back to top
10.2 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Культур-мультур в Ташкенте-2 (Часть 2)

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Часть 1

Культур-мультур в Ташкенте-2 (Часть 2)

В Ташкенте музеев много. Когда-нибудь, может, схожу еще и в другие. На этот раз ограничилась музеями декоративно-прикладного искусства и изобразительного искусства.

Музей декоративно-прикладного искусства, куда мы поехали, спустившись прямо с гор — сказочен и необыкновенен.
Это дом российского дипломата Половцева, нужно сказать, человека с тонким вкусом. Жаль только, что во дворе срезали вполне здоровые, очень толстые ветви с огромного дуба, и даже не замазали — теперь жди, что какая зараза прицепится.

Дом выстроен в восточном стиле. с майоликой. прекрасными деревянными колоннами, (очень люблю восточные, своеобразные в своей красоте колонны), резьбой по дереву. В нем просторно и прохладно, в нем действительно собраны предметы восточного искусства: керамика, сюзане, необыкновенные украшения, такие я раньше видела туркменские, из низкопробного серебра с ляпис-лазурью и бирюзой, тяжелые, на вид грубоватые, но я бы сказала, стильные серьги, браслеты, кулоны( на кулоны похоже мало, очень большие и весомые) налобные и височные украшения. В витринах висят златотканые халаты, всегда восхищалась искусством златошвей.
Сюда, видимо, привозят туристов, потому что народу хоть немного, но есть.
Хорошо, что музей не тронули, здания не отобрали….

В музей изобразительных искусств я собралась с Анфисой Ковганюк,
Не счесть, сколько раз я там бывала, и в старом здании, и в новом. Кое-что вообще так врезалось в память — навсегда.
Дело в том, что я не просто помню в общих чертах. У меня есть любимые эспонаты. Горячо любимые за которые душа болит. Это (нет, не «Купальщица» Беллоли, вот как раз к ней я абсолютно равнодушна, уж больно в ней патоки много), прежде всего — атлант на входе. На этот раз его запихали куда-то под лестницу, сразу и не разглядишь. Я его погладила, поздоровалась.

И начала долбить Анфисе мозги рассказами про некие два предмета мебели (до сих пор так и не знаю.что это), с великолепнейшими инкрустациями, бесценные, таких я не видела ни в одном музее мира. Сначала мебель попадалась и очень красивая, но совершенно не та.
Музей, честно говоря, сильно расстроил.

Нет, многие картины из тех, что я помню, есть: Репин, Куинджи, Веронезе( до сих пор хихикаю, вспоминая эпохальное открытие), две картины Маковского «Проповедник» и «Портрет боярышни», Левицкий, Боровиковский, Рокотов…. Конечно, никакого следа Верещагина — моего любимого «Зиндана». Где он, и есть ли вообще в Ташкенте? Анфиса, кстати, сказала, что в Бухарском музее есть копия с указанием, что оригинал в Ташкенте. Но указание меня утешает мало. Ох, чует сердце…..

Мебель на месте, слава богу. С инкрустациями из полудрагоценных камней, От такой красоты глаза слепит.
И, наконец, главное ради чего я пришла в музей. Скульптуры. Ташкентскому музею повезло, Там есть скульптура Кановы. редкостной красоты. Амур и Психея. Есть «Венера с яблоком», — ака Фанни Лир, поза скопировна с мраморного изображения Полины Боргезе. И жемчужина всей коллекции — «Девочка с веером», которую мне всегда хочется спрятать в карман и унести))) Жаль, тяжелая, и ставить негде, а то бы…))).Неподражаемо живая, с лукавой улыбкой, в кружевном платье — кружева выбиты по мрамору, — с веером( веер обломан, вандалы).
Я замираю, Вот она, свиделись, наконец….. Еще одна встреча, которой я так ждала. Не знаю почему, но я счастлива. Эту девочку я считаю своей, лично мне принадлежащей, Хорошо, что она жива и относительно здорова!
Почему меня расстроило посещение музея?

Ну, прежде всего, непонятно, почему картины лежат в мифических запасниках, когда первый этаж занят… декоративно-прикладным искусством. Но ведь такой музей уже есть, а декоративно-прикладное никак нельзя отнести к изобразительному искусству! Там же обломки с археологических раскопок, которым место в общем-то, в музее истории Узбекистана. Все это занимает пространство. Может. освободить запасники и выставить все, что там лежит?! Раньше этого не было. Я имею в виду декоративано-прикладное и археологию.
Далее — устрашающее количество картин неизвестных художников. Откуда столько? Либо авторов не хотят установить, либо это из тех же запасников на замену картин известных художников, которых уже давно нет в музее?

Не понимаю, почему у многих картин отсутствуют таблички с названиями? Раньше такого не было и быть не могло
Почему-то многие картины висят в темных проходах, картины хорошие, но их почти не разглядеть — освещение ужасное, даже в залах, приходится бегать, искать нужный ракурс, чтобы хоть что-то увидеть. Температурный режим не выдержан — в некоторых залах жарко! Жарко!!!!! А должно быть прохладно…
Плохо все это, а больше всего меня поразил диалог со смотрительницей. Как-то привыкла я, что смотрители знают едва ли не больше экскурсоводов, а тут…

Подошла она, когда я как раз стояла перед инкрустированной мебелью, и заученно сказала, что инкрустации из полудрагоценных камней — цветы, птицы… И тут же добавила: вот как красиво раскрашено! Я объяснила, что это не раскрашено, это обтачиваются в данном случае камни и грубо говоря. врезаются в дерево. И тогда она, выслушав меня, сказала: Ага, поняла, это аппликация такая….
Слов нет.

Но я рада, что видела экскурсии школьников, и что в музее есть посетители, хоть и немного…..

И очень хотелось бы, чтобы в музее назначили ревизию или хотя бы допустили независимую комиссию, чтобы оценила нанесенный ущерб, проверила подлинность многих картин. явно кажущихся мне подозрительными, и выяснила, сколько картин похищено на самом деле, 187 или в три раза больше? Примета времени — расхищаются музеи, и не только в Узбекистане, далеко не только.

Татьяна ПЕРЦЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Выступление президента Узбекистана на заседании законодательной палаты Олий Мажлиса подвергли лингвистическому анализу

Выступление охватывает ключевые аспекты экономической политики, социального развития и взаимодействия между исполнительной и законодательной властью. 20 ноября текущего года...

Больше похожих статей