После кровавой трагедии в подмосковном «Крокус сити холе», во Франции сотрудники контртеррористического управления полиции пригласили на беседу, проживающую в стране Надежду Атаеву (бежавшую во Францию из Узбекистана, где её обвиняют в ряде преступлений экономического характера).
По информации Reuters Атаеву расспрашивали о теракте в России и просили контакты знакомых таджиков, проживающих во Франции. Беженка сообщила полицейским номер телефона оппозиционного журналиста из Таджикистана — Темура Варки.
По информации того же источника, двое офицеров полиции, один из которых говорил по-русски, задали Варки множество вопросов о таджикской диаспоре: «Кого вы хорошо знаете? Где проживают ваши знакомые? По каким причинам они оказались во Франции? Каких взглядов придерживаются? Есть ли среди них сторонники радикальных идей?». Варки сообщил, что ему известны несколько граждан Таджикистана, но не исповедующих радикальный ислам: «Но мне незнакомы никакие джихадисты».
Мухаммадикболи Садриддин, еще один таджикский диссидент, проживающий в этой стране, рассказал, что ему также полицейские задавали вопросы о выходцах из Таджикистана с радикальными экстремистскими взглядами: «… я ответил, что мне такие таджики не известны».
Источники в полиции Reuters считают такой интерес к таджикской диаспоре оправданным. По мнению сотрудников контртеррористического управления полиции некоторые выходцы из Таджикистана, являются сторонниками МТО ИГИЛ-Хорасан, которую обвиняют в подготовке терактов во Франции.
В качестве доказательства приводится дело гражданина Таджикистана, задержанного еще в 2022 году за подготовку теракта в Страсбурге. Арестованный тогда сообщил, что готовил атаку по указанию кураторов ИГИЛ-Хорасан в Афганистане.
Весной этого года в Италии спецслужбы задержали гражданина Таджикистана, прилетевшего из Нидерландов, который находился в международном розыске за участие в боевых действиях на стороне ИГИЛ в Сирии. При досмотре у него были обнаружены поддельные удостоверения личности Кыргызстана, Узбекистана и Украины.
Интересно мнение Себастьена Пейруза, аналитика по исламскому экстремизму, консультирующего американские и французские спецслужбы о радикалах из ЦА: «Франция гораздо больше сосредоточилась на исламистах с Ближнего Востока, Северной Африки, чем из ЦА. Сегодняшняя реакция на происходящее в России – явно запоздалая».
Во Франции вызывает беспокойство факт эффективной идеологической деятельности в соцсетях лидеров ИГИЛ-Хорасан, направленной на выходцев из стран ЦА и других мусульманских диаспор. Противодействовать такой деятельности французским спецслужбам крайне сложено из-за закрытости этнических общин на территории Республики.
Другой эксперт — Эдвард Лемон, заявил: «…несмотря на то, что российские спецслужбы гораздо более осведомлены об экстремистах из ЦА, чем их европейские коллеги, им не удалось предотвратить теракт в Подмосковье, а это свидетельствует о возросшем потенциале ИГИЛ-Хорасан».
Кстати, еще в апреле этого года министр обороны Франции Себастьен Лекорню заявил, что после марта 2022 года резко сократился обмен разведывательной информацией об ИГИЛ и других МТО между российскими и французскими спецслужбами.
По информации полицейских, сегодня лидеры ИГИЛ-Хорасан призывают мигрантов совершать теракты в странах пребывания, что гораздо важнее, чем в сложившихся реалиях перебираться в Афганистан. Через соцсети члены этой МТО готовы предложить своим сторонникам контакты с некими персонами в странах Европы, которые подготовят поддельные удостоверения личности, оружие и тщательные инструкции для совершения террористических атак.
По словам Лемона и двух других опрошенных экспертов по Центральной Азии, основные опасения вызывают несколько десятков боевиков ИГИЛ, выходцев из Таджикистана и Кыргызстана, которые через Украину вместе с беженцами перебрались в Европу, в первую очередь в Польшу и Германию. Так, в прошлом году немецкие спецслужбы арестовали семь граждан стран ЦА, проживающих в Германии, за попытку создания террористической ячейки ИГИЛ-Хорасан в этой стране.
В преддверии Парижской Олимпиады французские службы безопасности стараются наладить оперативные взаимоотношения с диаспорами из стран ЦА.
Французские власти заявили, что им уже удалось предотвратить один теракт ИГИЛ-Хорасан на Олимпиаде: в конце мая был арестован 18-летний чеченец, подозреваемый в планировании террористической атаки на футбольном стадионе в Сент-Этьене, на котором будут выступать сборные Франции, США и Украины.
Однако Франции со своим сложным колониальным прошлым, участием в войнах на Ближнем Востоке и в Африке, неудачной политики мультикультурализма, неуправляемой миграцией, попытками заигрывания с крайне левыми и крайне правыми политиками-радикалами, еще много лет предстоит находится в центре террористического внимания различных МТО.
Не просто так в прошлом месяце шеф полиции Парижа Лоран Нуньес заявил, что «исламистский терроризм остается нашей главной проблемой».
Почему бы сотрудникам контртеррористического управления полиции Франции сразу не поговорить с предствителями ЦРУ и МИ6? Зачем опрашивать «шестерок»?