back to top
31.6 C
Узбекистан
Понедельник, 1 сентября, 2025

Промелькнувший метеор. Чокан Валиханов. Из серии “Под сенью Креста и Полумесяца”

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,730ПодписчикиПодписаться

Глава девятая

В Петербурге Чокан вновь видится с Достоевским, со своим однокашником Потаниным, со старшим товарищем Семёновым. Но дело прежде всего и на следующий день после приезда Валиханов отправляется в Азиатский департамент, где его заждался Ковалевский. К этому времени Егор Петрович уже прочёл отчет “купца Алимбая”, оценив его как гениальный. И это отнюдь не преувеличение. По кусочкам, по обрывкам разговоров, по воспоминаниям, по семейным преданиям русский разведчик нарисовал широчайшую картину жизни Кашгара. При том, что, собирая и сопоставляя клочки сведений, он не везде и не всегда мог вести подробные записи. Огромную часть материалов он хранил в памяти.

Географический обзор, исторический и этнографический очерки, политическое состояние края, промышленность и торговля – и всё это о крае, про который до поездки Валиханова европейской науке практически ничего не было известно. С научной скрупулёзностью описал он систему управления Кашгаром, зная, насколько мало изучены европейскими учеными формы восточного городского правления. Эти его сведения очень широко использовались впоследствии.

Беседа с директором Азиатского департамента получилась оживлённой. Ковалевский был высочайшим профессионалом, самолично постранствовал по киргизской степи, знал нужды и чаяния казахского народа, не раз подавал записки об этом, советуя не считать жителей Средней Азии «людьми низшего свойства». Проявили интерес к отчёту Валиханова и министр иностранных дел Горчаков и сам император, который также весьма высоко оценил сведения доставленные разведчиком из неизведанной доселе страны.. Получив от Гасфорта представление на награждение Валиханова орденом Св. Анны, Александр II счел эту награду недостаточной и написал карандашом на полях: «Валиханову Владимира». Хотя статут ордена дозволял награждение офицера не ниже полковника, поручик Валиханов, получил его против правил, и 8 апреля 1860 года появился царский указ в котором говорилось:

“Божьей милостью, мы, Александр второй, император и самодержец Всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и прочая, и прочая, и прочая нашему поручику, состоящему по армейской кавалерии, султану Чокану Валиханову

В воздаяние отлично-усердной и ревностной службы вашей, оказанной при исполнении возложенного на вас осмотра некоторых из пограничных среднеазиатских владений, сопряженного с усиленными трудами, лишениями и опасностями, всемилостивейше пожаловал в 6-й день апреля 1860 года. Капитулу данным, кавалером императорского ордена нашего святого равноапостольного князя Владимира четвертой степени.

Грамоту сию во свидетельство подписать орденскою печатью, укрепить и знаки орденские препроводить к вам повелели мы Капитулу российских императорских и царских орденов.

Дана в Санкт-Петербурге в 8-й день апреля 1860 года”[1].

Кроме того указом Императора, Чокан Валиханов был произведён в следующий чин.

По случаю получения ордена новоиспечённый штаб-ротмистр побывал во дворце, где государь с огромным интересом выслушал его, после чего обнял и расцеловал.

Во время службы в Петербурге Валиханов состоял в Азиатском департаменте МИДа, но работал также и в Главном штабе. Ядринцев[2] хорошо знавший Чокана пишет: “В Петербурге я встретил Чокана Валиханова офицером как раз в пору его славы, он только что совершил путешествие в Кашгар, ориенталисты с ним заводили знакомство и я его заставал за разными восточными манускриптами и картами. […] Так же с интересом Валиханов следил за тем, что делается в Императорском Географическом обществе и помогал своими сведениями по географии киргизской степи, приготовлял этнографический материал о киргизах и т. д.»”[3].

Также под руководством Семенова казахский учёный начал разработку собранных им материалов по географии Средней Азии. В этом ему значимую помощь оказали такие ученые ориенталисты как: тюрколог Казем-Бек[4], профессор петербургского университета Березин[5], китаевед Васильев[6] — у которого Валиханов мог консультироваться по истории Китая, сообщая ему свои наблюдения, добытые в Кульдже и в Кашгарской экспедиции.

Работая в Азиатском департаменте Валиханов подготовил к печати статьи «О состоянии Алты-шара», «Очерки Джунгарии», «О дикокаменных киргизах», принял участие в составлении энциклопедического словаря, издания 1861 года, — написал туда статью «Аблай». Посещал Чокан и университет, — в частности, лекции популярного русского историка Костомарова[7]. Самостоятельно изучал изучал французский и английский языки, и как отмечено в «Истории полувековой деятельности Географического общества»; он читал иностранную литературу по истории народов Востока и «приобрел замечательную эрудицию по всему, что касалось Центральной Азии»[8].

 Учителя Ч. Валиханова: А. К. Казем-Бек, И. Н Березин, В. П. Васильев

В Петербурге Валиханов знакомится и общается с цветом тогдашней русской литературы: поэтами Майковым[9] и Полонским[10], братьями Курочкинами[11], писателем Крестовским[12]. Этому способствовал, конечно же Ф. М. Достоевский.

4 мая 1860 года в помещении Русского географического общества Чокан Чингисович Валиханов сделал сообщение о своем путешествии в Кашгар.

Собралась вся элита столичного научного мира. Пришли его друзья: Достоевский, Потанин, Ядринцев. Доклад молодого учёного вызвал фурор, а позднее на его основе в “Записках Русского географического общества” появился “Очерк Джунгарии” снабжённый рисунками автора и карта Семиречеснского и Заилийского края.

Пребывание Валиханова в столице Российской империи способствовало его знакомствам в русском учёном мире. Это были и зоолог Северцов[13] недавно вернувшийся из путешествия по Средней Азии, где он был захвачен кокандцами и каке-то время пробывший у них в плену. Среди новых знакомых Чокана следует отметить и ботаника Бекетова[14], который редактировал опубликованные в «Записках Русского географического общества» отрывки из кашгарского отчета Валиханова.

Пребывание в Петербурге оказали существенное влияние на мировоззрение молодого, образованного казаха. Богатства русской и европейской культур стали ему известны еще шире. К сожалению знакомство со столицей Российской империи оказалось коротким, сказалась прогрессирующая болезнь и врачи настойчиво советовали ему вернуться в степь. Весной 1860 года Валиханов покидает столицу, и возвращается в свой родной аул.

Продолжение следует.

На заставке: И. Г. Александрина. Здание Главного штаба. Петербург второй половины XIX века.


[1] Ч. Ч. Валиханов. Собрание сочинений в 5 томах. Том 5, Алма-Ата, 1985

[2] Ядринцев Николай Михайлович (1842 — 1894) — русский публицист, писатель и общественный деятель, исследователь Сибири и Центральной Азии, один из основоположников сибирского областничества, первооткрыватель древнетюркских памятников на реке Орхон, столицы Чингисхана Каракорума и Орду-Балыка — столицы Уйгурского каганата в Монголии.

[3] Записки императорского русского географического общества по отделению этнографии, Том XXIX). СПб. 1904

[4] Казем-Бек Александр Касимович (1802 — 1870) — российский учёный-востоковед, первый декан Факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета (ныне Восточный факультет СПбГУ), член-корреспондент РАН (1835), доктор филологических наук (1863).

[5] Березин Илья Николаевич (1818—1896) — российский востоковед (тюрколог, иранист, монголист), заслуженный профессор Петербургского университета кафедры турецко-татарской словесности, тайный советник.

[6] Васильев Василий Павлович (1818 —1900) — русский учёный-синолог, буддолог, санскритолог. Академик Петербургской АН (1886; член-корреспондент — 1866). Декан Восточного факультета Санкт-Петербургского университета (1878—1893).

[7] Костомаров Николай Иванович (1817 —1885) — историк, этнограф, публицист, поэт, писатель, драматург, педагог и общественный деятель. Собирал русский и украинский фольклор. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, действительный статский советник. Автор многотомного труда «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей», исследователь социально-политической и экономической истории царской России.

[8] История полувековой деятельности Императорского Русского Географического общества 1845— 1895 гг., СПБ, 1896 г.,

[9] Майков Аполлон Николаевич (1821 — 1897) — русский поэт, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской АН. Вошёл в число «главных поэтов послепушкинского периода».

[10] Полонский Яков Петрович (1819 — 1898) — русский поэт и прозаик. Член-корреспондент Петербургской академии наук. На стихотворения Полонского создано 128 музыкальных произведений шестьюдесятью семью композиторами.

[11] Братья Николай, Владимир и Василий Курочкины, популярные русские литераторы 19 века.

[12] Крестовский Всеволод Владимирович (1839 — 1895) — русский поэт и прозаик, литературный критик. Автор романа “Петербургские трущобы”. Принимал участие в русско-турецкой войне 1877—1878 гг. в качестве военного корреспондента. Служил чиновником особых поручений при туркестанском генерал-губернаторе М. Г. Черняеве (1882 – 1884).

[13] Северцов Николай Алексеевич (1827 — 1885) — выдающийся русский зоолог и путешественник. Установил зоологические области громадного участка Средней Азии, от Алтая до Памира включительно; составил списки птиц по областям и провизорную карту Памиро-Тянь-Шанской системы в различные геологические эпохи. Его именем назван пик Северцова на Памиро-Алае, в хребте Петра Первого; ледник на Памире — у истоков реки Кашка-Дарьи и ледник в Заилийском Ала-тау. Именем учёного назван ряд животных и растений: тушканчик Северцова, рябчик Северцова, тёмная мышовка, лютик Северцова.

[14] Бекетов Андрей Николаевич (1825 — 1902 — русский ботаник, географ, педагог, организатор и популяризатор науки, общественный деятель. Основоположник географии растительности в России. Заслуженный профессор, ординарный профессор и ректор Императорского Санкт-Петербургского университета. Член-корреспондент (1891) и почётный член (1895) Петербургской академии наук.

Дед поэта А. А. Блока.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Дональд Трамп планирует взять сектор Газа под контроль США на 10 лет и выселить 2 млн человек

По данным Washington Post, Дональд Трамп рассматривает возможность перевести сектор Газа под американский контроль на десять лет и переселить...

Больше похожих статей