – как известно, во многом зависит от установившегося в нем социально-психологического климата. Что же означают эти привычные сегодня слова, что мы подразумеваем под психологическим климатом? Видимо, им можно назвать настрой коллектива в целом: межличностные отношения, качества и состояния, выражающие самочувствие каждого члена коллектива, степень удовлетворения индивидуальных потребностей и преобладание групповых настроений. Относительно устойчивый психологический настрой может проявляться в самых разных формах. Несомненно, что социально-психологические особенности группы обусловлены отношением членов коллектива к делу, друг к другу, доминирующим настроением, интеллектуальной и моральной атмосферой. Человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим сотрудником в одном коллективе – и совершенно не вписываться в другой.
Психологический климат создается в зависимости от того, как воспринимают члены коллектива в социальном плане различные стороны общей жизни и деятельности, в какой степени они удовлетворяют сотрудников. Весьма важен, конечно же, и стимул к успешному решению поставленных задач. Однако социально-психологический климат – не просто сумма психологических состояний составляющих коллектив индивидов, но и фактор, через который преломляется, опосредуется вся его деятельность. Определите, какой психический настрой преобладает в коллективе – и вы сможете определить не только меру включенности каждого сотрудника в его деятельность, но и направленность этой деятельности, ее эффективность. Благоприятный социально-психологический климат позволяет успешно преодолевать стрессовые и конфликтные ситуации, создает доброжелательную атмосферу в межличностных отношениях, поддерживает устойчивость традиций в коллективе, оптимизм его членов и в конечном счете обеспечивает максимальный эффект деятельности коллектива.
Создание такого климата – не только свидетельство зрелости служебного коллектива, но, в первую очередь, результат большой и целенаправленной работы его руководителя. Именно ему принадлежит центральная роль в формировании деловой, нравственной и морально-психологической обстановки в коллективе. Успешность деятельности достигается во многом благодаря способности главы коллектива оказывать позитивное влияние на социально-психологический климат в нем. Руководитель имеет наибольшие возможности влияния на состояние социально-психологического климата, который складывается из взаимосвязей между сотрудниками, мотивов их деятельности, моральных норм, принятых в коллективе, степени сплоченности, организованности, отношения к служебным обязанностям.
Успешный руководитель, оказывая позитивное влияние на социальные процессы в служебном коллективе и формируя в нем благоприятный социально-психологический климат, осуществляет подбор сотрудников таким образом, чтобы они профессионально и психологически дополняли друг друга, недостатки одних компенсировались достоинствами других, преобладали люди с одинаковыми взаимными ожиданиями и устремлениями, симпатизирующие или индифферентно настроенные по отношению друг к другу.
Однако важно не только подобрать нужного человека «под должность», оптимально расставить сотрудников, но и уметь сохранить жизнеспособность и длительность функционирования созданной кадровой структуры. Для этого в распоряжении руководителя есть идейно-нравственные, психолого-воспитательные, материальные и другие средства. Он может управлять состоянием социально-психологического климата в коллективе, например, мотивируя людей возможностями служебного роста, распределением наград, премий, направлением на учебу.
При формировании благоприятного социально-психологического климата очень важно исключить конфликты на межличностном уровне, психологическую несовместимость членов коллектива, психологическую напряженность, скрытую критику условий труда или стиля работы, что всегда приводит к снижению эффективности общей деятельности.
Силу всякого коллектива составляет его сплоченность. Отношения между его членами в этом случае характеризуются активным межличностным взаимодействием, готовностью поддерживать друг друга. Члены такого коллектива всегда готовы прийти на помощь друг другу, преданы интересам коллектива.
Помимо высокой сплоченности, для слаженного и оптимально функционирующего служебного коллектива характерны объективность в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности, доброжелательность и товарищеские отношения между сотрудниками. Такие отношения создают условия для всестороннего и гармоничного развития каждого члена коллектива, способствуют появлению коллективизма как особого качества развития группы. Создание коллектива сотрудников, сознательно нацеленных на эффективное решение общих задач, – бесспорно, один из самых сложных аспектов проблемы.
Сложность задач, которые приходится повседневно решать руководителям больших коллективов, требует от них понимания закономерностей проявления и формирования личности подчиненных сотрудников и коллективов в целом в различных условиях служебной деятельности, учета закономерностей межличностных отношений в группах. В решении этих задач может помочь организация и проведение работы, основная цель которой – повышение социально-психологической компетентности руководителя, оптимизация социально-психологического состояния сотрудников и коллектива в целом, поддержание его на уровне, обеспечивающем эффективную служебную деятельность.
Дилором Нурмухамедова.