back to top
7.6 C
Узбекистан
Четверг, 21 ноября, 2024

Колебания Узбекистана: престижная ВТО или выгодный ЕАЭС?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Чтобы сделать свою экономику более стабильной и независимой, Узбекистан присматривается к тем или иным торгово-экономическим объединениям, которые могут предложить стране определенные льготы и инвестиции, конкурентные условия торговли и выход на широкий рынок сбыта. Наиболее предпочтительными тут выглядят Всемирная торговая организация (ВТО) и Евразийский экономический союз (ЕАЭC). В том, какая из организаций выгоднее для нашей страны, разбираемся вместе с ведущими экспертами.

Колебание Узбекистана от ВТО к ЕАЭС, и наоборот

В Узбекистане уже долго обсуждается вопрос вступления как в ВТО, так и в ЕАЭС. В этом году обсуждения активизировались с новой силой. Как отмечает экономист, доцент кафедры «Экономика нефти и газа» филиала Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) им. И. М. Губкина в Ташкенте Шухрат Бобохужаев, в конце апреля в Ташкенте была проведена международная промышленная выставка «Иннопром. Центральная Азия», где были обсуждены вопросы разработки технических регламентов вступления Узбекистана в ЕАЭС как полноценного участника. А в августе Шавкат Мирзиёев заявил о создании в стране условий для равной конкуренции и принятии «больших шагов» для вступления в ВТО в 2026 году.

По мнению Бобохужаева, обе эти организации могут принести стране соответствующие экономические выгоды, но и без потерь не обойдется.  

«После обретения независимости Узбекистан предпринимал попытки вступить в различные международные организации, например в ВТО. Ещё в 1992 году правительство республики начала предпринимать шаги по вступлению в эту организацию, а в 1994 году подало заявку на членство. Далее интерес к этой организации у страны то нарастал, то, наоборот, снижался, но до вступления так и не дошло», — рассказывает Бобохужаев.

С другой стороны, основой для тесного сотрудничества между Узбекистаном и странами ЕАЭС является наличие исторически сложившихся границ и логистических связей в составе СССР. И сегодня ничего не изменилось: главные торговые и инвестиционные партнеры Узбекистана находятся именно в ЕАЭС и сотрудничество с ними только развивается. Так, если внешнеторговый оборот между странами ЕАЭС и Узбекистаном в 2023 году составил $15,6 млрд, то лишь за первое полугодие 2024 года превысил $9,9 млрд. В целом, страны ЕАЭС импортировали в Узбекистан товаров и услуг на сумму более $1 млрд, то есть 27,4% общего годового импорта. 

ЕАЭС: общее прошлое, настоящее и будущее

В случае вступления Узбекистана в ЕАЭС, ВВП страны может вырасти даже на 4%, а товарооборот между республикой и странами Союза продемонстрирует значительный рост, считает руководитель мюнхенского аналитического центра «Евразийские исследования» Юрий Кофнер.

По подсчетам эксперта, экспорт узбекских фруктов и овощей на рынки стран ЕАЭС вырастет на 27% — на $236 млн, поставки газа — на 53%, или $268 млн, текстиля и одежды — на 25%, или $197 млн, цветных металлов — на 56%, или $46 млн. «Следовательно, взаимная либерализация торговли, осуществляемая в случае потенциального вступления Узбекистана в ЕАЭС, только по этим товарным группам будет означать увеличение экспорта продукции из республики в ЕАЭС на $775 млн», — считает Кофнер.

По его словам, либерализация торговли в рамках ЕАЭС будет соответствовать дополнительному росту ВВП страны как минимум на 1,5%. Кроме того, участие Узбекистана в общем финансовом рынке ЕАЭС увеличило бы объем узбекского экспорта банковских услуг в Союз на 54%, а евразийский экспорт банковских услуг в Узбекистан — на 74%. При этом ни узбекские, ни евразийские банки не понесли бы убытков от взаимного открытия их рынков капитала.

Возможное вступление Узбекистана в ЕАЭС также сулит льготы для трудовых мигрантов. Так, отметил экономист, при потенциальном вступлении Узбекистана в Союз приток узбекских трудовых мигрантов в страны-участницы объединения может увеличиться примерно на треть. В то же время, личные денежные переводы из стран ЕАЭС в Узбекистан могут вырасти на $1,2 млрд.

И это, не считая дополнительных инвестиций в технологичные производства, которые тоже могут составлять миллиарды долларов ежегодно.

«В итоге, суммируя эффекты только по вышеуказанным направлениям, общий эффект от вступления Узбекистана в ЕАЭС может составить увеличение ВВП вплоть до 4%», резюмирует Кофнер.По более скромным подсчетам членство в ЕАЭС поднимет ВВП страны на 1,4–1,7%, что в любом случае гораздо выше, чем эффект от членства в ВТО, польза от которого для роста ВВП оценивается лишь в 0,4–0,5%.

В свою очередь Шухрат Бобохужаев добавляет, что «возможности членства в ЕАЭС позволят республике увеличить объёмы товарооборота с этими странами, понизить издержки производства и реализации готовой продукции и повысить ее конкурентоспособность». А главное, что, в случае вхождения Узбекистана в ЕАЭС, отечественные производители получат более выгодный доступ к российским и казахстанским инвестиционным ресурсам и инновационным технологиям. И это будет иметь огромное позитивное влияние на нашу промышленность.

По словам Бобохужаева, при работе с партнерами из ЕАЭС даже расположение Узбекистана можно обернуть себе на пользу: «отсутствие у нашей республики прямого выхода к морю и возможности использования морского и речного транспорта является сдерживающим фактором для экономики. Но есть у нас и преимущества в логистике, которых нет у наших соседей. Ведь наша страна обладает выгодным расположением в сердце Центральной Азии и граничит с пятью соседями, что позволяет нам стать важным транзитным хабом, в том числе для стран-членов ЕАЭС».

Однако, кроме очевидных выгод вступления, есть и сдерживающие факторы. И главный из них тот, что из стран ЕАЭС наибольший объём взаимной торговли Узбекистана приходится на Россию, развитию экономики которой США и западные страны всячески пытаются препятствовать, налагая санкции. И эти страны могут иметь весомые рычаги воздействия на страну, сотрудничающую с Россией.

ВТО: огромное влияние и системные проблемы

В свою очередь, и вступление Узбекистана в ВТО может позитивно сказаться на ряде областей. Однако и здесь не без нюансов — как рассказывает тот же Бобохужаев, «пока сложно прогнозировать, какое это окажет влияние на развитие торговли сельхозпродукцией и формирование механизма поддержки аграрного сектора. Для постсоветских стран правила свободной рыночной экономики могут создать проблемы в сельском хозяйстве после вступления ВТО, как показал опыт Украины и балтийских стран».

Также вступление в ВТО позволит Узбекистану обуздать внутренних монополистов, от которых страдают не только потребители, но и вся экономика страны.

В то же время, хотя ВТО изначально и создана чтобы усилить интеграционные процессы среди стран-участников, механизмы организации для решения международных торговых споров в последние годы зачастую оказывались неэффективными, и все чаще можно услышать их критику. Главным образом, по двум пунктам: устаревшие подходы и неспособность разрешить конфликты между крупными экономиками. Например, США и Китай уже много лет ведут открытую торговую войну, вводя множество пошлин и ограничений в отношении друг друга. И организация ничего не может с этим поделать.

Кроме того, страны-члены ВТО сами же открыто нарушают основные принципы организации, и ярким тому примером является френдшоринг — практика, когда страны налаживают цепочку поставок только с теми странами, которые разделяют общие с ним идеи. Такого принципа придерживаются США, которые предпочитают налаживать торговые отношения только с дружественными им странами, а остальные «партнеры» остаются за бортом прибыльных контрактов.

Кроме того, вступление в ВТО фактически не дает странам никаких преференций в торговле с партнерами — в рамках организации не устанавливаются льготные тарифы, не применяется принцип единого рынка и не обеспечивается свобода движения товаров и услуг. Наоборот: тот же Узбекистан для вступления в организацию должен отменить льготы для своих, национальных предприятий. В том числе в стратегически важных направлениях, таких как металлургия и химия. И тут возникает вопрос, зачем в таком случае развивающимся странам входить в организацию, где они не получат льгот и дивидендов?

По словам международного эксперта, директора Центра исследовательских инициатив «Ma’no», политолога Бахтиёра Эргашева, у ВТО очень слабые перспективы в условиях формирования нового регионализма, где упор больше на регионы, макрорегионы и валютные зоны, а не влияние нескольких стран. «Формат глобального мира был заточен под эти страны, с системой неоколониального ограбления и неэквивалентного обмена, со своими институтами. И одним из институтов этого глобализма была как раз ВТО, наряду с другими организациями Бреттон-Вудской системы, — отмечает Эргашев. — И, честно говоря, я, будучи экспертом, занимающимся политическим и экономическим анализом, не понимаю зачем Узбекистану вступать в полумертвую, слабоэффективную организацию»

Не стоит забывать и то, что ВТО подвержен влиянию западных финансовых институтов, которые могут по своему усмотрению отключить ту или иную страну от мировой финансовой сети. Тогда как ЕАЭС разрабатывает свои независимые платежные механизмы, а также делается упор на переход в нацвалюты в расчетах, что гарантирует стабильность торговли и расчетов.

Дружить надо со всем миром, но в первую очередь — с соседями

Подытоживая. Сегодня крупнейшие торговые партнеры Узбекистана — соседние страны. И они же — крупнейшие инвесторы, с которыми страна реализует амбициозные проекты в энергетике, промышленном производстве и торговле. А развитие сотрудничества с ними выглядит сейчас самой приоритетной задачей.

К тому же ЕАЭС сейчас находится в процессе серьезной трансформации, изменения подходов и большего учета интересов участников объединения, и Узбекистан, как страна-наблюдатель, участвует в этих процессах. Не стоит забывать и плюсы позднего вступления: за 10 лет существования ЕАЭС страны-участники объединения достигли значительных результатов, сформировав единое экономическое пространство и сумев наладить тесные союзнические отношения. И при вступлении Узбекистана в ЕАЭС стране уже не придётся проходить тот сложный и трудный путь, который прошли члены союза за эти 10 лет.

ВТО также может быть выгодным, но существующие ограничения в отношении ряда государства-членов объединения, а также механизмы регулировки рынка, рассчитанные, скорее, на развитые, а не развивающиеся экономики, несут свои определенные риски.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Время Даврона. Группа «Оригинал»

История сорок вторая Часть 1 Не так давно, одна из страниц этого проекта была посвящена двойному виниловому альбому Synthesizing the Silk...

Больше похожих статей