back to top
9.9 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Самый большой прорыв в шестидесятых годах&#8230

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Самый большой прорыв в шестидесятых годах&#8230

Узбекистан всегда входил в число лидеров в регионе по объемам строительства жилья, социальных, культурных и промышленных объектов. В годы независимости строительная индустрия активно развивалась, привлекая инвестиции на модернизацию своих мощностей, осваивала новые технологии и материалы. Однако время не стоит на месте, и настала необходимость сделать новый рывок в развитии сферы. В начале марта этого года в стране утверждена Программа формирования крупных специализированных строительных подрядных организаций на 2014-2016 годы.

По оценкам экспертов, принятие этой программы было велением времени. В стране уже начата реализация ряда крупномасштабных проектов по возведению различных объектов и уникальных промышленных предприятий, и в перспективе их будет еще больше. Этот процесс требует применения самых современных строительных технологий, оборудования и прежде всего квалифицированных кадров как на стадии проектировки, так и возведения объекта. При этом очень важно, чтобы весь цикл строительных работ выполнялся, что называется, «под ключ». Мировой опыт показывает, что это позволяет за короткие сроки добиваться кардинального повышения качества проводимых работ. Поэтому упор в развитии отечественной строительной индустрии будет сделан на два основных фактора — создание крупных специализированных строительных подрядных организаций, оснащенных современной производственно-технической базой, и повышение эффективности деятельности действующих за счет внедрения международного опыта и стандартов. В ближайшие три года сформируют 88 подобных организаций с общей численностью персонала более чем 7 760 человек. Они будут оснащены 2 107 единицами строительной техники, машин, механизмов, а также 229 производственными базами. Для повышения эффективности этого процесса планируется создание Республиканской специализированной компании по лизингу современной строительной техники, машин и механизмов, средств малой механизации и специального транспорта с филиалами во всех регионах республики, — отмечает газета «Uzbekistan today».

Но мало кому известны имена тех, кто стоял у истоков развития и реализации ряда крупномасштабных проектов по возведению различных объектов и уникальных промышленных предприятий. Сегодня мы расскажем лишь о некоторых из них, а помогает нам в этом Трофим Васильевич Сон, начальника минной станции взрыва «на выброс», кандидат технических наук, работавший в 1964 году на стороительстве Аму-Бухарском машинном канале.

Из рассказа Трофима Васильевича в этом году 23 июля исполнилось 50 лет, как случился настоящий прорыв в строительстве крупной первой очереди Аму-Бухарского машинного канала.

По словам нашего собеседника за годы независимости нашей страны в строительной индустрии произошли крупные изменения. Строительство канала с большой протяженностью путем взрыва «на выброс» было применено впервые в мировой практике. Масштаб взрыва сложился из необходимости резко сократить сроки строительства 1-й очереди Аму-Бухарского машинного канала. Это было в далеком 1964 году. Строительство такого канала позволило бы орошение полей и обеспечение водой (столь дефицитной в Узбекистане) Бухарской, Самаркандской и Навоийской областях.

«В связи со срочностью работ была собрана группа молодых инженеров — выпускников разного года выпуска Среднеазиатского политехнического института (ныне Технического университета), будущих ученых и руководителей взрывного дела Узбекистана в разных отраслях народного хозяйства республики. Имена этих людей, ныне почтенного возраста, считаю, надо знать. В столь почетный список входят такие люди, как Олег Аршавирович Арутюнов, Валерий Кириллович Ким, Алексей Григорьевич Пьянков, Нигмат Хайдаров, Альфред Исмаилович Чевкин, Семен Петрович Перепелюк, Геннадий Верхоглядов — маркшейдер и другие», — вспоминает Трофим Васильевич.

— А не могли бы вы подробнее рассказать, каким образом велась крупномасштабная работа в те годы?

— После первого опытного взрыва главный инженер «Узбеквзрывпрома» Михаил Павлович Бурштейн, работавший на этом предприятии, обратился за помощью в «Союзвзрывпром». Мы вошли в его состав и приобрели статус, как Ташкентское спецуправление. Работа была проделана колоссальная — от составления проектно-технической документации до производства последнего взрыва.

Мы были молоды, — продолжает Трофим Васильевич, — и нам в то время все было по плечу. Взрывы проводились поэтапно — 1,5 км , 2,8 км, 3,4 км, 5,9 км, 5,3 км, 2,5 км, 14,2 км. Особую сложность представлял последний взрыв протяженностью 14,2 км. Но надо сказать и отдать должное тем людям — более 5 000 мужчин, — которые были мобилизованы и призваны на работы из Бухарской области в зимнее время до начала весенне-полевых работ. Вся подготовительная работа по взрывам легла в основном на их плечи. Без их помощи мы бы не смогли в короткий срок подготовить минные камеры для размещения зарядов взрывчатых веществ. Этой армией рабочих людей руководили, инструктировали, контролировали инженеры, взрывники, проходчики Ташкентского спецуправления треста «Союзвзрывпром».

Инженеры и взрывники приезжали ото всюду, со всех управлений бывшего Союза. Жили в землянках, строительных вагончиках, расположенных вдоль трассы канала. Для строительства землянок бульдозером рыли траншеи глубиной 2-2,5 м, ставили столбы, перекрывали их досками и засыпали песком. Внутри сооружали буржуйки с трубами над перекрытиями. В землянках было чуть теплее, чем в вагончиках, которые насквозь продувались ветром. Ведь вокруг была пустыня. Основные, конечно, неудобства испытывали специалисты именуемые «контролерами».

— А были ли у вас на практике серьезные курьезы?

— Конечно, не без этого. Вот однажды я и начальник минной станции — главный маркшейдер «Союзвзрывпрома» Яков Сламницкий и маркшейдер ТашСУ Геннадий Верхоглядов осматривали готовность трассы и вдруг подул «афганец», нас застала пыльная буря где-то в середине участка. Мы укрылись в ближайшем вагончике, чтобы нас не засыпало песком. Четверо суток нам пришлось обходиться без воды и пищи в наглухо закрытом вагончике. Вагончик был настолько мал, что нам приходилось бок о бок перекатываться, чтобы мышцы не застаивались, были мы почти обездвижены.

— Что в такой момент вы чувствовали и что придавало сил, чтобы не потерять контроль над собой?

— Даже не могу ответить. Наверное, в первую очередь — это чувство долга перед Отчизной и второе — самоотверженность и любовь к любимому делу, а в-третьих, мы чувствовали поддержку в каждом из нас и готовы были не задумываясь отдать свою жизнь за каждого кто работал с нами в те годы. Сегодня я этого порыва не наблюдаю. Люди стали более заносчивей и грубее по отношению как к работе, так и к самому трудовому коллективу. А жаль…

После «афганца» мы вышли на воздух, покрытые пылью, песком с ног до головы, даже на зубах скрипел песок. Но мы не разочаровывались, знали, куда пришли и с чем нам приходилось работать. Хочу отметить, что основной объем работ доставался взрывникам — Сергею Ходжаеву и Василию Третьяку, которые с самого начала строительства работали со мной на минной станции.

— А изменились ли технологии с того времени?

— Конечно, да. Чему нас в свое время учили наши наставники, сегодня в прошлом, но некоторые детали тех времен остались. В процессе строительства технология работы тоже менялась и совершенствовалась, ведь работа длилась почти год.

Самым значимым было то, что заключительным аккордом в череде взрывов — не без гордости отмечает Трофим Васильевич — был последний взрыв, который, как он считает, был уникальным в то время. Одним «махом» вырыл канал протяженностью 14,2 км. Подумать страшно: раз, и вот тебе — 14 160 м! — заключил наш собеседник.

Прощаясь с Трофимом Васильевичем, хотелось бы отметить, что во время беседы можно было заметить сверкание глаз и слезинки в них. Небольшого роста человек, покрытый седой проседью внушал к себе одновременно и уважение, и гордость к тому, что были герои в то время! А нам остается надеяться на то, что и в наше время имеются самоотверженные люди, которые также готовы изменять наше будущее с учетом прошлых лет.

Беседу записала Алевтина КАН, специально для сайта www.nuz.uz

3 КОММЕНТАРИИ

  1. ..на Аму-Бухарском канале в те годы я работал в СМУ-2 в и в СОЮЗВЗРЫВПРОМЕ… мы все были молодые…. перед службой в армии.. Я помню всех с кем приходилось работать… доставлять тротил… селитру… ДШ…электропровод… приходилось и производить заряды, прокладывать ДШ и работать на "минах" и за бульдозером и на зарядке… и носиться на Т-34..ках за рычагами от пос. им. Хамзы до той печальной скважины что взорвалась… при строительстве газопровода Бухара-Урал… в момент её бурения… .. нас мальчишек направляли везде и мы не боялись что имеем дело с очень серьёзным делом… взрывчаткой огромной мощности…. В момент взрыва 14-ти километрового участка в расположении этого ада… привёз корреспондента с его кинокамерой… когда произвели взрыв… то он трижды перекувырнулся в кузове автомобиля… хотя мы находились около 10-километров от шурфов… Это было потрясающее зрелище… и я до сих пор благодарен судьбе и тем людям с которыми мы жили и работали…

  2. 320 А меня Вы помните как я рукрврдил строительствром всех последующих участков Аму бухарскрго канала

  3. Доброго Вам дня Эдуард Станиславович!!! Я Вас хорошо помню… работал у вас , вы прекрасный человек! И спасибо что вы есть!!!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Выступление президента Узбекистана на заседании законодательной палаты Олий Мажлиса подвергли лингвистическому анализу

Выступление охватывает ключевые аспекты экономической политики, социального развития и взаимодействия между исполнительной и законодательной властью. 20 ноября текущего года...

Больше похожих статей