Восемь лет назад предпринимательница Наталья Пин основала в Узбекистане производственную компанию MEMORY WARM — одно из первых предприятий в стране, выпускающих продукцию из микрофибры. Сегодня в Узбекистане десятки компаний занимаются производством одежды и товаров для дома из микрофибры, но MEMORY WARM по-прежнему остается в текстильной отрасли, предлагая продукцию как для внутреннего рынка, так и для экспорта. Наталья Пин рассказала, как устроен этот рынок и поделилась перспективами развития микрофибры в будущем.
— Наталья, Вы много лет управляете динамично развивающимся производством микрофибры, но как всё начиналось? Что вдохновило Вас на этот путь и помогло увидеть возможности, которые открывает этот материал?
— Меня поразили свойства микрофибры, и я увидела в этом материале огромный потенциал. Массовое использование микрофибры началось в Китае в конце 2000-х, и я часто там бываю. Во время командировок я стала замечать, как микрофибра постепенно завоевывает местный рынок: с каждым разом её становилось всё больше, а ассортимент продукции — всё разнообразнее. Я поняла, что этот материал вскоре появится и в Узбекистане, и задумалась о том, как здорово было бы открыть собственное производство, чтобы в стране появилась местная микрофибра.
Я нашла инвесторов и подходящую производственную площадку, и в 2016 году наша фабрика заработала. Сейчас мы ежегодно выпускаем более 10 млн единиц продукции из микрофибры.
— Каково это, быть первооткрывателем целой индустрии?
— Признаюсь честно, страшно не было. Я же не просто так взяла и открыла производство. Все было просчитано заранее, я составила подробнейший бизнес-план, он предполагал несколько сценариев, учитывал все риски. Заранее были продуманы логистические цепочки, рынки сбыта. И соответственно предприятие создавалось и развивалось четко по плану. У меня и сейчас есть четкая стратегия развития, например, в этом году планируем достроить новый административный корпус.
— За эти годы компания MEMORY WARM стала символом технологического прогресса и устойчивого развития в текстильной отрасли Узбекистана. Можете рассказать подробнее, каким образом вам удалось достичь таких результатов?
— Да, это правда. Еще на этапе приобретения оборудования я осознавала, что нам необходимо закупать передовые производственные линии. Конечно, было бы дешевле найти старое оборудование и попытаться его запустить, но это был бы тупиковый путь. Микрофибра — относительно новый материал, на моих глазах он сам менялся, сферы его применения увеличивались и мне с самого начала было очевидно, что наше производство тоже будет со временем модернизироваться. Поэтому была построена современная высокотехнологичная фабрика, а само оборудование допускало апгрейд, это дало возможность внедрять инновационные решения без масштабной перестройки.
— Это нетипичный путь для текстильной индустрии, где многие предприятия используют еще советское оборудование?
— Да, но мой пример оказался заразительным. Глядя на историю MEMORY WARM, некоторые компании стали смелее инвестировать в обновление производственных мощностей и внедрять инновации.
— История MEMORY WARM показывает, что текстильное производство может быть не только высокотехнологичным, но и экологичным. Какие конкретные шаги предприняла компания для достижения таких высоких показателей в части экологичности?
— Еще на этапе проработки бизнес-плана я понимала, что в стратегии развития компании должны быть заложены принципы ESG (Environmental, Social, Governance), а сам производственный процесс необходимо организовать с учетом экологичности. Нужно понимать, что волокна, из которых производится микрофибра — это различные полимеры. Соответственно, отходы, которые образуются в процессе производства, могут быть опасны для окружающей среды. Их утилизация крайне сложна и затратна, а переработка — наоборот, выгодна. Поэтому при создании предприятия одновременно с основными производственными участками сразу же была организована перерабатывающая линия, вторичные материалы также идут на изготовление полотна. Такой подход сочетает бережное отношение к окружающей среде и бережливость, мы очень ответственно относимся к использованию сырья. В конечном счете это позволяет повысить рентабельность производства. У нас в компании действует политика открытости, поэтому с нашими наработками в области создания экологичного производства и внедрения переработки я с готовностью знакомлю и коллег из других предприятий, и общественников.
— Также MEMORY WARM задает высокую планку в отрасли в производственной культуре. Вы создали высокотехнологичные рабочие места, даете большой социальный пакет сотрудникам. Не снижает ли это рентабельность?
— Нет, так как у нас высокотехнологичные рабочие места, то, соответственно, производительность на одного человека оказывается выше, чем на станках предыдущих поколений. Это дает возможность платить сотрудникам достойную зарплату, а также обеспечивать качественный соцпакет. С самого основания компании я использую такой подход, за восемь лет он доказал свою эффективность, и, могу сказать, что опытом MEMORY WARM активно интересуются в других компаниях. Потому что вопросы кадров всех волнуют. Также отмечу, что, будучи социально-ответственной компанией, мы регулярно проводим благотворительные акции, а также дарим нашу продукцию в социальные учреждения или семьям с низким достатком.
— Ваш богатейший опыт в управлении высокотехнологичной производственной компанией востребован не только в Узбекистане, но и в России. Недавно вы вошли в жюри конкурса предпринимательских инициатив «Эра Инноваций». Чем вас привлек этот проект?
— Я всегда с большим вниманием отношусь ко всему, что связано с менторством или поддержкой новых проектов. Ко мне часто обращаются за консультациями компании, которые только хотят реализовать какой-то инновационный проект. И я понимаю, что в первую очередь им нужен позитивный пример. Все-таки внедрять инновации — это примерно, как быть канатоходцем, только без страховки. И я рада, когда мой опыт помогает другим. Чем больше инновационных компаний откроется, тем выше будет уровень жизни людей и тем больше качественной продукции появится на рынке. Я верю, что поддержка новых идей и инициатив — это инвестиция в будущее. Каждый успешный проект может стать катализатором для других, вдохновляя предпринимателей и создавая здоровую конкуренцию.
Кроме того, важно помнить, что менторство — это не только передача знаний, но и создание сообщества, где люди могут обмениваться опытом, находить единомышленников и поддерживать друг друга в трудные времена. Я стараюсь быть доступной для тех, кто ищет совет или просто хочет обсудить свои идеи.
В конце концов, именно благодаря совместным усилиям и поддержке мы можем построить более устойчивую и инновационную экономику, которая будет служить интересам общества в целом.
Материал подготовила Анна Ним.