back to top
23.1 C
Узбекистан
Среда, 2 октября, 2024

Чистая выгода: почему узбекскому бизнесу выгодно торговать с ЕАЭС

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,880ПодписчикиПодписаться

и заодно развивать производства, увеличивать количество рабочих мест и получать доступ к новым технологиям. Подробный обзор и мнения экономистов об этом — в нашем материале.

Торговля Узбекистана и Евразийского экономического союза бьет новые рекорды   — с января по август она составила почти 27% всего товарооборота нашей страны, или 11,4 млрд долларов. Год назад аналогичный показатель достиг 25%. А всего за три с лишним года, с тех пор как Узбекистан стал наблюдателем в ЕАЭС, торговое сотрудничество между странами прибавило 60%.

Что скрывается за сухой статистикой

 «Во взаимной торговле между странами ЕАЭС и Узбекистаном за последние годы наблюдается тенденция роста товарооборота, — отмечает Шухрат Бобохужаев, экономист, доцент филиала Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина в Ташкенте.  — В 2023 году экспорт товаров и услуг Узбекистана в страны ЕАЭС составил 22,8% от общего объема экспорта. Традиционно Узбекистан отправляет продукцию текстильной, автомобильной, электротехнической промышленности, а также продукты питания, в первую очередь — плодоовощную продукцию».

Шухрат Бобохужаев

Говоря о сельхозпродукции подробнее: в основном, Узбекистан продает Союзу различные фрукты, ягоды (особым спросом пользуется виноград). Также в топе экспорта — дыни, арбузы, овощи и арахис, уточняет Бобохужаев. Главными рынками сбыта всех этих продуктов в рамках ЕАЭС являются Россия, Казахстан и Кыргызстан.

«В свою очередь, Узбекистан приобретает у партнеров металлопродукцию, нефтепродукты, древесину, машины и оборудование, продукцию химической промышленности, злаки, растительные масла и другие товары», — добавляет эксперт.

Останавливаться на этом Узбекистан не собирается — судя по тому, что глава страны Шавкат Мирзиёев предложил разработать среднесрочный план совместных мероприятий с ЕЭК (Евразийской экономической комиссией). Он будет направлен на устранение каких-либо торговых барьеров, внедрение обмена данными в режиме онлайн, запуск электронной сертификации и развитие промышленной кооперации. Кроме этого, президент предложил провести аграрный форум в формате «ЕАЭС+». Напомним, членами Союза являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. А Узбекистан, Куба и Молдова обладают статусами наблюдателей при ЕАЭС.

Получить данный статус хочет и Иран  — дело в том, что он дает стране, не входящей в Союз, присутствовать на его заседаниях и получать документы, подписанные на этих собраниях, что облегчает сотрудничество с ЕАЭС. Но права принимать решения о развитии Союза у наблюдателей нет.

Чем важен ЕАЭС

Страны Евразийского союза — это 185,5 млн человек, а иными словами — гигантский рынок, который активно покупает товары узбекского производства не первый год и, более того, готов наращивать объемы. За примерами даже не нужно далеко ходить — достаточно открыть отчет самого известного маркетплейса в СНГ Wildberries. Объем продаваемых там вещей, произведенных в Узбекистане, за прошлый год вырос на… 93%. А чем выше спрос, тем больше производство, а значит, количество рабочих мест тоже увеличивается — и все благодаря торговле с ЕАЭС.

Из-за слова «Союз» в названии периодически в интернете можно наткнуться на рассуждения о том, что ЕАЭС — это попытка воссоздать Советский Союз. Однако эту структуру нужно рассматривать как экономико-политический процесс, обеспечивающий самостоятельное развитие стран евразийского пространства, объясняет Денис Борисов, заведующий лабораторией «Центр региональных сравнительных исследований «Россия — Центральная Азия» Новосибирского государственного университета экономики управления.

«Есть реальные экономические основания для более вовлеченного участия узбекистанской стороны: ЕАЭС — это главный торговый партнер Узбекистана, — говорит Борисов.  — Дальнейшая интеграция — это упрощение таможенных и технических барьеров, более лояльные условия для налаживания торговых, промышленных и инвестиционных связей. Также в рамках Союза набирает активность Евразийский банк развития, что позволяет странам-членам привлекать средства для развития промышленных и инфраструктурных проектов».

Если же говорить о возможном вступлении Узбекистана в ЕАЭС, то уровень своего участия в организации страна повышает постепенно. Однако членство в ЕАЭС существенно повысит привлекательность страны для иностранных компаний и даст импульс для национальных производителей, считает Борисов.

«Наличие предприятия на узбекистанской земле будет рассматриваться уже не как работа на 36 миллионном рынке, а как выход на рынок с 190 млн населением, а с учетом особых экономических режимов — с Ираном, Вьетнамом и Сербией, — потенциал рынка ЕАЭС увеличивается до 380 млн человек, — рассуждает он.  — Узбекистан взял курс на ускоренное промышленное развитие, поэтому сохранить высокие темпы не получится без повышения взаимозависимости с другими участниками мировой экономики. Какие есть варианты? Северо-Американская зона на другой стороне глобуса, Европейский союз — тоже не ближний свет, Китай примет только на правах младшего партнера, «Тюркский мир» сильно не дотягивает по демографии и макроэкономическим показателям, кто остаётся? Вопрос риторический, ЕАЭС — реальное из возможного».

Кто может быть против

Кроме продвигаемого стереотипа о том, что ЕАЭС — это стремление возродить СССР, существуют теории заговора, провозглашающие, что Союз нужен только России, потому что на нее приходится наибольшая доля в товарообороте ЕАЭС (якобы таким образом Москва обеспечивает себе рынки сбыта). Но нельзя забывать, что Россия — в принципе большая страна с множеством действующих производств, а ее самыми значимыми с экономической точки зрения партнерами являются Китай, Индия и Турция.

Что касается ЕАЭС, Россия готова делиться со странами объединения техническими наработками, а также способствовать снижению различных бюрократических барьеров. Поддерживать Москва готова и наблюдателей — конкретно в Узбекистане работает порядка 3 тысяч предприятий с российским капиталом, что составляет четверть от всего иностранного бизнеса в стране. Сколько рабочих мест создали российские предприятия, не раскрывается. Но точно известно, что объем российских накопленных прямых инвестиций в узбекскую экономику превысил 9 млрд долларов. А портфель совместных проектов — 60 млрд.

«Щёлково Агрохим» организует в Узбекистане выпуск агрохимических препаратов

Все эти проекты строятся на принципах равноправия, подчеркивает Денис Борисов. Такая модель существенно отличается от западной, которая как минимум создает для Ташкента риск столкнуться с санкциями в случае вступления в Евразийский союз. А тогда западные компании, с которыми Узбекистан также развивает сотрудничество как независимая и нейтральная страна, будут вынуждены уйти с узбекского рынка.

Однако дело не в самой организации, а в том, что Узбекистан с ней может стать еще сильнее, убежден Денис Борисов.

«Запад всегда исходит из позиции своего доминирования в мировой экономике и политике, где он является главным бенефициаром. Главная задача коллективного Запада —   это сохранить сложившуюся диспозицию, где в рамках неэквивалентного обмена по формуле «стеклянные бусы на золото» можно обеспечить своё сверхпотребление. Поэтому любые незападные инициативы в международных отношениях воспринимаются как угроза и вызов мировому порядку, основанному на западных правилах. Другие страны должны быть поставщиками дешевых природных ресурсов и рабочей силы, постоянно набирая и оплачивая кредиты и долги от западных кредитных организаций», говорит эксперт.

Плюсов больше

Но что получит Узбекистан, если вступит в ЕАЭС? Прежде всего, еще больше вырастет торговля, ведь в Союзе действуют единые правила регулирования данной сферы. И согласно им, в ЕАЭС работает «зеленый коридор» по экспорту как раз тех товаров, ведущим производителем которых считается Узбекистан: хлопка, фруктов, ягод и плодоовощной продукции. «Коридор» этот предполагает упрощение таможенных процедур, в том числе автоматическую регистрацию различных деклараций, а значит, Узбекистан может экономить на данной категории расходов.

«На самом деле аспектов сотрудничества много, но выделим социальный, говорит Ксения Бондаренко, доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики». — Если Узбекистан вступает в ЕАЭС, то мигрантам не придется оплачивать патенты на работу. Несмотря на то, что география трудовой миграции из Узбекистана расширяется за счет Казахстана, США, Германии, Южной Кореи и Польши, общий объем денежных переводов в Узбекистан из России растет. За последний год он увеличился с 4,2 млрд долларов до 5 млрд. Эта сумма составляет 77% всех денежных переводов в страну».

Улучшится и ситуация с нагрузкой на систему социального обеспечения Узбекистана, считает эксперт. Ведь в странах ЕАЭС возможен экспорт пенсий. «В ЕАЭС действует соглашение о том, что годы работы будут засчитаны человеку независимо от того, в какой стране объединения он работал», — объясняет Бондаренко.

Все эти меры, в свою очередь, могут повлиять и на снижение уровня нелегальной миграции и сделать процессы более прозрачными. Речь идет о случаях, когда узбекистанцы пытаются купить паспорта граждан Кыргызстана, чтобы не платить патент, либо боятся бюрократии и пытаются доверить оформление различных документов (конечно же, за деньги) различным нечистоплотным на руку деятелям, которые обманывают мигрантов, дают им фальшивые справки, и в итоге людей депортируют. Поэтому нарастающая интеграция Узбекистана и ЕАЭС можно рассматривать еще и как залог спокойствия и процветания почти миллиона узбекских граждан, а также их семей. И это уже совсем другие цифры.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Девять кругов Ада или один день Я учитель

Каждый ученик видит школу по-своему. Для одного это первые шаги во взрослую жизнь, для другого – место, мягко говоря,...

Больше похожих статей