Еще не время подводить окончательные итоги. Скорее период творческого подъема, готовности работать на качественно новом для себя уровне. Много лет назад, когда подростком впервые взял в руки камеру, Шухрат Махмудов еще не знал, что больше всего захочет работать в документальном кино. Основанное на съемках подлинных событий и конкретных людей, оно воссоздает исторические хроники документально, то есть максимально правдиво.
Выпускник ВГИКа, ученик знаменитых мастеров он и сегодня преклоняется перед создателями документального кино, которым удалось в своих работах подняться до глубоких философских обобщений.
Но предпочтение именно этого жанра у Шухрата определилось не сразу. Оператор игрового кино по специальности он после окончания института и возвращения в Ташкент работал на нескольких художественных фильмах известных узбекских режиссеров. В итоге – полное неприятие обстановки интриг, психологического давления, диктата, парализующих творческую свободу. Так работать дальше, и тем более всю жизнь, Шухрат не хотел и сделал выбор в пользу документального кино.
Оглядываясь назад, самым плодотворным для себя, как ни парадоксально, считает наступивший в стране период перестройки, когда вдруг стало возможным все, о чем даже не мечталось! На волне неразберихи провозглашенных демократических свобод, растерянности во властных структурах, утративших четкие ориентиры, куда и как идти, чиновники от кино утверждали любые темы, одобряли самые невероятные проекты и главное – обеспечивали бюджетное финансирование.
Именно тогда молодой режиссер-документалист снял киноленты, которыми дорожит и сегодня. К их числу относится фильм «Бумеранг», впервые показавший истинные масштабы наркомании среди молодежи среднеазиатских республик. Катастрофическое по последствиям явление в то время не находило официального подтверждения и усугублялось отсутствием необходимого общественного осуждения и государственного реагирования. Фильм призывал к борьбе с бедствием национального уровня во имя спасения молодого поколения. Он и сегодня актуален и необходим для широкого зрительского показа.
Проблема социальной адаптации молодежи в быстро меняющемся современном обществе мастерски отражена и в откровенно разоблачительной киноленте «Достоинство или тайна улыбки». Прием интервью у городских девушек, прямо на улицах охотно, без признаков смущения рассказывающих о занятиях проституцией, как о реальной возможности заработать деньги на жизнь, оказался ошеломительным. И по силе эмоционального воздействия на зрителей страшной правдой, и осознания безучастности самого общества: разве только эти «бедные овечки» виноваты в собственном смертном грехе? Режиссер задает этот совсем не риторический вопрос всем нам и пытается в каждом пробудить ответственность за будущее детей.
Как не признать, что этот фильм на годы вперед стал пронзительным «предчувствием» другой беды – распространившейся, как раковая опухоль, продажи девушек в сексуальное рабство — следующей ступени развращенности всех причастных. Общество стало запоздало и очень беспомощно бороться с этим злом силой закона и с помощью видеороликов, предупреждающих легкомысленных искательниц счастья о риске гибели. Но разве могут сравниться эти наивные «кинопробы» с истинным документальным кино по силе обратного эффекта!
Снятый в 1986 году фильм «Худжум» («Наступление») ретроспективно оценивает положение узбекской женщины в семье и в обществе в целом с 1926 года, признанного началом исторического раскрепощения женщин, до наших дней. Каждый кадр с убедительной горечью констатирует огромное противоречие между декларируемой и реальной свободой женщин. Режиссер вновь публично призывает не только признать это несоответствие, но и силой общественного протеста изменить ситуацию.
Где этот фильм, в каких архивах и на каких полках пылится пламенный гражданский призыв, так и оставшийся неразделенным зрителями с автором, потому что ни разу не был показан?
С еще большей публицистической силой о трагическом положении женщин рассказывает лента «Пламя». От самого названия исходит разрушающий жизни и души жар, подобный мифическому молоху. В основе сценария – история самосожжения узбекских женщин в знак протеста насилию в семье. Тревожная информация об их отчаянных попытках защитить себя ценой самой мучительной смерти приходила из разных областей республики. Официально были признаны 273 случая за три года. В оперативном порядке правительство республики принимало меры по устранению причин, порождающих ужасные трагедии. А фильм, снятый в 1988 году по госзаказу, в своей стране оказался невостребованным. Его показали один раз в полночь по каналу республиканского телевидения. Но неизвестной и неоцененной кинолента все же не осталась. На международном кинофестивале гендерного кино в Критее (пригород Парижа) режиссер Шухрат Махмудов получил специальный приз публики.
Лучшим фильмом международного кинофестиваля под девизом «Послание к человеку», который ежегодно проходит в Санкт-Петербурге, в 1997 году стал документальная киноповесть Шухрата Махмудова «Каракуль» («Черный пепел»). Название фестиваля отсылает к универсальным гуманистическим ценностям, и сценарий фильма в полной мере их отражал. Участь трехдневных ягнят, обреченных на убой из-за ценности шкурки, приобретала значение краха морали в самой высокой трактовке этого понятия. Режиссер был удостоен Гран-при киносмотра.
Период после распада Советского Союза, когда на всем его пространстве рождались независимые государства, преодолевая трудности нового мироустройства, киноиндустрия как отрасль искусства, практические перестала существовать. А вместе с ней и огромный кадровый потенциал опытных специалистов. Лучшие режиссеры, сценаристы, операторы выбывали из профессии. Многие перебивались продажей обоев, ремонтом машин в ближайших гаражах, «челночили» в Китай. Это был вынужденный болезненный выбор каждого в отдельности. Шухрат в числе немногих выдержал, и даже больше – удержался в кино благодаря верности ему же. Интерес иностранцев к новому Узбекистану был так велик, что представители многих информационных агентств из США, Германии, Великобритании приезжали на съемки и остро нуждались в партнерах, консультантах, помощниках. Лучшими для них могли стать кинодокументалисты. Шухрат оказался в их числе, потому что уже был известен как лауреат международных кинофестивалей и мастер высокого класса.
Он не ностальгировал по советскому времени. Был искренне благодарен стране, в которой вырос, приобщился к кино в любительской студии, получил высшее профессиональное образование и во многом сформировался как режиссер. Но острыми занозами в памяти остались маленькие моменты большого унижения. Это личное, без намека на обобщение.
Государственная независимость Узбекистана у Шухрата, как у большинства творческих людей, ассоциируется с личной и профессиональной свободой, возможностью реального выбора тем и сюжетов для будущих фильмов. Но на вопрос, почему не создает острые критические картины, отвечает народной мудростью о дереве, которое сначала нужно вырастить и только потом оценивать вкус его плодов.
В последние годы он снял несколько кинолент с большим историческим подтекстом. Например, фильм-исследование в двух частях «Они учились в Германии» о судьбе 70 юношей из среднеазиатских республик, направленных туда Советской властью на учебу, чтобы стать специалистами. Половина из них вернулись на родину в 30-е годы и были репрессированы по мотивам политической неблагонадежности с расстрельной мерой наказания. Остальные осознали угрозу неминуемой гибели в своей стране и разлетелись по свету « листьями с деревьев без корней». Как чрезвычайно созвучна драма поколений далеких лет сегодняшним проблемам вынужденной или осознанной иммиграции, разрушающей семьи, национальные устои и традиции!
«В поисках Будды или теплое дыхание лошади» — эта невыдуманная история жизни 90-летнего японского археолога Кото Кидзи, поэтично рассказанная режиссером-документалистом, наполнена чувством неподдельного уважения к герою. Когда-то давно он впервые посетил Узбекистан, и с тех пор каждый год приезжает в нашу страну, чтобы участвовать в археологических раскопках. С завидным упорством старик ищет материальные свидетельства распространенности буддизма на этой земле. Но обретает нечто неизмеримо большее – смысл жизни, свой след в бесконечности времен с тех пор, когда мальчиком из бедной многодетной семьи зимой развозил на лошади воду и согревал свои замерзшие руки ее теплым дыханием…
Как режиссер-публицист Шухрат откликается на самые острые темы. Беспризорные дети мирного времени – боль общества. Они сбегают из родного дома, новых семей, сиротских приютов и опекунов в поисках истинного крова, понимания, разделенной любви. А оказываются в «накопителях», где их собирают партиями в течение нескольких дней, пока не установят личные данные и не отправят по разным адресам. Об этом горестно повествует фильм Шухрата Махмудова «Первая остановка», как стоп-кадр на жизненном пути никому ненужных детей, который может оборвать «вышка». Наивысший эмоциональный накал картины прорывается в ключевом эпизоде. Мальчик ночью в камере на коленях молится, просит у Бога, чтобы его вернули к маме, чтобы она никогда больше пила и не била его. И чтобы дома всегда был кусок хлеба… Фильм удостоен диплома международного кинофестиваля класса А в Карловых Варах. В Европе проводятся четыре таких фестиваля: в Каннах, Венеции, Берлине и Карловых Варах. А кто знаком с этим фильмом-притчей у нас в стране? Разве пониманию наших зрителей недоступны такие болезненные социальные проблемы или у нас нет примеров обездоленных детей?
В 2012 году в Ташкенте в рамках пятого регионального семинара документалистов стран Средней Азии «Возобновленные диалоги», проходившего под патронажем Швейцарского Бюро по сотрудничеству в качестве главного спонсора, состоялась премьера художественно-публицистической киноленты Шухрата Махмудова «Свет с Востока» о средневековом ученом — энциклопедисте Авиценне. А в 2011 году картина была включена в конкурсную программу международного кинофестиваля мусульманского кино в Казани и получила приз зрительских симпатий «Хрустальная мечеть».
«Параллельным миром» любого кинематографического форума всегда был и остается сейчас международный журналистский корпус. Его оценки нередко жестче и объективнее решений авторитетного жюри. О фильме «Свет с Востока» в этой среде говорили и восторженно писали как о чуде, сотворенном настоящим талантом. Тщетно пытались понять и разгадать где и, главное, как снималось кино, ставшее заметным явлением. Не находя сравнений, восхищенно вздыхали: «Би-Би-Си отдыхает!». Приз казанского фестиваля – в 2011 году, а премьера на родном экране – только через год, почему?
Шухрат и сам чувствует за собой шлейф какой-то неформальной, напрямую невысказанной чиновничьей настороженности, как опасения неожиданного подвоха. Ярлык бунтаря, которым сам себя никогда не считал, приклеился как скотч. В этом есть, конечно, определенный дискомфорт, но не более того. Плодотворно работать и не только ему мешает, прежде всего, организационная неразбериха внутри самой киноструктуры. Самое страшное, с его слов, ощущение всеобщего наплевательства. Он решительно отказывается понимать сегодняшних руководителей отрасли в целом и отдельных ее подразделений, бездеятельно сидящих в должностных креслах. И с благодарностью вспоминает А.Абдуллаева, возглавлявшего в прошлом республиканский госкомитет по кинематографии, способного принимать компромиссные решения, чтобы дать возможность талантливым людям его проявить.
Шухрата часто не без умысла спрашивают, не хотел бы он уехать из страны. По теории вероятности, полный сил и творческих идей узбекский кинодокументалист, мог бы найти себе «место под солнцем» в какой-нибудь кинематографически развитой стране при его известности и признанном таланте. Но это не его путь и не его выбор! Все творчество настоящего мастера документально подтверждает его высокую гражданскую позицию. Только в своей стране он чувствует себя частью народа и не хочет оказаться, как герои его фильма, оторванным «листом с дерева без корней».
Сейчас у Шухрата Махмудова в работе два новых фильма, хочется верить и надеяться, что они будут представлены не только узкому камерному составу, но широкой зрительской аудитории, неравнодушной к его творчеству. Планов много. Все еще обязательно сбудется. Тем более,что долгие годы рядом с ним чуткий камертон, улавливающий созвучие идей, самый верный союзник и нередко соавтор — Разика Мергинбаева, сценарист, кинокритик и жена в одном лице. Главное – суметь рассказать людям образным языком документального кино с ответственностью за каждый кадр все, что их волнует. Потому что каждая кинолента, как и в целом, жизнь режиссера – это экзамен на профессиональную зрелость.
Ольга ШАКИРОВА
Spasibo za prekrasnuyu i tochnuyu statiyu!
Shuhrat Makhmudov — ogromnyi talant, yarkaya zvezda na nebe Uzbekistanskoi i post-Sovetskoi kinematografii! Priznannyi master zarubezhom. Zamechatelnyi, dobryi i neobyknovenno chestnyi chelovek i patriot. Ogromnoe uvazhenie etomu redkomu cheloveku! i otdelnoe spasibo avtoru!
Невероятного талантливый режиссер! Смотрела два его фильма — производят впечатление, причем неизгладимое. Посмотрела первый фильм, сразу стала искать следующий. Жалко, что найти их трудно. Единственный Узбекский документалист, известный зарубежом и показываемый на телевидении. Приятно иметь такого соотечественника!
Невероятного талантливый режиссер! Смотрела два его фильма — производят впечатление, причем неизгладимое. Посмотрела первый фильм, сразу стала искать следующий. Жалко, что найти их трудно. Единственный Узбекский документалист, известный зарубежом и показываемый на телевидении. Приятно иметь такого соотечественника!