История тридцать вторая. Часть 1
Эта музыкальная история посвящена замечательному музыканту, Заслуженному артисту Узбекистана, композитору, аранжировщику, дирижеру, пианисту, педагогу и общественному деятелю, оказавшему немалое влияние на развитие новой волны эстрадного искусства Узбекистана Эдуарду Нерьяновичу Каландарову (1941 — 2022).
Когда сорок лет назад в Узбекском рекламном агентстве В/О «Союзтогреклама», где я работал тогда, появилась идея впервые озвучить рекламный фильм оригинальной музыкой, а не с помощью фонограммы из фонотеки, было решено обратиться к Эдуарду Каландарову. Его имя, как композитора киномузыки было тогда, как говорится, на слуху. Я, как сотрудник отдела кинотелерекламы вышеназванного агентства, к тому же любитель музыки, был «командирован» на «Узбекфильм» для переговоров с Эдуардом Нерьяновичем. К сожалению, из-за открывшихся ограничений в бюджете агентства проект озвучания не состоялся. Но состоялся интересный разговор и в своем собеседнике я увидел человека, разбирающегося в музыкальных жанрах и направлениях, знающего и классику, и национальный мелос, и джаз, и рок.
Эдуард Каландаров родился 8 июля 1941 г. в городе Сталинабад, ныне Душанбе. А несколько месяцев спустя семья переехала в Казалинск, где и прошло раннее детство Эдика.
О фамилии нашего героя. Изначально она была Календарёв. В 1962 г. он, студент консерватории, проходил стажировку у Арама Ильича Хачатуряна. Зная этническое происхождение Эдуарда, тот задал вопрос: “Почему вы, восточный человек, носите фамилию Календарёв? Вы наверное, Каландарян, Калантаров или Каландаров?” Сам того не зная, Арам Ильич
почти угадал фамилию предков Эдуарда конца XIX века: Калонтар.
После окончания консерватории Эдуард был приглашен в Эстрадно-Симфонический оркестр Узгостелерадио, и с этого момента творческим именем композитора становится Эдуард Каландаров.
Мохи Дурахшон (1975). Эдуард Каландаров. Исполняет Наргиз Малаева в сопровождении ансамбля: Гарик Изотов (аккордеон), Василий Живаев (саксофон), Эдуард Каландаров (электропиано). Красочное, узорчатое, элегантное произведение. Высший класс. Sayat Rewcords / USA – Tashkent / март 2021. Из видеотеки Владимира Давтяна.
Уже в раннем детстве Эдика привлекали музыкальные звуки, особенно инструментальные. Его первым инструментом был аккордеон, на котором он подбирал по слуху услышанные им мелодии. В восемь лет он оказывается вместе с мамой во Львове, где жил отчим. По специальности тот был радиоинженером и подрабатывал частным ремонтом радиоприемников. Благодаря эфиру, в котором во Львове на средних волнах можно было ловить передачи даже из Гамбурга, мальчик впервые услышал джаз и он остался с ним на всю жизнь. Несмотря на антиджазовые настроения тех лет, много эстрадной (слово джаз все-таки избегали) музыки звучало во Львове в кинотеатрах, на танцплощадках, в том же городском цирке. Слушал мальчик и классику, и народную музыку — русскую, украинскую, еврейскую. Там он впервые услышал композиции Шопена, который стал одним из музыкальных кумиров Эдуарда.
Отчим очень любил музыку, и кроме ремонта радиотехники записывал музыку на рентгеновские пленки. Для этого дома была оборудована частная студия с техникой солидных размеров. Писал местных музыкантов. Это был не «рок на костях», а пока «Чубчик кучерявый» или «Мурка». Мальчик своими глазами видел, как в СССР зарождался «рентгениздат», благодаря которому среди широкой публики на гибких пластинках распространяли позже и «буги-вуги», и «рокабилли», и джаз, и рок-н-ролл и много что еще. Изготовление таких «пластинок» было незаконно и грозило уголовными неприятностями, что и постигло отчима. Он был арестован, но ему удалось избежать наказания и даже уехать за границу.
Эдик с мамой возвращаются в Среднюю Азию, в казахстанский Чимкент. Это тоже был интернациональный город и здесь, как оказалось, в разных местах звучали не только местные мелодии и легкая музыка (так тогда называли эстраду), но и джаз. На многих крупных предприятиях были свои оркестры. Как пишет Леонид Юсупов, «на свинцовом заводе был хороший немецкий джаз-оркестр, оказавшийся в плену в полном составе. Они играл на танцах по первую половину 1950-х гг. Некоторые чимкентские музыканты брали {у немцев} уроки, постигая секреты джаза, законы импровизации». Впоследствии в Чимкенте сформировалась группа музыкантов, которые
приобрели всесоюзную известность.
Эдик имел отменный слух и феноменальную музыкальную память. В его репертуаре были не только популярные песни, но и «Соловей» Алябьева, полонез «Прощание с Родиной» Огинского… Впрочем, тогда это называли эстрадой. Юный аккордеонист выступал в школе, на городских конкурсах, фестивалях, стал широко известен в городских музыкальных кругах. Написал свою первую композицию. И все на слух, не зная нот.
Учить нотную грамоту он начал самостоятельно в 14 лет. Через три года поступает в вечернюю музыкальную школу, которую через год заканчивает. К тому времени он осваивает фортепиано и поступает на композиторское отделение в музыкальное училище в Сталинабаде (сейчас Душанбе). Учится у выдающегося педагога Иосифа Варшавского. В училище начинает профессионально сочинять музыку, пишет несколько романсов. Опытный педагог быстро разглядел творческий потенциал студента и порекомендовал его на композиторское отделение Ташкентской консерватории, где заведующим кафедрой был Народный артист Узбекистана Борис Зейдман. Вместе с Борисом Надеждиным его называют одним из основоположников профессиональной композиторской школы Узбекистана. Интересно отметить, что композитор Борис Борисович Надеждин был дедом известного российского оппозиционера Бориса Борисовича Надеждина, кандидата в президенты России на выборах 2024г.
Автор выражает благодарность за помощь при подготовке материала: Лиоре Айзенберг, Асе Каландаровой, Элине Каландаровой Пихт, Рустаму Ильясову, Александру Москалеву.
При подготовке материала использованы:
— монографический очерк «Композитор Эдуард Каландаров» Леонида Юсупова. Елецкий государственный университет им. А. Бунина, 2002.
— edwardkalendar.musicaneo.com/ru/
Иллюстрации: кадры из фильма Remembering Edward, если не указано иное.
Александр ПОПОВ
Продолжение следует