back to top
6.2 C
Узбекистан
Пятница, 22 ноября, 2024

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Композитор Эдуард Каландаров

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,050ПодписчикиПодписаться

История тридцать вторая. Часть 1

Эта музыкальная история посвящена замечательному музыканту, Заслуженному артисту Узбекистана, композитору, аранжировщику, дирижеру, пианисту, педагогу и общественному деятелю, оказавшему немалое влияние на развитие новой волны эстрадного искусства Узбекистана Эдуарду Нерьяновичу Каландарову (1941 — 2022).

Когда сорок лет назад в Узбекском рекламном агентстве В/О «Союзтогреклама», где я работал тогда, появилась идея впервые озвучить рекламный фильм оригинальной музыкой, а не с помощью фонограммы из фонотеки, было решено обратиться к Эдуарду Каландарову. Его имя, как композитора киномузыки было тогда, как говорится, на слуху. Я, как сотрудник отдела кинотелерекламы вышеназванного агентства, к тому же любитель музыки, был «командирован» на «Узбекфильм» для переговоров с Эдуардом Нерьяновичем. К сожалению, из-за открывшихся ограничений в бюджете агентства проект озвучания не состоялся. Но состоялся интересный разговор и в своем собеседнике я увидел человека, разбирающегося в музыкальных жанрах и направлениях, знающего и классику, и национальный мелос, и джаз, и рок.

Эдуард Каландаров родился 8 июля 1941 г. в городе Сталинабад, ныне Душанбе. А несколько месяцев спустя семья переехала в Казалинск, где и прошло раннее детство Эдика.

Эдик Календарев с мамой Ханой Вениаминовной Давыдовой 

О фамилии нашего героя. Изначально она была Календарёв. В 1962 г. он, студент консерватории, проходил стажировку у Арама Ильича Хачатуряна. Зная этническое происхождение Эдуарда, тот задал вопрос: “Почему вы, восточный человек, носите фамилию Календарёв? Вы наверное, Каландарян, Калантаров или Каландаров?” Сам того не зная, Арам Ильич

почти угадал фамилию предков Эдуарда конца XIX века: Калонтар.

После окончания консерватории Эдуард был приглашен в Эстрадно-Симфонический оркестр Узгостелерадио, и с этого момента творческим именем композитора становится Эдуард Каландаров.

Мохи Дурахшон (1975). Эдуард Каландаров. Исполняет Наргиз Малаева в сопровождении ансамбля: Гарик Изотов (аккордеон), Василий Живаев (саксофон), Эдуард Каландаров (электропиано). Красочное, узорчатое, элегантное произведение. Высший класс. Sayat Rewcords / USA – Tashkent / март 2021. Из видеотеки Владимира Давтяна.

Уже в раннем детстве Эдика привлекали музыкальные звуки, особенно инструментальные. Его первым инструментом был аккордеон, на котором он подбирал по слуху услышанные им мелодии. В восемь лет он оказывается вместе с мамой во Львове, где жил отчим. По специальности тот был радиоинженером и подрабатывал частным ремонтом радиоприемников. Благодаря эфиру, в котором во Львове на средних волнах можно было ловить передачи даже из Гамбурга, мальчик впервые услышал джаз и он остался с ним на всю жизнь. Несмотря на антиджазовые настроения тех лет, много эстрадной (слово джаз все-таки избегали) музыки звучало во Львове в кинотеатрах, на танцплощадках, в том же городском цирке. Слушал мальчик и классику, и народную музыку — русскую, украинскую, еврейскую. Там он впервые услышал композиции Шопена, который стал одним из музыкальных кумиров Эдуарда.

Отчим очень любил музыку, и кроме ремонта радиотехники записывал музыку на рентгеновские пленки. Для этого дома была оборудована частная студия с техникой солидных размеров. Писал местных музыкантов. Это был не «рок на костях», а пока «Чубчик кучерявый» или «Мурка». Мальчик своими глазами видел, как в СССР зарождался «рентгениздат», благодаря которому среди широкой публики на гибких пластинках распространяли позже и «буги-вуги», и «рокабилли», и джаз, и рок-н-ролл и много что еще. Изготовление таких «пластинок» было незаконно и грозило уголовными неприятностями, что и постигло отчима. Он был арестован, но ему удалось избежать наказания и даже уехать за границу.

Гимнастический этюд

Эдик с мамой возвращаются в Среднюю Азию, в казахстанский Чимкент. Это тоже был интернациональный город и здесь, как оказалось, в разных местах звучали не только местные мелодии и легкая музыка (так тогда называли эстраду), но и джаз. На многих крупных предприятиях были свои оркестры. Как пишет Леонид Юсупов, «на свинцовом заводе был хороший немецкий джаз-оркестр, оказавшийся в плену в полном составе. Они играл на танцах по первую половину 1950-х гг. Некоторые чимкентские музыканты брали {у немцев} уроки, постигая секреты джаза, законы импровизации». Впоследствии в Чимкенте сформировалась группа музыкантов, которые

приобрели всесоюзную известность.

Эдик имел отменный слух и феноменальную музыкальную память. В его репертуаре были не только популярные песни, но и «Соловей» Алябьева, полонез «Прощание с Родиной» Огинского… Впрочем, тогда это называли эстрадой. Юный аккордеонист выступал в школе, на городских конкурсах, фестивалях, стал широко известен в городских музыкальных кругах. Написал свою первую композицию. И все на слух, не зная нот.

Его первым инструментом был аккордеон

Учить нотную грамоту он начал самостоятельно в 14 лет. Через три года поступает в вечернюю музыкальную школу, которую через год заканчивает. К тому времени он осваивает фортепиано и поступает на композиторское отделение в музыкальное училище в Сталинабаде (сейчас Душанбе). Учится у выдающегося педагога Иосифа Варшавского. В училище начинает профессионально сочинять музыку, пишет несколько романсов. Опытный педагог быстро разглядел творческий потенциал студента и порекомендовал его на композиторское отделение Ташкентской консерватории, где заведующим кафедрой был Народный артист Узбекистана Борис Зейдман. Вместе с Борисом Надеждиным его называют одним из основоположников профессиональной композиторской школы Узбекистана. Интересно отметить, что композитор Борис Борисович Надеждин был дедом известного российского оппозиционера Бориса Борисовича Надеждина, кандидата в президенты России на выборах 2024г.

Автор выражает благодарность за помощь при подготовке материала: Лиоре Айзенберг, Асе Каландаровой, Элине  Каландаровой Пихт, Рустаму Ильясову, Александру Москалеву.

При подготовке материала использованы:

— монографический очерк «Композитор Эдуард Каландаров» Леонида Юсупова. Елецкий государственный университет им. А. Бунина, 2002.   

—  edwardkalendar.musicaneo.com/ru/

—  edwardkalendar.com

Иллюстрации: кадры из фильма Remembering Edward, если не указано иное.

Александр ПОПОВ

Продолжение следует

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Вместе победили, вместе должны сохранить историческую память

В конце октября в Душанбе состоялся форум по сохранению исторической памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войнах «Навстречу...

Больше похожих статей