В Ташкенте вновь можно увидеть три панно Николая Жарского, созданные в середине 1970-х годов и утраченные из-за фасадных работ в 2021-м. Их восстановление стало очередным шагом инициативы payme по сохранению городской архитектуры. Проект реализован при поддержке хокимията Ташкента, Фонда развития культуры и искусства и Агентства культурного наследия.
Панно авторства Николая Жарского — наследие советского модернизма и гордость столицы. Они долгие годы оставались частью визуального облика столицы, но были закрашены. Работы по снятию краски с панно на фасадах жилых домов в Шайхантахурском и Учтепинском районах столицы провели под контролем специалистов и с соблюдением строгих рекомендаций для сохранения мозаичной поверхности.
Проект по сохранению мозаик payme запустил в 2023 году: тогда более 200 фасадов домов с мозаиками освободили от рекламных баннеров, а 157 панно были включены в список культурного наследия.

Нодира Шерматова, директор по маркетингу payme:
«Однажды мы сказали пользователям: „Что важно для вас — важно и для нас“. И на протяжении многих лет мы стараемся найти важное для людей и поддержать их в этом. Жители Ташкента хотят видеть свой город красивым и ярким, поэтому мы приложили усилия, чтобы дать им это. Несколько лет назад мы убрали рекламу с мозаик и призвали остальных к тому же. Сегодня мы отмываем закрашенные, потому что для нас это не разовая акция, а часть истории, которую мы продолжаем. Сняв краску с мозаик Николая Жарского, мы вернули городу важные страницы его культурного кода».

Фотима Абдурахманова, научный руководитель проекта Tashkent Mosaics:
«Восстановление закрашенных мозаик — это возвращение городу его визуальной истории, памяти о времени, людях и идеях, оставленных в этих произведениях. Мы благодарны payme за поддержку с самого начала: благодаря этому сотрудничеству проект получил мощный импульс и стал примером того, как бизнес и городские инициативы могут вместе сохранять культурное наследие».
Впереди — продолжение проекта. А пока очищенные мозаики можно увидеть по адресам: массив Богкуча, дома 1 и 3, а также квартал Чиланзар-12, дом 4а.
А вот элементарно, тот «художник», который дал указание на закраску красоты в виде мозаики, выполнял тоже чьё то указание. Причём, наверняка, преследуя цель замазать это великое наследие СССР. Спасибо большое Фотиме.