В конце июня в Узбекистане состоялось первое заседание штаба по сооружению АЭС малой мощности и вступлению контракта в силу. Там же было заявлено о начале строительства этим летом. Однако сроки начала строительства были перенесены на неопределённый срок. Предположительно, на начало осени.
Причины переноса начала строительства не озвучиваются, но если судить по косвенным признакам, скорее всего ждут отмашки руководства и открытия финансирования.
Решение о строительстве АЭС малой мощности, можно назвать вторым этапом в затяжных переговорах Узбекистана и Росатома. Напомню, на первом этапе планировалось строительство АЭС на базе реакторов 4-го поколения ВВЭР-1200.
Однако строительство непосредственно самой АЭС вряд ли начнется в этом году. В начале сентября только лишь подписан протокол о начале проектно-изыскательских работ, а как известно, на такие работы нужны месяцы. К тому же, до начала работ необходимо возвести городок для большого числа строителей станции. Но можно сказать, проблема со строительством АЭС в Узбекистане сдвинулась с мёртвой точки.
Технические параметры и описание станции на реакторах ВВЭР-1200, широко освещались в СМИ Узбекистана и останавливаться на них уже нет необходимости. Куда больший интерес представляют теперь АЭС малой мощности (АСММ), о которых у нас в стране мало что известно.
Что известно о АЭС малой мощности, которая будет построена в Узбекистане?
По физическим принципам особой разницы в работе что больших, что малых реакторов нет. Разница в размерах, мощности и дизайне. В технических описаниях говорится, что в основе проекта АСММ лежит новейшая российская разработка – водо-водяной ядерный реактор РИТМ-200Н, ставший результатом адаптации инновационной технологии малой мощности судового исполнения РИТМ-200 под наземное размещение.
Реакторы, которые Росатом предлагает Узбекистану, прошли многолетнюю обкатку в деле, а также прошли испытания в суровых условиях Арктики на новейших российских ледоколах и соответствуют всем постфукусимским требованиям безопасности, предъявляемым к современным проектам АЭС.
При этом, по сравнению с атомными станциями большой мощности, наземные станции на основе технологии РИТМ-200Н отличаются компактностью и сокращенными темпами строительства. Ключевая особенность данного типа реактора – это его интегральная компоновка, а именно активная зона с парогенератором объединены в едином корпусе.
Сейчас над проектами в этой области работает менее 10 стран, которые уже предложили около 80 соответствующих проектов. Но Россия продвинулась гораздо дальше конкурентов.
На сегодняшний день АСММ с интегральной компоновкой на рынке предлагает только Росатом.
Поскольку эти реакторы нового типа и работают они пока только на универсальных атомных ледоколах «Арктика», «Сибирь», «Урал», ознакомиться в реальности с ними сложно. Сухопутная АСММ на базе реактора РИТМ-200Н только строится в якутском поселке Усть-Куйга, но запуск первого энергоблока ожидается в 2027 году, а ввод в эксплуатацию — в 2028-м.
Единственный аналог реактора данного типа для энерго и теплоснабжения населения и экономики региона, функционирует на Крайнем Севере, самом северном городе России – Певеке. Это плавучая атомная станция – ПАТЭС «Академик Ломоносов».
Конструктивно атомные блоки, планируемые строить в Узбекистане, схожи с теми, что установлены на ПАТЭС в заполярном Певеке. В них заложен тот же принцип, с той лишь разницей, что «Ритм-200» — это реакторы нового поколения, еще более мощные и надежные.
Ознакомиться с работой ПАТЭС удалось в ходе пресс-тура, когда для группы журналистов из азиатских, африканских и латиноамериканских стран Росатом организовал экскурсию на станцию, благодаря чему, появилась возможность воочию увидеть, как функционирует АЭС в самых северных широтах.
Итак, что же представляет собой ПАТЭС
Прежде всего напрашивается вопрос, почему в Певеке и для чего на Крайнем Севере нужна именно плавучая атомная электростанция? Ответ прост. Это на первый взгляд тундра кажется безжизненным пространством. На самом деле она достаточно богата полезными ископаемыми, включая редкие металлы и золото.
Для освоения и эксплуатации месторождений, функционирования промышленности и жизнедеятельности населения безусловно необходима электроэнергия. При этом надо учитывать, что это зона вечной мерзлоты и строить электростанции здесь технологически намного сложнее и очень затратно. Плюс к этому, усложняют задачи отсутствие железных и автомобильных дорог. Основное снабжение Певекского региона осуществляется только по Северному морскому пути в ходе короткой навигации или авиацией.
Возникла логичная идея осуществлять энергоснабжение посредством плавучей атомной электростанцией. Для чего первая в мире ПАТЭС была построена в Санкт-Петербурге и доставлена буксиром в Певек.
Запуск ПАТЭС в 2019 году заметно преобразил облик города, об этом еще расскажем ниже, а пока займемся знакомством непосредственно со станцией.
Подъезжая к городу по дороге из аэропорта и спускаясь с сопок, открывается широкая перспектива Певека, его побережья, где на фоне устаревшей инфраструктуры прошлого века, выделяется современная, инновационная станция. Все береговые, гидротехнические сооружения были заблаговременно возведены до прибытия ПАТЭС в Певек.
Обращает на себя внимание сеть трубопроводов, протянутых из станции для теплоснабжения 5-ти тысячного города. Забегая вперёд, скажем, что мощности станции позволяют обогреть население 100 000 города.
ПАТЭС – это фактически судно, на платформе которой смонтирована сама станция. Само судно намертво «пристегнуто» к причальному комплексу. Кстати, поскольку это судно, то и на станции, несмотря на гражданский персонал, используется морская терминология. Каюты, кубрики, палуба всё это присутствует в лексиконе энергетиков.
Плавучий энергоблок имеет внушительные размеры, при длине 144 м, ширине 30 м, судно-станция обладает водоизмещением в 21 560 тонн.
На судне установлены два небольших атомных реактора, способных работать независимо друг от друга. Электрическая мощность одного реактора составляет 70 МВт, тепловая – 300 МВт. В настоящее время станция полностью удовлетворяет спрос промышленности и населения города на электроэнергию и тепло, хотя работает менее чем наполовину своей мощности, но в любое время готова её нарастить.
Общая численность персонала, обслуживающая ПАТЭС, составляет более 350 человек. Часть сотрудников проживает непосредственно на судне. Поскольку ПАТЭС находится на длительной стоянке (назначенный срок эксплуатации определен в 40 лет, с возможностью продления до 60 и более), то все жизненное пространство судна оборудовано для комфортного пребывания персонала.
Для эффективной работы персонала имеются служебные, жилые каюты, помещения для досуга, спортивные залы, бассейн и даже мастерские.
А что вопросы безопасности?
В последние годы технологии мирного атома достигли такого уровня, что они полностью соответствуют всем жестким требованиям экологической безопасности, иначе говоря принципам «зелёной повестки». Это означает, что в течение всего срока работы АЭС, а также после закрытия, на месте нахождения станции не остаётся никаких, представляющих опасность для экологии веществ и материалов. Это в полной мере касается и водной среды, где полностью сохраняется биоразнообразие.
За радиационной безопасностью строго следят как на станции, так и вокруг нее. По словам главного инженера ПАТЭС Андрея Заславского: «Мониторинг радиационной ситуации на станции, а также вблизи нее, осуществляется при помощи системы АСКРО (автоматическая система контроля радиационной обстановки). Показания приборов подтверждают, что радиационный фон в расположении ПАТЭС не отличается от естественного природного радиационного фона, характерного для Чукотского автономного округа».
Современные реакторы имеют несколько дублирующих друг друга степеней защиты. Помимо этого, ПАТЭС надежно защищена от угрозы стихийных бедствий, в том числе цунами и землетрясений. Во всех случаях ядерная установка не пострадает, что полностью исключает выброс радиации.
Контроль за уровнем радиации на станции осуществляется в автоматическом и круглосуточном режиме. Приборы на станции в среднем фиксируют уровень радиации 7- 8 микрорентген в час, что намного меньше, чем на побережье, где на фоне окружающих сопок он достигает 11 мкР/час.
К этому можно добавить, что атомная энергетика сегодня и сама играет большую роль в борьбе с изменением климата, и это подтверждается международным сообществом. В частности, на 28‑й конференции сторон рамочной конвенции ООН по изменениям климата, прошедшей в декабре 2023 года в Дубае, МАГАТЭ заявило: «Ядерная энергия не выделяет парниковых газов при производстве и способствует энергетической безопасности и стабильности энергосистемы. Отказоустойчивая и надежная ядерная энергетика способна сыграть более масштабную роль в переходе к нулевому уровню выбросов углекислого газа при поддержании самых строгих стандартов ядерной и физической безопасности. Она может способствовать декарбонизации прикладных областей, связанных с централизованным теплоснабжением, опреснением, промышленной деятельностью и производством водорода».
В качестве примера к этому, можно привести цифры, характеризующие вклад станции в экологию. Суточная работа ПАТЭС предотвращает сжигание 4 вагонов угля и образования порядка 10 тонн твёрдых зол.
ПАТЭС и его влияние на регион
Ввод ПАТЭС в эксплуатацию подтвердило стратегию развития Крайнего Севера. Стабильное энергоснабжение дало толчок развитию горнодобывающим отраслям промышленности региона, обслуживающим предприятиям, сфере сервиса и торговли.
В советское время в Певеке проживало более 30 тысяч человек, но после развала Союза этот показатель едва достигал отметки в 5 тысяч. Однако с началом работы станции, всё изменилось, наметилась твёрдая обратная тенденция. Романтика севера имеет своё, неповторимое очарование и в Певек потянулись люди со всех регионов России, причем очень много приезжает молодежи. Конечно же, часть приезжает за «длинным рублём», но многие принимают решение связать свою жизнь с этим суровым краем.
ПАТЭС рассматривает себя как часть всего региона и активно участвует в жизни Певека, взаимодействуя с администрацией, социальными, образовательными и другими общественными организациями района.
Станция также принимает участие в финансировании проектов по благоустройству города, его инфраструктуры. Некогда серый город, с приходом атомщиков, заиграл яркими красками.
И ещё один из весьма важных моментов. Опреснительные установки «Михаила Ломоносова» обеспечивают охлаждающую систему станции морской водой, что в свою очередь позволяет осуществлять круглогодичное снабжение теплом и горячей водой население города.
ПАТЭС уже играет важную роль в энергосети Чаун-Билибинского узла Чукотки, а также в улучшении экологической ситуации в городе путём постепенного вывода из эксплуатации старой Певекской ТЭС, работающей на угле.
Нужна ли АЭС Узбекистану?
Прежде всего, стоит присмотреться к общемировой тенденции. «Постфукусимский синдром» атомная энергетика похоже преодолела. В большинстве стран мира все больше возрастает интерес к мирному атому. Особенную активность в этом проявляют страны Глобального Юга.
Об этом свидетельствует Отчет группы независимых экспертов о состоянии мировой атомной промышленности за 2024 год (WNISR-2024). Исследование подтвердило тенденцию последних лет – производство атомной энергии, которая относится к низкоуглеродным источникам, растет. Доминирующие позиции в сфере строительства энергоблоков заняли Россия и Китай.
– Ядерная энергетика продолжила обеспечивать безопасное и надежное электроснабжение с низким уровнем выбросов, показав второй за последнее десятилетие результат по годовому объему производства атомной энергии. Наблюдается устойчивый рост выработки АЭС электроэнергии как в Европе, Северной Америке, так и в Азии. При этом в Азии рост выработки электроэнергии увеличился на 10 процентов, достигнув самого высокого уровня за последнее десятилетие, — прокомментировали отчет экспертов в Агентстве по развитию атомной энергетики при Кабинете министров Узбекистана (Узатом).
Что касается Узбекистана, то в республике долго «прицеливались» к атомному проекту и наконец «выстрелили». А предпосылки здесь довольно существенные. Население Узбекистана стремительно растёт, экономика динамично развивается, осваиваются такие энергоёмкие и новые направления как майнинг. Потребление электроэнергии при этом растёт в геометрической прогрессии.
В недавно опубликованном отчете ЕБРР «Региональные экономические перспективы» отмечается укрепление секторов услуг и промышленного производства страны. ЕБРР ожидает, что экономика Узбекистана вырастет на 6% в 2024 и 2025 годах за счет продолжения рыночных реформ и инвестиций в инфраструктуру. Однако дефицит энергоносителей, который уже привел к увеличению импорта минерального топлива, может ограничить возможности роста.
Выводы ЕБРР подтверждаются словами главы Узатома Азима Ахмедхаджаева, сказанные им на прошедшей в конце сентября Российской энергетической неделе в Москве: «Есть понимание. Люди начинают осознавать, что в текущих реалиях энергетика нужна, нам необходимо развивать нашу промышленность. Поэтому отношение к ядерной энергетике радикально меняется».
Действительно, истеричность противников АЭС заметно поутихла, в обществе давно уже осознали, что без строительства атомных станций добиться стабильного энергоснабжения будет сложно.
Сторонники АЭС с некоторой долей досады, не совсем четко понимают отказ от строительства больших станций и переориентацию на малые. Но ведь малые АЭС тоже выгодны нашей экономике и это направление также считается одним из перспективных в атомной энергетике.
И важным является то, что АСММ позволяют обеспечить энергонезависимость региона, стабильное электро- и теплоснабжение чистой энергией (в том числе для энергоемких производств), снижение выбросов вредных веществ в атмосферу вследствие замещения действующих ТЭС, работающих на углеродном топливе.
И, как сказал глава Узатома на полях Российской энергетической недели «Мы считаем ядерную энергию безопасной и прецедентов, которые могли бы говорить об обратном, нет».
Кроме того, АСММ окажет положительное влияние на подготовку научных кадров и специалистов в сфере атомной энергетики, где Россия оказывает существенную помощь. Известно, что будущие ядерщики пройдут обучение в городе Обнинске, где создаётся международный научно-образовательный центр атомных и смежных технологий.
Что касается «атомного долгостроя», то здесь можно строить различные предположения. Но важно отметить ответственный и взвешенный подход Узбекистана к этой проблеме, учитывающий все плюсы и минусы проекта.
По имеющейся на сегодняшний день информации, ведутся подготовительные работы по возведению жилого городка для строителей станции, уже завозятся необходимое оборудование, техника и материалы. Дело тормозится отсутствием инфраструктуры (дороги, электроснабжение и т.д.), что ставит под сомнение начало работ до конца текущего года.
Строительство еще не начато, специалисты только лишь обсуждают технические требования к разработке проектной документации для АСММ, но твердые заверения руководителей отрасли о запуске станций к 2030 году, а также первые шаги, сделанные в этом направлении Узатомом позволяют говорить, что в конце тоннеля появились проблески света.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора
Опасная и не нужная затея, строительство АЭС.
Да,все на верху ждали твое мнение.
АЭС нужна в Узбекистане.
Прорывной проект как для РФ, так и для Узбекистана, реально первый в мире. Должен стать приоритетом в развитии нашей энергетики. За атомом будущее.
Здравствуйте, Бахром. Если не секрет в какой области вы проживаете?
Всем добра и здоровья. Перечитал несколько статей на эту тему и меня сильно удивил тот факт, что корреспонденты (не в этой статье) не владея вопросом формируют отрицательное общественное мнение. Приводят примеры Украины и Японии не понимая того, что что там взорвались реакторы разработки 50х годов. Сейчас строят АЭС с реакторами на быстрых нейтронах — совершенно безопасных. В этих странах на данный момент Росатом строит АЭС: Бангладеш, Беларусь, Венгрия, Египет, Индия, Иран, Китай, Турция.