back to top
12.2 C
Узбекистан
Пятница, 22 ноября, 2024

Новая Центральная Азия во внешней политике Узбекистана

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Завершившаяся на прошлой неделе в Астане шестая по счёту Консультативная встреча глав государств Центральной Азии символично подвела итоги поочередного председательства в ней всех стран региона за последние шесть лет и запустила новую фазу межгосударственного сотрудничества в этом уникальном формате. Этой теме посвящена статья Специального представителя Президента Республики Узбекистан по вопросам внешней политики Абдулазиза Камилова, опубликованная в газете «Народное слово». Отдельные моменты из этой статьи предлагаем вашему вниманию.

Наши страны впервые согласовали единое видение развития региональной кооперации – Концепцию «Центральная Азия – 2040», которая подтвердила приверженность государств придать необратимый
и поступательный характер процессу регионального сотрудничества. Документ охватил все ключевые сферы взаимодействия, наметил конкретные практические планы на перспективу, определил формы и механизмы их реализации.

По сути, Астанинский саммит продемонстрировал стремление государств региона к дальнейшему последовательному продвижению внутрирегионального сотрудничества, наращиванию всесторонней кооперации
в рамках Центральноазиатской пятерки.

Всего семь лет тому назад наши границы были практически полностью закрыты. Мы были свидетелями конфликтов
и минных полей на приграничных территориях, транспортных блокад, высоких торговых барьеров.

Нескончаемые споры по вопросам использования водных ресурсов, доступа к пастбищам и водохозяйственным объектам грозили перерасти в открытое противостояние.

Некоторые силы в регионе провоцировали соперничество
и конкуренцию, порождая недоверие и спекулируя нашим общим историческим наследием. Наша разобщённость делала нас слабее, лишала перспектив консолидации, препятствуя раскрытию потенциала региона во имя общих интересов.

Все это в корне противоречило культурно-цивилизационным ценностям центральноазиатских народов, которые на протяжении веков жили бок о бок в мире и согласии, исповедовали одну религию, разделяли общие обычаи
и традиции, были связаны тысячами невидимых нитей.

Более того, углубление глобального кризиса доверия
и эскалация вооружённых конфликтов стали оказывать негативное воздействие на стабильность и устойчивое развитие региона. В этой связи укреплялось понимание, что благополучие Узбекистана, как и других стран и народов Центральной Азии, зависит от общих усилий по укреплению сотрудничества, готовности совместно продвигать интересы обеспечения безопасности и устойчивого развития региона.

Необходимо признать, что лидером, который остро прочувствовал зреющий общественный запрос на кардинальные перемены, решение накопившихся проблем, фундаментальный слом устаревших подходов к выстраиванию взаимоотношений
с соседями, стал новый Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.

Глава Узбекистана сформулировал новую целостную Доктрину внешней политики.

Доктрина предусматривает развитие многопланового сотрудничества с развитыми странами мира на основе равноправия, взаимного уважения, доверия и учёта интересов друг друга. Особое внимание уделяется поддержанию последовательного политического диалога с ведущими государствами Азии, Европы, Америки и Африки, а также авторитетными международными организациями.

Главным приоритетным направлением внешнеполитической деятельности Узбекистана в этой Доктрине Президентом Узбекистана определен регион Центральной Азии. Во главу угла поставлена цель достижения «ноль проблем с соседями». Концептуальной основой региональной политики стали принципы недопустимости укрепления собственной безопасности за счёт безопасности других государств, открытости, прагматизма и конструктивизма, проактивного диалога на основе равноправия, взаимного уважения и учета интересов.

Узбекистан объективно несёт особую ответственность
за будущее Центральной Азии.
И это продиктовано тем, что мы разделяем общие границы со всеми странами региона.

Именно поэтому в первом послании к Парламенту в 2016 году Глава Узбекистана чётко обозначил иерархию приоритетов, поставив на первое место укрепление отношений со странами Центральной Азии. «Главным приоритетом внешнеполитической деятельности Узбекистана является регион Центральной Азии, с которым связаны национальные интересы нашей страны.

Не случайно, Глава нашего государства сразу после своего избрания совершил первые официальные визиты
в Ашхабад и Астану, тем самым ещё раз подтвердив наш главный приоритет – Центральная Азия прежде всего.

Главой Узбекистана перед правительством
и внешнеполитическим аппаратом были определены основные задачи региональной политики – завершение процессов пограничного урегулирования, совместное разрешение вопросов рационального и справедливого водопользования, выстраивание взаимосвязанности стран в экономическом, экологическом, транспортно-логистическом и научно-технологическом развитии и др.

В этом контексте самым значимым событием для всего региона стал запуск по инициативе Ш. М. Мирзиёева Консультативных встреч глав государств Центральной Азии (КВГГЦА), которые сегодня трансформировались в эффективную площадку регионального диалога, ориентированного
на совместное построение территории стабильности, безопасности и устойчивого развития.

Впервые идея проведения регулярных встреч была озвучена Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым в сентябре 2017 года на 72-й сессии Генассамблеи ООН. Тогда, Глава государства заявил, что главным приоритетом внешней политики страны является «мирная и экономически процветающая Центральная Азия» и все усилия Узбекистана будут направлены на «наращивание диалога, конструктивного взаимодействия и укрепления добрососедства».

В ноябре этого же года по его инициативе была созвана Международная конференция высокого уровня «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее в Самарканде. Участвовавшие на ней министры иностранных дел пяти государств региона поддержали предложения Лидера Узбекистана об учреждении Консультативных встреч глав государств.

«Самаркандский консенсус» поддержало и международное сообщество. Спустя всего полгода в июне 2018 г. по инициативе Президента Узбекистана Генассамблея ООН приняла резолюцию «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности
и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе»
.
В ней высоко оцениваются усилия и инициативы стран ЦА, направленные на укрепление стабильности и экономического сотрудничества в регионе.

Все это позволило буквально за считанные годы в корне изменить ситуацию в ЦА. Прежде всего, удалось преодолеть имеющиеся достаточно сложные и чувствительные проблемы
по пограничным вопросам.

Сегодня границы между Узбекистаном и странами Центральной Азии можно по праву называть мостами дружбы
и добрососедства
. Подтверждением этому является действующая с 1 сентября 2023 года процедура перехода узбекско-кыргызской границы с предъявлением внутреннего документа – общегражданской ID-карты. Аналогичный проект обсуждается и с казахстанской стороной.

На саммите в Астане Президент Шавкат Мирзиёев предложил взаимно признать национальные ID-карты
в Центральной Азии и разработать массовые туристические продукты по принципу «Один тур – весь регион»
.

Одновременно мы видим значительный прогресс в описании таджикско-кыргызской границы. На сегодняшний день согласовано более 90% общей протяженности рубежа.

Иными словами, это говорит о том, что, несмотря на все разногласия, решение острых, чувствительных и сложных проблем вполне возможно, если руководствоваться принципами взаимного доверия и готовности сторон
к взаимоприемлемым компромиссам с учётом интересов друг друга
.

Полная перезагрузка в нашем обширном регионе принесла выгоду для всех. Благодаря высокому уровню консолидации заметен прогресс в экономике региона. Значительно возрос уровень кооперации и внутрирегионального товарооборота, расширились связи с зарубежными партнёрами.

Сегодня Центральная Азия стала более взаимосвязанным регионом, способным сообща реализовывать открывающиеся возможности. Узбекистан с Кыргызстаном и Таджикистаном создали инвестиционные фонды для финансирования крупных совместных проектов. В рамках этих институтов уже начата реализация проектов кооперации в автомобилестроении, электротехнике, текстильной промышленности, сельском хозяйстве.

В новых геополитических условиях Центральная Азия вновь возвращает себе роль, которую регион играл ещё
во времена Великого Шёлкового пути
, выступая связующим мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом, перекрёстком различных экономических интересов. Регион становится важным элементом транспортно-коммуникационных маршрутов в рамках Транскаспийского коридора, маршрута Север-Юг, а также новых проектов, связывающих Центральную и Южную Азию, диверсифицирующих коридоры из Китая в Европу.

Прорывом в деле диверсификации транспортно-транзитных направлений для ЦА стало заключение соглашения
о строительстве железнодорожной магистрали «Китай-Кыргызстан-Узбекистан»
, призванной связать наш регион
с европейской сетью железных дорог.

За эти годы заметно активизировался культурно-гуманитарный обмен. Сегодня уже регулярный характер приобрели проведение перекрёстных годов культуры, дней кино, выставок, концертов и гастролей, совместных спортивных мероприятий.

Ещё одним из ключевых компонентов всеобъемлющей стратегии Узбекистана по трансформации Центральной Азии
в зону стабильности и устойчивого развития является достижение долгосрочного мира в Афганистане.

В принятой в 2022 г. по инициативе Президента Шавката Мирзиёева специальной резолюции ГА ООН «Укрепление взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией» особая роль в установлении связей между Центральной Азией
и Южной Азией, регионом с совокупным населением почти
в 2 млрд. человек, отводится Афганистану.

Ещё одной существенной особенностью текущей афганской политики Ташкента является то, что Узбекистан рассматривает Афганистан как органическую, неотъемлемую часть всей Центральной Азии.

Ни для кого не секрет, что новая Центральная Азия стала регионом притяжения мировых держав и ведущих государств. На сегодняшний день Центральная Азия активно взаимодействует в рамках более 10 форматов «ЦА+» с почти
40 странами и двумя региональными организациями.

Нельзя не признать, что Центральная Азия по сути уже стала самостоятельным игроком на мировой арене, укрепляя свою субъектность. Причём наши страны активно выступают
с общих или близких позиций в выстраивании взаимоотношений с внешними партнёрами.

Аналогичного мнения также придерживается председатель Совета по внешней и оборонной политики РФ Ф.Лукьянов. По его словам, стабильность и открытость стали визитной карточкой ЦА.

«Определяющую роль в этих позитивных процессах играет Узбекистан под руководством Президента Шавката Мирзиёева, при котором политика изменилась в сторону твёрдой линии открытости и включенности в процесс. Подобная динамика задаёт тон во всём регионе, даёт пример всем остальным. Именно активность и энергия Руководства Узбекистана
и персонально Президента Мирзиёева дают тот импульс, который необходим для превращения объективных тенденций в реальные процессы
», — считает Ф. Лукьянов.

Эксперт Института Хадсона (США) Ричард Вайтс отмечал, что «скорость, с которой Ш. Мирзиёев способствовал улучшению отношений с другими государствами Центральной Азии, говорит о том, что эти партнёры ожидали и приветствовали новый региональный подход Ташкента».

Международные эксперты признают важную роль
в продвижении сближения с соседями выстраивания региональной идентичности стран Центральной Азии. Профессор Фуданьского университета в Шанхае Чжао Хуашэн отмечает, что «страны Центральной Азии всё чаще признают общую идентичность как внутри региона, так и вовне».

Как справедливо отметил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своём выступлении на 78-й сессии Генеральной ассамблеи ООН
в сентябре 2023 года, «можно с уверенностью сказать, что наши народы объединяет осознание региональной идентичности, и это чувство всё больше укрепляется
».

Второй цикл встреч лидеров «центральноазиатской пятёрки», запущенный в Астане, возлагает на Узбекистан как страну, принимающую в 2025 году Саммит Глав государств ЦА, особую ответственность за поступательное продвижение всеобъемлющей региональной кооперации. Что имеется в виду?

ВО-ПЕРВЫХ, дальнейшее углубление политического диалога.

Следует укреплять политическое доверие, основываясь
на принципах открытости, равноправия, уважения и учёта интересов. В этом отношении важную роль будет играть продолжение и дальнейшее наращивание регулярного политического диалога на всех уровнях, придание ему системного
и многопланового характера.

Необходимо тесно координировать усилия
в вопросах обеспечения безопасности, которые в условиях кризисных явлений в мировой экономике и жёсткой конфронтации различных центров силы ещё более актуализируются.

В этих условиях важное значение обретает инициатива Президента Узбекистана, озвученная в рамках 6-й КВГГЦА,
о разработке Концепции обеспечения региональной безопасности и стабильности
.

ВО-ВТОРЫХ, нашей приоритетной задачей должно стать осуществление стратегического прорыва на экономическом направлении.

Мы выступаем за становление нашего региона как одного
из мировых центров экономического роста и инвестиционной активности.

Президент Узбекистана отметил, что в конечном итоге «нашей стратегической целью должно стать формирование
в долгосрочной перспективе Единого регионального рынка»
.

В-ТРЕТЬИХ, продвижение совместных проектов промышленной кооперации.

Сегодня страны региона проявляют полную готовность
к взаимодействию в данном направлении. На Астанинском саммите Президент Узбекистана предложил сформировать Единую карту индустриализации региона и запустить Совет на уровне министров. Была подчеркнута важность развития сети торгово-логистических и промышленных хабов в приграничных районах.

В-ЧЕТВЁРТЫХ, реализация транспортно-коммуникационного потенциала.

Важным шагом для углубления сотрудничества
в этой сфере может стать разработка Стратегии региональных транспортных коридоров в Центральной Азии, принятие Региональной программы устойчивого развития транспортной системы ЦА и формирование Регионального совета
по транспортным коммуникациям стран ЦА для координации взаимодействия в развитии транспортно-логистического сектора в регионе.

В-ПЯТЫХ, сотрудничество в сфере энергетики.

Существует объективная необходимость в выработке совместных подходов к формированию общего энергетического рынка в Центральной Азии.

В-ШЕСТЫХ, адаптация к изменениям климата
и обеспечение продовольственной безопасности.

В нашем регионе усугубляются проблемы, связанные
с глобальным изменением климата, дефицитом водных ресурсов, опустыниванием и деградацией почв и, как следствие, падением урожайности.

В-СЕДЬМЫХ, укрепление культурно-гуманитарных связей.

Важно продолжить наши усилия по расширению взаимодействия в сфере культуры, науки, образования
и туризма. Растущая сплоченность стран Центральной Азии предоставляет беспрецедентные возможности для превращения региона в одно из самых привлекательных туристических направлений в мире.

Практическая реализация всех этих приоритетных задач требует постоянной «подпитки» регионального взаимодействия на всех уровнях новыми научно обоснованными идеями
и предложениями. В этой связи Президент Узбекистана предложил провести в нашей стране заседание Центральноазиатского экспертного форума ведущих аналитических центров и академических кругов с тем, чтобы совместно выработать концептуальные рекомендации
и предложения, которые могут быть рассмотрены в ходе следующего саммита глав государств.

В данном контексте, особая ответственность возложена
на Международный Институт Центральной Азии, уникальную научно-исследовательскую организацию, учреждённую
по инициативе Президента Шавката Мирзиёева
.

В целом, процесс регионального сближения в Центральной Азии, запущенный в 2017 г. как следствие масштабных преобразований в Узбекистане и новаторской политики добрососедства и сотрудничества Ташкента, приобрёл сегодня устойчивый и необратимый характер.

Переход страны к открытости и практическое претворение
в жизнь провозглашенного приоритета Центральной Азии во внешнеполитической Доктрине Президента Узбекистана обеспечили кардинальное обновление политико-экономических процессов в регионе.

Политическая воля, беспрецедентный прагматизм, укрепление мер доверия и гибкость дипломатии Главы государства, готовность к разумным компромиссам для урегулирования ключевых межгосударственных и региональных проблем обеспечили стратегический сдвиг в Центральной Азии от споров и разногласий к взаимопониманию и сотрудничеству.

Бесспорно одно — главный архитектор формирующейся
на наших глазах Новой Центральной Азии, уже вписавший своё имя в историю региона – это Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.
Вручение на центральноазиатском саммите в Астане Президенту Узбекистана Почётного знака глав государств ЦА стало ещё одним признанием личного вклада лидера нашей страны в развитие дружбы, добрососедства и взаимопонимания между государствами региона.

Абдулазиз Камилов,

Специальный представитель Президента Республики Узбекистан по вопросам внешней политики

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. НЕ БУДЕМ ЗАБЫВАТЬ ЧТО УРТОК КАМИЛОВ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ КАРИМОВЕ МНОГО ЛЕТ
    БЫЛ НЕ ПРОТИВ ПОЛИТИКИ ИЗОЛЯЦИИ СТРАНЫ ! НА СЛОВАХ МИР ДРУЖБА , А НА ДЕЛЕ
    С СОСЕДЯМИ ДРАЧКА И УСТАНОВКА МИН С ТАДЖИКАМИ !

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Битва умов: филиалы российских вузов в Ташкенте сразились в интеллектуальном поединке. Репортаж

Представительство Россотрудничества и Союз молодежи НИУ «МЭИ» в Ташкенте провели Интеллектуально-развлекательные состязания (квиз) среди филиалов российских вузов в Узбекистане,...

Больше похожих статей