back to top
7.7 C
Узбекистан
Четверг, 21 ноября, 2024

Оспа обезьян и другие вирусы: стоит ли их бояться узбекистанцам?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Вместе с ведущими экспертами-медиками рассказываем, как вакцинация, внедрение передовых технологий и база здравоохранения, созданная в советское время, помогают побеждать новые болезни.

Международные новости о медицине в последнее время внушают тревогу — только мир адаптировался к коронавирусу, дала о себе знать оспа обезьян. Теперь возникли опасения, что этот вирус может распространиться и в Центральной Азии.

Однако в Комитете санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Узбекистана считают: такая вероятность «крайне низка». И спасибо надо сказать советской модели здравоохранения, где прививали всех и антиваксерам слова не давали — граждане Узбекистана, родившиеся до 1980 года, были полностью вакцинированы от оспы. Эта прививка действует и против оспы обезьян.

Привет из прошлого

Вообще, советской медицине можно сказать спасибо за многие процессы, которые до сих пор действуют в современном Узбекистане. В 1914 году на территории нынешней Ташкентской области было всего четыре больницы, каждая из которых была рассчитана… на 6 коек. Также работали восемь фельдшерско-акушерских пунктов. Власти СССР же считали, что первым делом население всех республик должно получить доступ к качественной и бесплатной медицине. И уже в 1920 году в ведении узбекского Наркомздрава находилось более шести тысяч больничных коек. А в 1932 году Узбекская ССР отчитывалась о работе 52 больниц в областях.

Кроме этого, Москва активно поддерживала развитие медицинской науки в Средней Азии. Например, Ташкент в 1960-х годах был одним из центров развития грудной хирургии — академик Васит Вахидов и его студенты внедряли первые операции на легких и бронхах. Постоянно улучшалось и оснащение медицинских учреждений. По состоянию на 1962 год более 85% городских больниц и абсолютно все районные поликлиники обладали рентген-аппаратами и диагностическими лабораториями.

Новые шаги

После развала СССР сотрудничество Ташкента с Москвой в сфере медицины приостановилось, но ненадолго. На сегодняшний день Узбекистан уделяет большое внимание внедрению различных иностранных медицинских практик в свою систему здравоохранения — и особенно интенсивно развиваются проекты с Россией. На этот выбор влияет множество факторов: общая научная история, отсутствие языковых барьеров и сохранившиеся культурно-гуманитарные связи. Поэтому неудивительно, что, когда в 2020 году началась пандемия, группа врачей из Москвы и Подмосковья направилась в Узбекистан — помогать коллегам спасать людей от коронавируса.

В составе группы поддержки в Ташкент полетели анестезиологи, реаниматологи, инфекционисты, терапевты и эпидемиологи. Все они ранее смогли наладить лечение больных в своих клиниках, а потому уже по опыту знали, как лучше организовать COVID-стационары и какие методы позволят скорее вернуть больных к полноценной жизни.

Спасти «детей-бабочек»

Кстати, подобный обмен опытом Россия в отношении Узбекистана стала практиковать еще до пандемии. К примеру, в 2018 году россиянка Алена Куратова создала Международную ассоциацию по генетическим заболеваниям, которая начала делиться опытом с врачами из Узбекистана. А затем при поддержке Куратовой появилась организация «Капалак болалар» («Дети-бабочки») — проект, помогающий детям, страдающим буллезным эпидермолизом. Их кожа хрупкая, словно крылья бабочки — при любой механических травме на ней появляются пузыри и даже открытые раны. Поддержал деятельность фонда миллиардер и меценат Алишер Усманов.

Как рассказывает председатель ННО «Капалак болалар» Гузаль Джаббарова, до появления организации «дети-бабочки» в Узбекистане не могли рассчитывать на помощь врачей, поскольку у тех не было достаточных знаний для лечения этого заболевания. Поэтому семьям приходилось справляться с недугом самостоятельно.

«В зависимости от материального положения только единицы выезжали лечиться за рубеж — кто в Россию, а кто в Турцию, — говорит она. — За пять лет была проделана большая работа. Появилось и успешно функционирует единственное в Центральной Азии отделение Генодерматозов при Институте дерматовенерологии и косметологии. В год в отделении проходит более 400 госпитализаций. Перевели на узбекский язык руководство для врачей по буллезному эпидермолизу. Эта книга стала настольной для врачей-дерматологов. Проводятся обучающие семинары для врачей по всей республике. Все эти результаты — слаженная совместная работа: взаимоподдержка разных структур — врачей, руководства института, сотрудников «Капалак болалар» и спонсоров в лице фонда «Наука, культура и спорт» (фонд Алишера Усманова — прим. ред.)».

Борьба с раком

Помогают российские специалисты и в борьбе с раком. Так, только в этом году специалисты из Хорезма и Навои смогли пройти стажировку в российском НМИЦ онкологии имени Н. Петрова. Делается это специально, чтобы квалифицированные онкологии были не только в Ташкенте, но и в регионах. А главный онколог российского минздрава Андрей Каприн регулярно приезжает в Узбекистан, где встречается с врачами и студентами, проводит операции, а также выступает на научных конференциях. Каприн неоднократно рассказывал о важности ядерной медицины, которая, к слову, развивается у нас еще с нулевых.

«Ядерную медицину можно разделить на два направления. Первое — это диагностика, то есть методика визуализации функции органов и систем с помощью введенного в организм специального препарата с радиоактивным веществом. Второе — лечение,объясняет заведующий отделением лучевой диагностики «М-клиник» Маъруф Пирназаров.В нашей республике есть шесть центров, занимающихся диагностикой, они проводят сканирование костей скелета, радионуклидную ренографию (исследование функции почек), сцинтиграфию щитовидной железы и паразитовидных желез, а также могут выявить скрытую ишемию и другие заболевания».

Что касается лечения, то в Ташкенте развивается использование радиоактивного йода против зоба и лечение костных метастазов с помощью элементов ядерной медицины.

В будущем все эти процессы явно выйдут на еще более качественный уровень, ведь в Ташкенте несколько лет назад появился филиал российского НИЯУ МИФИ. Этот национальный исследовательский ядерный университет входит в ТОП-100 лучших университетов мира (его включали в свои списки британский QS Physics & Astronomy, а также американские U. S. News & World Report и Round University Rankings).

В этом году филиал МИФИ в Ташкенте объявил, что принимает студентов на направление «Физика (ядерная медицина)».

«Потребность в ядерной медицине доказана во всем мире, Узбекистан не исключение, — говорит кандидат технических наук, старший преподаватель НИЯУ МИФИ Алексей Трухин, к которому мы также обратились за комментарием.  — Совет управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) утвердил программу технического сотрудничества, согласно которой в новом цикле будут выполняться пять новых национальных проектов Узбекистана. Один из них напрямую связан с расширением и укреплением радиационной медицины для лечения рака. Беря в расчет нашу статистику заболеваемости, можно предположить, что методы ядерной медицины будут полезны 20-30 тысячам пациентов в год».

Кроме этого, напоминает Трухин, ядерная медицина применяется не только в онкологии, но и в эндокринологии, обобщающей различные доброкачественные и злокачественные заболевания, а также в урологии и кардиологии.

Учиться с перспективой

Беря во внимание уровень российской медицины, понятно, почему вчерашние школьники из Узбекистана рвутся учиться в России. В этом году Россия предоставила нашей стране 800 квот на бесплатное обучение в своих вузах. Заявки прислали более трех тысяч ребят, причем на медицинские специальности пришлось 10% поданных анкет, сообщили в Россотрудничестве.

Российское медицинское образование привлекательно еще и потому, что в скором времени в Узбекистане появится несколько проектов для врачей, связанных с российскими разработками.

Во-первых, в 2025 году в Ташкенте должен открыться филиал РНИМУ имени Пирогова. Одно из достижений этого университета — собственный инжиниринговый центр, который занимается производством и обслуживанием медицинской техники. Ну а пока филиал создается, узбекистанские врачи поедут в Москву, чтобы бесплатно пройти ординатуру в «Пироговке». На обучение примут 35 человек, которые пройдут отбор в Ташкенте.

А во-вторых, в Узбекистане откроется филиал российского Медико-генетического научного центра имени Н. Бочкова, который займется исследованием наследственных заболеваний. При этом центр будет готовить местных специалистов в области генетики.

Другое нужное направление — это повышение квалификации. За последние годы более 300 врачей из Узбекистана прошли стажировки в российских вузах. И цифра эта, похоже, будет увеличиваться, поскольку болезней, которые нам предстоит совместно победить, еще много.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Credit Asia – не последняя «жертва» непродуманной системы сертификации импортной бытовой техники

Государственный налоговый комитет наложил штраф на сеть магазинов бытовой техники CA-Store (бывшая Credit Asia) в размере 4 563 200...

Больше похожих статей