back to top
9.9 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

От мастеров шашмакома до участников «Шарк тароналари»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Все в этом мире имеет свою историю. История «Шарк тароналари» началась задолго до 1997 года. Истоки фестиваля – в мастерах шашмакома, музыкантах и композиторах, оставивших неизгладимый след в искусстве.

Поэтому неудивительно, что в рамках фестиваля открылась выставка, посвященная известным собирателями и исполнителям жемчужин отечественной музыки. Это дань их памяти, шаг к сохранению наследия для подрастающего поколения. Символично и то, что знакомил гостей с экспозицией юный Темурбек Мардонов.

В небольшом светлом и уютном зале разместились музыкальные инструменты, концертные костюмы, книги, пластинки, награды, личные предметы десяти выдающихся музыкантов прошлого – Ходжи Абдулазиза Абдурасулова, усто Шоди Азизова, Юнуса Раджаби, Журахана Султанова, Орифхона Хатамова, Таваккала Кодирова, Берты Давыдовой, Коммуны Исмаиловой, Улмаса Расулова, Мамуржона Узокова.

Один из них – обладатель волшебного голоса, учитель Юнуса Раджаби Ходжа Абдулазиз Абдурасулов родился и жил в махалле «Кук мачет», расположенной за площадью Регистан, на которой разворачивалось фестивальное действо. Сегодня там находится дом-музей мастера.

Известный хафиз родился в 1852 году. Его отец был родом из Таджикистана и часто пел песни, когда тосковал по родному дому. Трогающее за душу пение отца пробудило в сердце юного Абдулазиза любовь к искусству. Первые серьезные уроки музыки он получил у Мирзо Мехтара, известного музыканта своего времени, прекрасно знавшего приемы шашмакома. Секретам игры на танбуре он научился у Хаджи Рахимкула.

Дважды совершая хадж, Абдурасулов проезжал Гвинею, Гану, Уганду, Нигерию, Пакистан, Индию, Афганистан, Иран, Турцию, Китай, впитывал народные мелодии, перерабатывал и на их основе создавал собственные мелодии и песни. Чтобы в совершенстве освоить шашмаком, он поехал в Бухару и стал учеником отца Джалала Носирова. В результате новый тон и неповторимую привлекательность получили многие популярные песни, в том числе «Ирак», «Чапандози Ирак», «Насруллайи», «Мустахзад». Ходжа Абдулазиз Абдурасулов скончался 9 января 1936 года.

Любой желающий, а тем более любитель макома и народной музыки, может посетить дом-музей Ходжи Абдулазиза Абдурасулова, увидеть фотографии, музыкальные инструменты, граммофон, патефон, старые пластинки, предметы быта, старинную мебель, фотографии и документы, связанные с творческой деятельностью,  членов его семьи, а также ученых и поэтов, живших и творивших вместе с Ходжи Абдулазизом, – всего более ста экспонатов.

Если бы великий хафиз, поэт и композитор дожил до наших дней, то порадовался бы тому, какое значение имеет народная музыка в культурной жизни страны, и с удовольствием оценивал выступления участников фестиваля «Шарк тароналари».

…Оглашение имен победителей все ждали с нетерпением. Площадь Регистан, декорированная яркими букетами и цветочными гирляндами, переливалась всеми цветами радуги. Особым украшением явились прекрасные девушки, облаченные в национальные узбекские костюмы, – участницы ансамблей народного танца.

Все это великолепие было фоном, на котором выделялись победители и призеры фестиваля. Музыканты из Узбекистана, Латвии, Японии, Греции, Туркменистана, Таджикистана, Кыргызстана, Ливии, Армении, Индонезии, Пакистана, Китая, Египта, Колумбии, Индии, Ирана, Казахстана, Нигерии, Судана, Азербайджана, Монголии, Болгарии, Малайзии, Франции, России, Мали, Венгрии на протяжении трех дней звуками музыки рассказывали жителям Самарканда и гостям древнего города о своей культуре.

Компетентное жюри во главе с председателем Сахибом Пашазаде трудно было выбрать лучших, тем не менее голоса распределились следующим образом:

третье место разделили певец из Монголии Батбаяр Батням, японская национальная музыкальная группа с солисткой Машу Камазаки, группа «Северный хор» из России;

второе место заняли группа «Атамекен» из Казахстана, узбекистанцы Алишер Ахмедов и Фазилат Ахмедова;

первое место получила группа «Народная музыка Туркменистана».

Гран-При вручили группе «Семург» из Азербайджана.

Но у исполнителей национальной музыки нет лучших и худших. Мелодии каждого народа, будь он большой или малый, уникальны, неповторимы, удивительны по красоте и наполненности, поэтому не ошибемся, если скажем, что главная цель этого фестиваля – не победа, а сохранение бесценного народного творчества и взаимообогащение культур.

Динара Шамухамедова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Выступление президента Узбекистана на заседании законодательной палаты Олий Мажлиса подвергли лингвистическому анализу

Выступление охватывает ключевые аспекты экономической политики, социального развития и взаимодействия между исполнительной и законодательной властью. 20 ноября текущего года...

Больше похожих статей