Московские телеканалы и другие средства массовой информации
последние 3 дня заполнены материалами о кончине выдающегося режиссера и актера Юрия Петровича Любимова.
Это неудивительно, поскольку имя Любимова прежде всего связано с творческой деятельностью одного из самых знаменитых театров второй половины 20-го столетия – Московского театра драмы и комедии на Таганке. И не только! Юрий Любимов был постановщиком десятков различных спектаклей (в том числе и оперных) во многих российских и зарубежных театрах Европы и Америки. Его новаторские сценические решения вошли в золотой фонд мирового театрального искусства. Достаточно сказать, что за долголетнюю и очень плодотворную творческую деятельность Любимов был удостоен званий «Заслуженный артист РСФСР» (июль 1954 года) и «Народный артист Российской Федерации» (сентябрь1992 года).
Может быть, есть смысл подчеркнуть, что Ю.П.Любимов в течение более полувека получил более 80 значимых наград Советского Союза, России, Югославии, Венгрии, Польши, Германии, Италии, Великобритании, Австрии, Швейцарии, США, Турции, Греции, Хорватии, Франции, Эстонии, Швеции, Финляндии, Японии и других стран. Полное перечисление их
заняло бы несколько страниц. Кроме того, у него были и воинские награды за участие в Великой Отечественной войне. Случай почти уникальный! Но не этот удивительный фактор подвиг меня на написание данной статьи. Скажу прямо — мне кажется, что используемый почти во всех передачах тезис о Ю.Любимове, как «жертве тоталитарной системы», несколько преувеличен и односторонен. Хотя бы потому, что он прожил огромную, активную, созидательную жизнь и умер почти в столетнем
возрасте. А еще, потому что он, несмотря на известное противодействие цензуры и консерватизм мышления различных чиновников, в основном успешно реализовывал себя как художественный руководитель экспериментального, бунтарского театра. Не случайно, именно в те приснопамятные времена он получил даже Сталинскую премию, звания, правительственные и общественные награды. В конце концов и потому, что у Юрия Петровича был далеко не простой характер, дважды приведший его к творческому разрыву со своим прославленным коллективом. Разумеется, пресловутый Указ К. Черненко о лишении Любимова советского гражданства, принятый в 1984 году после его критических выступлений о состоянии советского театра в зарубежной печати, нельзя оправдать, и поэтому через 5 лет было принято решение о полном юридическом восстановлении его прав и руководящих функций в театре. Думается, что не последнюю роль в его перипетиях сыграла и его последняя супруга — Каталин Кунц, венгерская журналистка и переводчица, с которой в 1978 году они и поженились в Венгрии. Каталин (1946 года рождения) была моложе мужа почти на 30 лет, но имела на него колоссальное влияние. Допускаю, что кто-то из читателей сейчас злорадно улыбается — а ты, дескать, откуда знаешь, мало ли что писали об их взаимоотношениях и вмешательстве в финансово-производственные дела театра вездесущие журналисты! В том-то и дело, что мне лично посчастливилось познакомиться и пообщаться с великим режиссером и его законной женой. Дело было в начале 80-х прошлого столетия. Один из моих коллег по работе — Тулкун Миркадырович Миръякубов пригласил меня на свадьбу своего сына. Я предупредил его, что приду не один, а с поэтом Расулом Гамзатовым, который гостил тогда в Ташкенте. В свою очередь Расул-ага предложил мне захватить на торжество Юрия Любимова с супругой, находящихся в Узбекистане в связи с гастролями «Таганки». Разумеется, я согласился, хотя ранее лично не был знаком с этой неординарной личностью. Мы заехали за ними к театру имени А.Навои, Любимовы и Гамзатов расцеловались, а затем последний представил меня. Свадьба была не в ресторане, а дома, недалеко от Госпитального рынка. Молодожены и все гости сидели на скамейках в небольшом дворике, а нас усадили в комнате с окнами во двор, так что была возможность, потчуя яства и выпивая, не только следить за ходом свадьбы, но и тесно общаться и разговаривать. Любимовы произвели на меня прекрасное впечатление: он — теплом и коммуникабельностью, она — живостью и бесчисленными вопросами. При этом было заметно, что эта роскошная женщина нравилась мужу и умело пользовалась этим. Не хочу утомлять читателей своими воспоминаниями, добавлю только, что Юрий Петрович не позволял себе ни одного двусмысленного замечания или какого-либо ерничанья, наоборот, хвалил и пищу, и местные обычаи, и межнациональные дружеские проявления. Расул Гамзатович был рад тому, что мы понравились друг другу. В подтверждение этого Юрий Петрович пригласил меня в любое время на любые спектакли «Таганки», уточнив при этом, что если он будет отсутствовать в Москве, то все мои проблемы будет решать директор театра Дупак, и дал мне его визитную карточку. А когда в завершение свадьбы в присутствии всех участников на московских гостей надели узбекские халаты, а на Катерину (так мы ее называли) накинули отрез маргиланского хан-атласа, их восторгу не было предела! Увы, больше с Любимовыми встречаться мне не пришлось. Но я очень сожалел, что в театре произошел раскол, что часть актеров во главе с также любимым мной Николаем Губенко ушла в «оппозицию», а через несколько лет и сам Любимов вынужден был покинуть свое авангардное детище. Но такова жизнь! Конфликты в театральных (и не только!) коллективах случаются и сейчас. И не надо все сваливать только на строй или систему. Реальность гораздо шире и глубже идеологических настроек. А Юрий Любимов навсегда останется в памяти как одна из крупнейших фигур мирового театрального искусства. В этом нет сомнений! Мир праху его!