back to top
6.6 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Тамерлан: «Добродетель ведёт к великим делам». Самый полный обзор громкой премьеры — оперного спектакля «Tamerlano»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

«О мир, ты увидишь, что только добродетель ведёт меня к великим делам» – так завершается ария Тамерлана в грандиозном оперном спектакле «Tamerlano» на музыку Генделя.

Спектакль – очередной театральный проект Фонда развития культуры и искусства Узбекистана, воплощенный международным творческим коллективом в интерпретации всемирно известного итальянского режиссера Стефано Пода. Премьера оперы триумфально прошла 2 и 3 октября на сцене Государственного академического Большого театра имени Навои в Ташкенте.

Из глубины веков…

Премьера оперы великого композитора эпохи Просвещения Георга Фридриха Генделя состоялась ровно 300 лет назад на сцене Королевского театра в Лондоне. Созданная композитором во всей красе итальянского оперного стиля, она стала ярким явлением в западноевропейском музыкальном искусстве.
И подтвердила огромный интерес к личности легендарного полководца Амира Тимура, бытовавший в то время в Европе, где его называли Тамерланом. На родине же величали Сахибкираном, Властителем Семи Созвездий.

Битва двух восточных правителей в 1402 году – Тамерлана и Баязида – стала событием огромной значимости как для мусульманского Востока, так и Европы. И не только в политической жизни. В просвещённой Европе образы полководцев охотно воспроизводили немецкий драматург Андреас Грифиус и английский драматург Николас Роу.
В Нюрнберге в 1667 году была поставлена пьеса «Комедия о Тамерлане»; в России в 1700-х годах – пьеса «История явная Тамерлана» ставилась при дворе Петра I. В этих спектаклях обыгрывалась тема изменчивости бытия, сквозили реальные исторические факты, фантазия и аллюзии на современность.

Основателя Тимуридской империи Тамерлана европейские авторы воспевали как спасителя Европы от нашествия войск турецкого султана Баязида. Как личность сильную, жестокую, но, бесспорно, благородную.

Георг Фридрих Гендель и его знаменитая опера

Недаром говорят, что музыка — это язык, на котором Бог говорит с людьми.
– Когда звучит его (Генделя) музыка, на словах „…восседающий на своем извечном престоле“ атеист теряет дар речи», – говорил писатель Бернард Шоу.
Действительно, когда звучит опера «Тамерлано», посвященная легендарным полководцам, слова утрачивают силу. Остаётся лишь власть музыки.

Фрагмент из оперы «Тамерлано» в постановке Стефано Пода

Гендель родился в 1685 году в Галле, учился в Германии и Италии, с 1716 жил и творил в Англии. В 1719 году композитор принял руководство Академией итальянской оперы в Лондоне. Одна за другой на сцене ставятся его оперы – «Радамист», «Оттон», «Юлий Цезарь». И потрясающая красотой бельканто опера «Тамерлан».
Критики пишут, что «ни в одной из других опер Генделя нет такого обилия радующих слух мелодий и музыкальных эффектов». Более того, именно в этой опере впервые появилась большая теноровая роль, создавшая яркий образ Баязета. Не уступали по глубине и выразительности музыкальные образы Тамерлана, Астерии, Андроникоса и другие.

События оперы в оригинальной авторской версии разворачиваются в 1403 году в Вифинии и строятся на любовном сюжете. Хан Тамерлан влюбляется в Астерию – дочь взятого в плен эмира Баязета – и решает отказать своей прежней невесте, трапезундской принцессе Ирене.

Тамерлан ведет переговоры с греческим князем Андроникосом, уговаривая его взять в жены Ирену. Он не знает, что князь влюблен в Астерию, которая отвечает ему взаимностью.
Сложная любовная история разрешается со смертью эмира Баязета. Он принял яд, чтобы освободить дочь от брака с Тамерланом, на который она готова пойти ради освобождения из плена горячо любимого отца. Тамерлан потрясен смертью Баязета и решает отпустить Астерию с Андроникосом, сам же вновь возвращается к Ирене.

Таков был сюжет оперы Генделя. Либретто на итальянском языке принадлежит перу Николы Франческо Хайма, который соединил воедино историю и художественный вымысел.

Премьера «Тамерлана» состоялась 31 октября 1724 года. Постановка привлекла публику божественной красотой музыки, благородством и психологической глубиной характеров, изумительными голосами и выдержала 12 показов. Спустя семь лет оперу поставили снова – и вновь она имела успех.
Известна ещё одна опера, созданная в XVIII столетии на этот же вольный сюжет – «Тамерлан Великий». Её написал «божественный чех», как назвали автора в Италии композитора Йозефа Мысливечека. Премьера состоялась 26 декабря 1771 года на сцене оперного Королевского придворного театра Милана.

Первую же современную постановку оперы осуществили в год 200-летия со времени её сочинения: в сентябре 1924 года в Карлсруэ.

В 2008 году оперу поставили в Королевском театре Мадрида, в тот же год она вошла в репертуар Вашингтонской национальной оперы, а в 2009-м – Лос-Анджелесской оперы.

Произведение Генделя потрясало красотой музыки и голосов — контр-тенора, сопрано, тенора… Партию Баязета во всех названных нами современных постановках исполнял тенор Пласидо Доминго. Это ли не мировое признание, слава и успех оперы?

В Ташкенте классическая версия «Tamerlаno» впервые прозвучала, как вспоминает оперный режиссер, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним, в полуконцертном исполнении в постановке Сергея Каприелова. Партию Тамерлана исполнял народный артист Узбекистана, великолепный бас Коркмас Мухитдинов.

И еще одно представление сохранилось в моей памяти. Оно состоялось при содействии Посольства Германии и Гёте Института на сцене Дворца «Туркестан».

А вот полную трёхчасовую постановку классической версии можно посмотреть в интернете – и это редкое наслаждение.

Партию Тамерлана Гендель написал для контр-тенора – редкого мужского голоса, способного передавать изящество и красоту бельканто и легко исполнять множество музыкальных украшений. Иногда в современных постановках роль Тамерлана доверяют сопрано или же отводят её басу. В басовом звучании, признаться, теряются колоратурные украшения и краски.

В концертной версии с контр-тенорами опера была исполнена 9 сентября 2021 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Один из слушателей-москвичей, 3 октября по воле случая оказался моим соседом в зале ГАБТ, и до начала спектакля мы делились впечатлениями о прежних просмотрах. Но с первыми звуками увертюры и до конца спектакля, который шёл полтора часа без антракта, не проронили больше ни слова – музыка и действие захватили нас полностью.

Ария Астерии

Интерес к опере Генделя не ослабевает. В кембриджском оперном театре она прошла 5 апреля 2022 года в постановке режиссёра Дионисиоса Киропулоса. И вот новая премьера – ташкентская.

«Тамерлано» в концепции Стефано Пода

В новой постановке соединились гениальная музыка Генделя и оригинальная творческая концепция итальянского режиссера Стефано Пода.
На его счету около 100 различных постановок, в которых он неизменно стремился к эстетическому и концептуальному единству.

Стефано Пода не только режиссер, но и сам себе художник-сценограф, художник по костюмам и свету, хореограф… Единственное, что он оставляет другим мастерам сцены – это управление оркестром.

Универсальность свойственна итальянцам, как свидетельствует эпоха Возрождения. Наделён этим гениальным творческим даром и Стефано Пода. Его режиссёрский стиль, соединяющий музыку, вокал, пластику, необычную художественную сценографию и игру света – уникален. Он синтезирует время и пространство, историю и современность. И, обретая в творчестве собственный язык, стирает грани жанров, создавая мир глобального искусства: пластическую целостную атмосферу, объединяющую дизайн, архитектуру, скульптуру, живопись, музыку и драматургию.

Это можно было видеть, например, в постановке ‘Тоски» в Большом театре в Москве (видео в интернете). И, безусловно, во всей полноте и воочию – в ташкентской постановке «Tamerlano».

Голос из зрительного зала

Впервые как зритель я безоговорочно приняла современную режиссерскую концепцию классической оперы – в воплощении Стефано Пода она безупречна и предельно эстетична Приняла и музыку Генделя в авторской аранжировке композитора Кирилла Рихтера, который сумел органично ввести в музыкальную ткань барочной оперы традиционные и народные узбекские мотивы.

Национальный симфонический оркестр Узбекистана под руководством заслуженного артиста Узбекистана маэстро Алибека Кабдурахманова воплотил все красоты оригинального звучания музыки Генделя и нюансы концепции режиссёра и композитора. Брависсимо, маэстро!

Непостижимо, как удалось Стефану Пода осилить такой объём творческой работы в достаточно сжатые сроки. Правда, над драматургией постановки совместно с постановщиком трудился его бессменный ассистент Паоло Джани – они сотрудничают с 2008 года, и тандем на редкость гармоничен. Ассистентом хореографа выступила Сильвия Систо.

Ария Баязета

В чём же отличие оперы «Tamerlano» в ташкентской версии? Она рассказывает о жизни великого завоевателя до того, как он стал правителем и взял в жены Биби-Ханум. В центре сюжета — та же, что и в старинном либретто, любовная история дочери османского султана Баязета. Но Ирэн заменяет Биби-Ханум в исполнении драматической актрисы Юлдуз Раджабовой. Статная, с хорошо поставленным сценическим голосом, она строгим речетативом начинает спектакль, чтобы появиться ещё раз в финале и войти в историю вместе с Тамерланом. Драматическая роль главного героя – Тамерлана, Властителя Семи Созвездий – завершается в кульминационной сцене осознанием великой миссии справедливого воина и правителя.

Всё действие спектакля, развивается в динамической полифонии музыки, хореографии, света… Чёрно-белая гамма жизни, в которой, словно в шахматной партии, разыгрываются битвы государств, народов, правителей и простых людей – всё это меркнет в сияющем свете мироздания, в вечном величии космических сил.
Развернутая Стефаном Пода картина мира земного – с его рамками и «клетями» – и небесного коловращения светил ведёт зрителей к катарсическому сопереживанию и осознанию миссии человека в безграничном потоке времени и пространства.

Финальная сцена

Композитор Кирилл Рихтер, интерпретируя музыку Генделя, приблизил её к аутентичному звучанию эпохи Амира Темура. Участие в опере Заслуженного хорового коллектива Республики Узбекистан под руководством Гульнары Маликовой, карнай-сурнай группы «Узбегим» под руководством Камила Муминова, артистов Оркестра народных инструментов под руководством Абдукарима Аширматова придало опере размах и масштабность эпического полотна.

Опера исполнялась на итальянском языке, прерываясь в речетативах узбекской речью Биби-Ханум и Тамерлана и хоровыми номерами.

Главную партию представил известный бас, народный артист Узбекистана Женисбек Пиязов. Не стоит видеть в этом образе реальную историческую личность – Амира Темура. Тамерлан в опере – это герой музыкального произведения, художественный образ. А 300-летняя опера – не учебник истории. Главное, Пиязов сумел создать характер полководца, обуреваемого страстями.

Кому-то не по вкусу отсутствие портретного сходства, грима, приклеенной бороды… Но пора нам, зрителям, видеть и слышать в опере музыкальные образы и читать концептуальные символы и метафоры художников. Их в постановке «Tamerlsno» великое множество. И все они филигранно отшлифованы и сопряжены с общим действием.

Как зритель я получила настоящее потрясение искусством постановщика во всех его ипостасях. Ярко очерченные характеры героев, психологическая глубина и драматическая напряженность конфликтов, благородная красота лирических образов и трагическая сила кульминации оперы Генделя выражены в спектакле с непередаваемой силой.

Не менее впечатлили и исполнители: испанский тенор Хуан Санчо, считающийся одним из лучших исполнителей Генделя своего поколения; сопрано Вероника Канхеми из Аргентины в партии Астерии с её божественно нежным и мягким бельканто, способным передавать в пианиссимо тончайшие драматические чувства. Солисты продемонстрировали высшее проявление вокального искусства.

В постановке было задействовано более 160 артистов, включая артистов балетной труппы ГАБТа, группу «Молодой балет Узбекистана» и другие современные группы, а также студентов театрального института. О спектакле можно писать и говорить бесконечно, находя всё новые детали и штрихи. От хореографической составляющей – до декораций, от внушительных античных скульптурных фигур – до фантастической игры света. А изумительной красоты форма и линии костюмов!.. Даже сияющее зеркальной голубизной покрытие пола, придающее мизансценам дополнительный объем игрой отражений – это не случайность.
И, конечно, музыка!.. Божественная, медлительная соразмерность, красота и гармония арий Генделя, и вдруг – взрыв карнаев или мистический распев газели Увайси… Одним словом – шедевр!

Первый показ оперы «Tаmerlano» недаром был приурочен к открытию IV Всемирной конференции по креативной экономике, которая начала свою работу в Ташкенте 2 октября. Спектакль поистине креативный, зрелищный, но не в ущерб музыке и эстетике. Аншлаг, восторг разнонациональной публики, бурные овации и горячий обмен мнениями!.. Бесспорный успех!

Ну а если кто-то не понял или не оценил грандиозность и красоту постановки, зациклившись на сходстве или отличии образов, действия и героев с историческими персонажами и фактами, – таким зрителям книги по всемирному искусству в руки! И пожелание чаще посещать театры, чтобы понять язык и правила разножанрового театрального, оперного и балетного искусства.

Пожелаем новой постановке «Tamerlano» признания и мирового успеха. А деятелям искусств – креативного международного сотрудничества.

Тамара Санаева.
Видео автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Таким я видел мир: памяти Евгения Олевского

22 ноября, в Международном  караван-сарае культуры Икуо Хираяма International Caravanserai of Culture of Ikuo Hirayama открывается выставка фотографий  «Таким...

Больше похожих статей