Сначала немного статистики. По неуточнённым данным только за прошлый год в столице было зарегистрировано более 50 тысяч новых автомашин. При этом большая часть из них — частные. Для сравнения в последний период советской власти в год регистрировалось в среднем 2-3 тысячи автомобилей. разница внушительная. И это не может не вызывать у нас чувство законной гордости — значит, во-первых, сказывается наличие в Узбекистана собственной базы автомобилестроения , во-вторых, несмотря на все трудности. ежегодно в десятки раз увеличивается количество людей. способных приобрести собственную «тачку», в-третьих, соответственно, десятки тысяч людей облегчают себе проблему передвижения, увеличивают. так сказать, комфорт своей жизни.
Но… безоблачность такой радужной картины сильно омрачается. если вспомнить, вернее, если не прятать глаза на то, что удобства, полученные для одних, перерастают в очень существенные неудобства для гораздо большего числа других горожан.
Что я имею в виду? В данном случае — только проблему гаражей, но не ту, которую ставил в своём знаменитом фильие Эльдар Рязанов.Как грибы после дождя, сотнями и тысячами появляются по городу железные коробки, неэстетичные, загромаждающие всё свободное пространство в общественных дворах, отнимая у людей, особенно у у детей и стариков, естественную жизненную среду обитания, отдыха и досуга.
Всё это не так безобидно. Приведу пример: я живу в достаточно «элитном» доме, обитателями которого являются люди, претендующие на звание интеллигентных и воспитанных. Раньше владельцы машин держали их в специальном подземном гараже, а двор наш целиком был отдан детям,мамам с колясками, пенсионерам ьи зелёным насаждениям.Всё было очень пристойно, удобно и красиво… до одного, увы, далеко не прекрасного дня, когда большинство жителей дома как-будто «с цепи сорвались». Вдоль заборов, а потом и поперёк двора стали наперегонки устанавливать вот эти самые мрачные ангары бездушной железной тяжести и агрессии. Их устанавливали и те, кто недавно приобрёл собственную автомашину (как правило, вторую или даже третью), и те, кто уже имел используемый гараж, и просто впрок, чтобы отхватить кусочек недвижимости.
Делалось всё это быстро, часто в ночное время, без согласования с соседями, без официальных решений схода граждан или хокимията. Чопорные жильцы вмиг потеряли свой респектабильный вид, в глазах у них засветился жадный огонёк собственников и элементарных рвачей. И ранее нарядный двор наш сразу стал заурядным, «бездушным» и холодным.
Грустно такое видеть. Мне сразу же вспомнились рассказы Джека Лондона о «завоевателях» золотых приисков, которые пренебрегая всеми своими прошлыми связями — родственными, добрососедскими и т.д, — любой ценой стремились первыми отхватить себе лишний кусок земли, чтобы стать его хозяевами, чтобы использовать лишнюю возможность разбогатеть, преумножить свою собственность — даже ценой неудобств или лишений других.
А ещё мне вспомнился афоризм французского философа и экономиста 19 .века Пьера Прудона: «собственность — есть кража», и не потому что готов я исповедовать эту несовременно звучащую мысль,а потому, что уверен: самовольная и неуправляемая установка гаражей, действительно, есть кража — у окружающих людей, у города,, у всего общества — не только нормальных условий для цивилизованного проживания, но и земли. Да, да, посчитайте, сколько сотен гектаров нашей земли погребено сейчас под этими пресловутыми гаражами, ведь ежедневно орошаемые бензином и мазутом, не ведающие солнца, эти островки территории города надолго уничтожаются, умерщвляются.
Что же делать? — напрашивается вопрос, — как совместить плоды нормального прогресса с нормальными же экологическими и культурными потребностями горожан? Не берусь отвечать полно, но сослаться на лучший опыт я вправе: надо, видимо, ставку делать на строительство подземных и наземных (в несколько ярусов) автопарков, на создание специализированных комплексов. Это в конечном счёте гораздо выгоднее, даже если у кого-то гараж будет находиться не «под носом», а в 10-15 минутах ходьбы.
Справедливости ради, надо отметить, что несколько лет назад городской хокимият вроде бы всерьёз занялся решением этой нелёгкой проблемы, но, как это часто бывает, не довёл нужное дело до конца.
Вывод напрашивается один: необходимо повысить ответственность за решение этих вопросов местных органов власти. Насколько я знаю, в настоящее время частным гаражным хозяйством в районах занимаются (плохо занимаются!) управления по оказанию транспортных услуг, в городе есть также управление по автостоянкам при управлении нежилых помещений, есть комбинат гаражного обслуживания, но последние к частным гаражам отношения не имеют. Видимо, никакой координационной службы по этим вопросам в Ташкенте нет. И если это было терпимо вчера, то сегодня уже такой бесхозяйственный и безкультурный подход к разрешению всё возрастающей проблемы не позволителен.
Наша столица должна благоустраиваться и хорошеть не только внешне — на площадях и проспектах, но и изнутри — во дворах и домах, в самих душах всего населения.
Это наш город!
А.Ходжаев.
Проблема есть, согласна с автором. Но по собственному опыту знаю, что хуже стихийных гаражей бывает их снос. У нас гаражи снесли. При сносе приводили те же аргументы, что и в статье. Однако нам, безлошадным, от сноса гаражей стало в сто раз хуже. Все авто стоят во дворе под окнами или перед ними на очень маленьком расстоянии от стен нашего отнюдь не элитного дома. Машинами занято всё пространство, всё забетонировано, дерево посадить негде. Да что дерево, боком в подъезд протискиваешься. Ни о каких новых гаражах речи нет, владельцы и не хотят тратить на них деньги, лучше во дворе, говорят, близко от квартиры и бесплатно.