Через 3 месяца вступит в силу принятый 27 ноября запрет на оборот электронных сигарет (вейпов) в Республике Узбекистан. В преамбуле закона о запрете говорится о защите жизни и здоровья населения от новых видов табачной и никотиносодержащей продукции как о цели введения запрета. Цель безусловно важная и достойная усилий по ее достижению.
Каждое государство безусловно вправе самостоятельно определять внутреннюю политику, включая регулирование табачной и никотиносодержащей продукции. Где-то, как, например, в США, разрешены все возможные виды и типы такой продукции: от влажного и обладающего ужасным запахом сосательного табака до тех же вейпов и никотинового снюса. Где-то, как, например, в Турции, официально разрешенными остаются только традиционные сигареты.
Можно, наверное, начать говорить о последствиях запретов, нелегальной торговле и «сером» рынке, но, если честно, не очень хочется. Цель этого материала – поговорить о другом, а именно: о последовательности.
Республика Узбекистан, судя по указанной выше преамбуле, настроена бороться за защиту жизни и здоровья населения и видит в табаке и никотине угрозу. Понято, принято и, как было указано выше, достойно уважения.
В 23 году Узбекистан запрещает никотиновый снюс. В 25 году Узбекистан запрещает вейпы.
Сигареты, наверное, запретить пока было бы сложно, учитывая количество курильщиков и налоги, которые платят табачные гиганты. Спишем их, как Ленин списывал преступность в 20-е годы в Советском Союзе, на «родимые пятна капитализма».
Остается маленький вопросик: какие такие витамины были обнаружены в насвае, что этот замечательный продукт каждый раз без проблем проскальзывает мимо пресса государственных запретов?
Причем как проскальзывает! Ладно бы его просто «забыли», но открываем закон о запрете вейпов в Узбекистане, листаем почти до самого конца и под запретом на «производство, хранение, изготовление, перевозку и реализацию» вейпов и никотинового снюса уютно располагается абзац следующего содержания:
«запрет не распространяется производство, приобретение, хранение, транспортировку и реализацию насвая на территории Республики Узбекистан».
Как в одном известном интернет-меме, хочется воскликнуть: «Вот это поворот!» Т.е. в одном и том же документе запрещаются вейпы со снюсами и разрешается насвай? Интересное явление.
Не испытывая никакой симпатии к вейпам с снюсу, тем не менее, можно заметить, что они хотя бы изготавливаются промышленным методом, в отличие от узбекского насвая, густо замешанного со строительной известью в тысячах чугунных ванн по всей стране и пропущенного через тысячи ржавых мясорубок.
Листаем последние новости о насвае в узбекской медиа-среде: может, пропустили новость об открытии неведомых ранее целительных свойств насвая? Так вроде нет: все обнаруженные публикации говорят об обнаруженных в насвае пестицидах, мышьяке и заболеваниях, которые потребление насвая влечет (от язв желудка до рака губы).
Окей, тогда возвращаемся к закону, который поставил своей целью бороться с табаком и никотином. Табак в насвае есть? Ну вроде есть. Никотин имеется? Как неотъемлемая часть табака — также в наличии. Платят ли насвайщики какие-нибудь заоблачные налоги, как производители сигарет? Нет.
И как в некогда популярной телеигре «Что? Где? Когда?» звучит гонг и раздается голос ведущего: «Внимание, вопрос!». По какой такой причине государство не только не запрещает, но прямо целенаправленно легализует оборот насвая в Узбекистане?
Сложно оценить потенциальный эффект введения запрета на насвай на состояние общественного здоровья страны, но уж на пробки в Ташкенте запрет точно оказал бы благоприятное влияние: меньше авто-дверей стало бы открываться для ознакомления ташкентского асфальта со сплевываемым насваем.
А если не запрещают насвай, то тогда почему запрещают те же вейпы со снюсом? Чем они хуже?
Столько много вопросов и ни одного ответа. Просто мысли в слух.

