back to top
0.8 C
Узбекистан
Четверг, 5 декабря, 2024

Под сенью Креста и Полумесяца. Максуд Алиханов-Аварский

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,090ПодписчикиПодписаться

Глава четырнадцатая

Возвратившись в Тифлис Максуд-бек продолжает военную службу, сочетая её с литературным творчеством. В эти годы рождается Алиханов – журналист, писатель и востоковед. Выходит в свет историческое произведение «В горах Дагестана», затем появляются и другие сочинения, ставшего популярным автора.

В конце 19-го века в Китае вспыхнуло восстание охватившее всю страну. Направлено оно было против иностранцев и получило название Ихэтуаньского или “боксерского” (Ихэтуань в переводе “Кулак справедливости и гармонии”). Восстание было поддержано правительством Цинской империи и вскоре переросло в полноценную войну Китая с коалицией крупных мировых держав – Британией, Японией, Германией, Японией, США и Россией.

 В Маньжурии начались военные действия, и полковник Алиханов отправляется на Дальний Восток в распоряжение командующего войсками Приамурского военного округа, своего старого боевого товарища Николая Ивановича Гродекова. И вновь Максуд-бек демонстрирует в этой войне свои лучшие качества воина. Так, 17 ноября 1900 года получив сведения о появлении около деревни Палунтун шайки хунгузов[1] в двести человек, он был отправлен для её уничтожения, и блестяще с этим справился. Затем исполнял различные поручения. В частности, уничтожил ещё одну шайку хунгузов около Нингуты, 3 февраля 1901 года разбил мятежников у деревни Яндзытун, после чего исполнял обязанности начальника Нингутского гарнизона. В апреле 1901 года он возвратился на Кавказ. За военные отличия в китайской кампании Алиханов был произведен в генерал–майоры.

С началом Русско-японской войны генерал вновь засобирался на театр военных действий. Ему было предложено командовать формировавшейся кавалерийской бригадой из кавказских горцев. На эту должность его рекомендовал главнокомандующий на Кавказе князь Голицын[2], однако, по неизвестным причинам, место занял другой. Дважды ездил Алиханов в Санкт-Петербург хлопотать по поводу своего назначения, но безрезультатно. Уже потом генералу объяснили, что берегли его жизнь для экспедиции в Индию, которая предполагалась после окончания Русско-японской войны. Так ли это было на самом деле или являлось отговоркой, нам неизвестно.

Пришлось нашему герою остаться дома. Кстати, о семье Максуд-бека: он был женат на дочери генерал-майора Келбали-хана Нахичеванского Зари-Тач-Бегим, которая родила ему двух сыновей Адиль-хана и Афиз-хана.

Волны революционных событий 1905 года в Российской империи, — названные Первой Русской революцией, — не обошли и Кавказ. Для подавления беспорядков Алиханов был дважды направлен в Гурию и Эриванскую губернию, а вскоре был назначен временным тифлисским генерал-губернатором.

Словно пожарный, Максуд-бек, с приданными ему войсками курсирует по всему Кавказу, охваченному мятежом. Особенно тяжелое положение сложилось в Кутаисской губернии, которая почти отделилась от России и управлялась различными революционными организациями. В течение 2–3 месяцев “пожар” Алихановым был потушен, губерния «успокоилась». Этого революционеры простить ему не могли. Приговор был вынесен.

В Кутаиси после деловых встреч, когда Алиханов выходил из дома и садился в экипаж, ему посоветовали пустить впереди себя пустой фаэтон с казачьим конвоем для имитации своего отъезда. На это, предложение, Алиханов заметил: «Удивляюсь, господа, да как у вас язык повернулся дать такой совет? Еще никогда генерал Алиханов не посылал других умирать вместо себя, и никогда никто не мог сказать, что генерал Алиханов чего-нибудь боялся» – и с этими словами тронулся в путь на вокзал, откуда поездом должен был вернуться в Тифлис. По дороге была сделана засада, в фаэтон полетело несколько бомб, в результате чего несколько конвойных было убито, а Алиханов оказался тяжело раненным осколками бомбы. После перевязки его посадили в поезд и отправили в Тифлис. Рана оказалась тяжелой, и ему пришлось поехать за границу для лечения. Могучий организм выстоял, и Алиханов, вернувшись на Кавказ, принял командование 2-й Кавказской казачьей дивизией, расквартированной в Закавказье.

Но революционеры не простили Максуд-бека за его беспощадность по отношению к врагам, — как он считал, — Российской империи. Он выходил невредимым из многих сражений, а от террористов уберечься не смог. Пережив одно покушение, второе избежать он не смог.

М. Алиханов-Аварский 1905 г.

Трагедия произошла ночью 3 июля в городе Александрополе (ныне Гюмри). Вот как описывается это ужасное событие в приказе по Кавказскому военному округу № 228, 1907 г.: “В ночь со 2–го на 3–е июля, в гор. Александрополе, в экипаже, в котором возвращался из офицерского собрания 80–го пехотного Кабардинского полка начальник 2–й Кавказской казачьей дивизии генерал–лейтенант Алиханов, вместе с женою начальника 20–й пехотной дивизии генерал–лейтенанта Глебова, с ее дочерью и своим сыном–кадетом, были брошены неизвестными злоумышленниками две бомбы, взрывом которых генерал Алиханов, г–жа Глебова и кучер–рядовой названного выше полка Григорий Чижов были убиты, а дочь генерала Глебова и кадет Алиханов ранены.

Весть о смерти генерала Алиханова, славное боевое имя которого было хорошо известно всему Кавказу, уже облетела Россию и тяжкой скорбью отозвалась в среде войск кавказских.

Уроженец Дагестана погибший генерал Алиханов всю жизнь свою посвятил на служение ЦАРЮ и Великой России и, наконец, отдал эту жизнь в жертву своей беспредельной преданности служебному долгу.

Проведя почти всю свою службу на Кавказе, участвуя много раз в сражениях и будучи награжден целым рядом боевых отличий, а в том числе и орденом св. Георгия 4–й степени, генерал Алиханов приобрел славу смелого, решительного и талантливого боевого начальника. Не раз в боях смерть реяла над головой героя, пощадили его пули, штыки и ядра неприятельские, но судьба готовила ему иной конец, и он пал от рук тех безумных и презренных убийц нашего времени, которые умеют разить своего врага только из–за угла и в спину.

Уже давно, более года тому назад, было задумано гнусное убийство генерала Алиханова. Будучи назначен в конце 1905 года вр. кутаисским генерал–губернатором и командующим войсками Кутаисской губернии, он быстрыми и решительными действиями скоро подавил вспыхнувший было в этой местности мятеж, чем и навлек на себя злобу и месть со стороны врагов порядка. В мае прошлого 1906 года, в гор. Кутаисе, в то время, когда генерал Алиханов, сопровождаемый казачьим конвоем, следовал на вокзал железной дороги, в него было брошено пять бомб; несколько казаков конвоя было ранено и убито, а сам генерал, хотя и был тяжело ранен в живот, но, к счастью, не смертельно. Подпольные враги, однако, не дремали, и целый год лелея в своих злобных сердцах подлый замысел, подстерегли наконец свою жертву, и генерал Алиханов погиб.

Перестало биться благородное сердце честного и не знавшего страха солдата. Не стало больше начальника, стяжавшего себе своими боевыми подвигами и своим открытым характером уважение и любовь всех подчиненных, о которых он сам много заботился и которых, в свою очередь, любил.

Мир праху твоему, честный солдат и верный слуга ЦАРЮ и Великой России. Ты пошел навеки от нас, но светлую память о тебе навсегда сохранят Кавказские войска и все те, кто знал твой рыцарски–благородный и прямой характер.

Кавказские войска! Убитый генерал Алиханов далеко уже не первая жертва в нашей войсковой семье, вырванная из наших рядов руками подпольных убийц. Тяжка для Кавказа эта новая жертва. Но да послужит для всех нас жизнь, служба и самая смерть безвременно погибшего генерала Алиханова высоким примером той беззаветной преданности долгу службы, которой всегда была сильна русская армия, и да укрепит в нас эта гибель одного из доблестных сынов ее глубокое презрение к тем жалким и подлым преступникам–убийцам, которые — в дикой злобе своей и безумном увлечении — осмеливаются думать, что их зверские злодеяния смогут отвратить кавказского солдата от верности присяге и от исполнения лежащего на нем высокого долга перед Державным Вождем и Родиной.

Приказ этот прочесть во всех ротах, эскадронах, сотнях, батареях и командах. Подлинный подписал: Вр. и. д. Главнокомандующего войсками, генерал–лейтенант Шатилов”[3].

Согласно завещания покойного его тело было перевезено в Хунзах, на его родину. С большими почестями, траурными венками от высшего офицерского состава и нижних чинов, генерал был погребен в мавзолее, представляющим собой миниатюрное сооружение, отделанное мрамором, специально привезенным для этого случая из Индии, с изящными чугунными решетками и декоративными элементами. При советской власти мавзолей был разрушен, могила осквернена.

Трагическая судьба ожидала и вдову прославленного героя. В 1921 году она была арестована и приговорена к 10 годам и отправлена в Соловецкий лагерь особого назначения. В 1932 году была освобождена, дальнейшие её следы теряются.

Закончить это повествование мне хочется словами посвящёнными Максуду Алиханову-Аварскому из “Книги русской скорби”:

У всех знавших его долго не изгладится обаятельный облик покойного Александра Михайловича, до конца жизни оставшегося верным религии предков — магометанству. Он обладал спокойным, приятным, твердым характером, огромной памятью, следил за литературой, занимался рисованием и отличался удивительной скромностью. О себе и о своих подвигах он никогда не говорил, но охотно беседовал о всевозможных злобах дня, обнаруживая недюжинный ум и большую эрудицию. Бесстрашный, верный слову и чести — он умер на своем посту, сослужив своему отечеству доблестную службу, смертью героя. Переход в вечность для него остался незаметен, так быстро застигла его смерть, которой он никогда не боялся, но оставил неизгладимый след в сердцах всех его друзей и знавших его.

Мир праху твоему, вечная тебе благодарность и вечная тебе память, доблестный честный русский гражданин![4].

В.ФЕТИСОВ

На заставке: Портрет Алиханова-Аварского, художника Э. И. Акуваева


[1] Хунхузы — члены организованных банд, действовавших в Северо-Восточном Китае (Маньчжурии), а также на прилегающих территориях российского Дальнего Востока, Кореи и Монголии во 2-й половине XIX — 1-й половине XX веков.

[2] Голицын Григорий Сергеевич, князь (1838 — 1907 — русский военный и государственный деятель. Главноначальствующий Кавказской администрации (1896—1905), губернатор Уральской области (1876—1885), участник Кавказской войны, генерал-адъютант (1897).

[3] Генерал-майор Александр Михайлович Алиханов (Максуд-бек Алихан-Аварский) // Книга русской скорби. Издание Русского народного союза имени Михаила Архангела. Том I. — СПб., 1908.

[4] Книга русской скорби. Издание Русского народного союза имени Михаила Архангела. Том I. — СПб., 1908.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Прощай, Музыкант!

В ночь с 1 на 2 декабря 2024 г. этот мир покинул Олег Чесноков, выдающийся музыкант, гитарист-виртуоз, человек–легенда, чья...

Больше похожих статей