back to top
11.7 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Сквозь завесу тайны: следы рассказывают

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Сквозь завесу тайны: следы рассказывают

Как бы ни изощрялся преступник, как бы ни старался замести следы, они все равно остаются. Каждый человек, где бы он ни находился, оставляет невидимые следы.

Изучает следы трассология. И не только следы людей, но и животных, различных предметов, машин, орудий взлома и другие. Следы могут рассказать эксперту, как произошло событие, каким способом действовал преступник, и часто даже установить непосредственного преступника по «почерку». А химические реактивы и полимеры дают возможность обнаружить и закрепить невидимые простым глазом следы рук и ног, оставленные много дней назад, снять отпечатки с рельефных следов размером в несколько миллиметров и даже микронов.

Человеку достаточно прикоснуться на месте преступления к какому-нибудь предмету любой частью своего тела, – эти следы будут выявлены, и по ним установлена личность виновного: по отпечаткам кожного покрова тела, по отпечатку одежды и по потожировым следам. И у каждого человека эти следы сугубо индивидуальны: нет двух людей с абсолютно одинаковым рисунком кожного покрова. Сейчас имеются возможности для исследования следов с целью идентификации личности даже в тех случаях, когда следы смазанные, неясные или небольшого объема.

Некоторые приборы позволяют отождествлять орудия взлома по следам, которые по размерам не больше десятых долей миллиметра. Такие приборы, применяемые для производственных целей в промышленности, используют и в судебных экспертизах. Например, такой прибор, как профилограф-профилометр, дает возможность получить профиль орудия преступления с двухсоткратным увеличением. Так, гвоздем был оцарапан какой-то предмет. Гвоздь оставил микрослед. И профилограф позволяет точно сопоставить поверхность гвоздя с его следом. И не только гвоздь: можно изучать даже след от острия швейной иглы, медную проволоку толщиной 0,2 миллиметра, перерезанную ножницами. И эксперты в состоянии сопоставить с высокой точностью режущую кромку ножниц и оставленный ею след и дать научно обоснованное заключение.

Или еще: казалось бы, как можно сравнить два осколка фарфоровой чашки? Так вот, если взять две чашки, изготовленные из одного и того же сырья, в одно и то же время, обожженные в печи одновременно, то все равно различия будут. Установить эти различия помогает метод интроскопии – «внутривидения». Оказывается, каждое изделие имеет свое, присущее только ему внутреннее строение и внутреннее электромагнитное напряжение. Обнаружить и зарегистрировать все это может так называемый поляризационный интроскоп – устройство, которое излучает радиоволны высокой частоты и позволяет выявить в диэлектрических (не проводящих электричество) материалах внутреннее строение и напряжение.

…В руках эксперта – кусок дерева. Для человека непосвященного этот кусок так и останется обычной чуркой. В крайнем случае знаток назовет породу дерева, и все.

Для эксперта же это целый кладезь информации. По годичным кольцам можно установить, сколько лет было дереву, в какие именно годы оно росло, – здесь на помощь придет гелиогеофизический метод, который изучает солнечную активность в определенные годы и влияние ее на земную жизнь; где именно выросло дерево, в какой местности, и многие другие данные. Еще больше данных «сообщают» ветки, стебли, листья… Достаточно сказать, что два разных куска деревьев одной породы так же отличаются друг от друга, как отличаются отпечатки пальцев двух человек.

Традиционная криминалистическая экспертиза основана на изучении внешних признаков: формы, строения, цвета предметов и их следов. Но что делать с сыпучими, жидкими и газообразными веществами, которые хотя и оставляют следы, но эти следы не отображают форму и строение разыскиваемого предмета? Например, чернила не отображают форму авторучки, частицы почвы – рельефа и внешнего вида участка местности, откуда они были взяты, и так далее. Здесь и приходят на помощь экспертизы, в основе которых – изучение внутренней структуры: атомно-молекулярного строения, количественного и химического состава, многих физических, биологических и химических свойств и признаков. Все эти признаки улавливаются, анализируются и сравниваются современными высокочувствительными и точными инструментами и методами. Все это позволяет даже по отдельной частице установить свойства целого предмета.

Несколько лет назад на одном из заводов произошел такой случай: некий А. в пылу ссоры ударил трехгранным слесарным инструментом Т. Сам А. это отрицал, а свидетелей преступления не было. Из раны Т. был извлечен крошечный кусочек металла, а у подозреваемого А. изъят свежезаточенный инструмент. Прямое сопоставление с ним осколка металла не давало положительных результатов, так как, очевидно, инструмент был заточен с целью замаскировать следы облома.

Было проведено большое комплексное исследование. Эмиссионный спектральный анализ в полом катоде позволил определить, какие элементы и в каком соотношении входят в состав металла инструмента и найденного осколка, металлографический анализ – установить структуру металла обоих предметов, рентгеноспектральный – дополнительно выявить микропримеси, не установленные спектральным анализом. Были проведены и другие точные анализы с использованием самой современной аппаратуры.

В результате эксперты установили химический состав и марку стали, одинаковость состава металла слесарного инструмента и осколка и доказали принадлежность осколка именно тому инструменту, который был найден у М.

Иногда для экспертизы бывает достаточно, чтобы одежда преступника соприкоснулась с одеждой его жертвы, и это оставляет свой след. Не видимые невооруженным глазом частицы почвы, краски, волокна ткани переносятся с одной одежды на другую и в дальнейшем служат для изобличения преступника.

Одно из характерных подобных исследований связано с делом об изнасиловании несовершеннолетней К. На одежде потерпевшей и одежде подозреваемых были обнаружены микрочастицы краски скамейки, на которой сидели потерпевшая и преступники. На кофте К. нашли крошечные частицы стальных и дюралевых стружек – такие же частицы были и на одежде подозреваемых. Микроскопический, эмиссионно-спектральный и другие анализы установили тождество не только самих металлических частиц, но и их количественное соотношение. Исследовались также микрочастицы почв на одежде подозреваемых, потерпевшей и на участке местности, где было совершено злодеяние. На суде преступники были окончательно изобличены.

В тех случаях, когда необходимо исследовать элементный состав вещественных доказательств и вместе с тем не разрушить объект исследования, применяют лазер для микроспектрального анализа. Тонкий луч лазера позволяет определить химический состав частиц размером 50-70 микронов! Все шире внедряются и такие методы, как масс-спектрометрия, электронно-парамагнитный резонанс, электронная микроскопия, в том числе с использованием установки электронного стереосканирования, и другие.

Сколько в мире существует наук, столько и методов может быть на вооружении судебных экспертов. И чем больше развиваются эти науки, тем больше обогащается арсенал экспертов.

Таким образом, никакие ухищрения не помогают уничтожить следы преступления. Следов множество, они везде: на одежде, на теле жертвы и преступника, на орудии преступления. А современные методы исследований позволяют найти эти следы и по ним помочь следствию и суду изобличить преступника.

Т. Солиходжаев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

По прогнозам синоптиков, последние дни ноября останутся теплыми

Узгидромет поделился прогнозом погоды на начавшуюся рабочую неделю.

Больше похожих статей