Интервью с молодым, талантливым и блистательным скрипачом — Бобуром Эшпулатовым.
Узбекская земля щедра на таланты, и об этом свидетельствует немалое количество одаренной молодежи, получившей базовое образование в Узбекистане. Внушающий список талантливых музыкантов, представляющих нашу страну на ведущих мировых музыкальных площадках, смело может пополнить яркий, виртуозный и блистательный скрипач – Бобур Эшпулатов.
Он является обладателем «Гран-при» международного конкурса «Синяя птица» (Украина) – 2013 г. The Gran Prix winner in “Blue Bird” International Competition (Ukraine), финалистом международного конкурса имени Марии Кантагрилл (Франция) – 2019 г. IV prize in Maria Cantagrill International Violin Competition (France), дипломантом международного конкурса «Гражина Бацевич» (Польша) – 2019 г. Awarded with a finalist diploma in the “Grazyna Bacewicz” International competition (Poland), обладателем II премии международного конкурса среди скрипачей «Наувеллес Этойллес» (Франция) – 2020 г. II prize (I prize was not awarded) in the International Competition “Nouvelles Etoiles” (France), а также финалистом таких значимых международных конкурсов среди скрипачей как «Циндао» (Китай) – 2022 г. VI prize in Qingdao International Violin Competition (China), Э. Изаи (Бельгия) — 2023 г. Finalist of E.Ysaye International Violin Competition (Belgium), международного конкурса, посвященного 120 — летию Арама Хачатуряна (Китай) — 2023 г. V prize in the 19-th Khachaturian 120-th anniversary International Violin Competition (China) и международного конкурса «Классик Виолин Олимпус» в Токио (Япония) – 2024 г. “Classic violin Olympus” (Japan).
Наряду с активной конкурсной деятельностью, Бобур является участником таких международных фестивалей как «Юрий Башмет» (Самара, Россия) — 2014г, «Ченгду» (Китай) – 2019, а также международных фестивалей, проводимых в Сингапуре – 2016 г.
Являясь выпускником РСМШИ им. В.А. Успенского и консерватории Сингапура, Бобур Эшпулатов, смог завоевать своей безупречной игрой высокую оценку мирового профессионального жюри и сердца миллионов слушателей: ведь с ним была великая скрипка Страдивари, сразу покорившаяся талантливому музыканту и принесшая ему колоссальный успех.
— Бобур, расскажите о себе. С чего начался Ваш путь? Как пришли в мир музыки и почему выбрали скрипку?)
— Я пришел в мир музыки с большим интересом. Можно сказать, что я не просто пришел, а буквально с рождения был вовлечен в него.
Я родился в семье профессиональных музыкантов, и моя большая семья, включая дедушек и бабушек, занималась музыкой. Я думаю, что музыкальные способности у нас заложены в крови, и лично мне, передались по наследству. В те годы, мой папа работал в России, а мама, являясь профессиональным музыкантом-скрипачом, работала в оркестре. Маме не с кем было оставить меня маленького дома, и она всегда брала меня с собой на репетиции и концерты. Я помню, как я после каждого концерта, пародировал ее, говоря постоянно эти слова: «Мама, я тоже хочу выступать на сцене. Я хочу, чтобы все мной восхищались и хвалили». Вы знаете, с детства мне всегда хотелось быть на сцене, быть в центре внимания и радовать слушателей своей игрой. Я всегда мечтал о том, как когда-то тоже буду выступать, играть на большой сцене. Мне всегда нравилась атмосфера сцены и закулисья. Увидев этот интерес во мне, мама начала обучать меня игре на скрипке. Можно сказать, что моим первым учителем была именно она. Я помню, что в то время не было скрипок для моегороста, и у нас дома была игрушечная скрипка. В моей памяти осталась именно эта игрушка, на которой мы с мамой разучивали постановку, ноты, движения смычка. Мне было 4 года, когда впервые я начал играть на скрипке, и кто бы мог подумать, что именно с игрушки и начнется мой путь…
— Какое место занимает школа В.А.Успенского в Вашей жизни? Кто были вашими первыми педагогами и за что вы им благодарны?
— Школа В.А. Успенского занимает большое место в моей жизни, в становлении моей карьеры, как профессионального музыканта. Когда мне было 6 лет, мама определила меня школу В.А. Успенского, в класс заслуженного работника Республики Узбекистан – Сулеймановой Гульнары Рифатовны. Вспоминая о годах, проведенных в школе, в моей памяти всплывает то, что, когда я начал заниматься скрипкой серьезно, я хотел ее бросить. Разумеется, мне хотелось сиять на сцене, играть для слушателей, но я и не подозревал, и совсем не думал насколько сложным окажется этот инструмент и как тяжело будет на нем играть. Я начал осознавать это еще в детстве, так как педагог по специальности и моя мама заставляли меня заниматься на ней по 4- 5 часов в день. Сейчас, безусловно, я очень благодарен своей школе, своему педагогу: за ее профессиональный труд, за ее безграничное время. Вместо двух и трех раз в неделю, она занималась со мной по пять, шесть раз, не жалея своих сил и не взимая дополнительной платы за уроки. Гульнара Рифатовна хотела, чтобы я рос профессионально на ее глазах, стал достойным музыкантом. Мне вспоминается, что у нас были моменты, когда я огорчал ее, не слушался, не занимался должным образом. Я помню, был даже момент, когда она хотела перевести меня к другому педагогу, но я всегда старался извиниться перед ней и давал ей обещания, что буду заниматься снова. Куда бы я не ездил, где бы я не был сейчас, отзывы о моей игре всегда восторженные, так как все обращают внимание на мою постановку и звукоизвлечение. Я убежден, что это, в первую очередь, ее заслуга, так как она очень грамотно и профессионально выполнила свою работу. Я благодарен ей за знания, навыки, умения, за ее большое терпение, за ее неустанный труд и профессиональное время, которое она тратила на меня. Я ее очень сильно люблю.
— Бобур, мы знаем, что вы получили свое высшее музыкальное образование в консерватории Сингапура. Расскажите о годах учебы за рубежом. У кого вы повышали и совершенствовали свое мастерство?
— Когда я окончил лицей имени В.А. Успенского, я сразу же полетел в Сингапур, в Национальный Университет Сингапура (National University of Singapore), обучаться в консерватории, на степень бакалавра. Еще будучи на втором курсе лицея, я прошел прослушивание в своей школе у профессиональных музыкантов-профессоров, представляющих официальную делегацию из Национального Университета Сингапура. В те годы они ездили по странам Азии и отбирали лучших из лучших, предлагая возможности обучения в их стране. На этом этапе моей жизни большую роль сыграл скрипач — Аскар Салимджанов, который посоветовал мне пройти прослушивание у этой делегации. Это не было еще поступлением, так как я учился всего лишь на втором курсе. Аскар сказал мне сыграть вместе с остальными претендентами для того, чтобы профессор послушал, сказал над чем работать дальше, а последний третий год заниматься и стараться выполнить эти рекомендации. Я согласился, вышел и сыграл. Как сейчас помню, это было 15 декабря. В марте следующего года, я зашел на сайт консерватории Сингапура, чтобы посмотреть кто же прошел прослушивание, и когда я зашел на сайт, я увидел, что прошел я один из 30- 40 претендентов. В тот момент я уже числился студентом консерватории: мне пришло письмо о зачислении. Честно скажу, это было случайно, радостно и неожиданно для меня. Их сторона написала мне, чтобы я доучился третий год в своей школе и после окончания, продолжил обучение в консерватории Сингапура. Так я и попал в Сингапур. Я был очень рад, ведь я сыграл, чтобы узнать свои ошибки, над чем работать и в какую сторону двигаться дальше, а тут я очень понравился профессору, и она уже решила взять меня в свой класс.
Я учился у профессора Чянь Жоу на протяжении четырёх лет. Она является именитым музыкантом: принимает своё участие на различных международных конкурсах в качестве члена жюри, даёт мастер-классы по миру, играет с большими оркестрами и занимается педагогической деятельностью. За эти 4 года я многое понял и осознал, как в профессиональном плане, так и в личном. Я благодарен за ее труд, внимание, помощь и поддержку во всех отношениях. Здесь в Сингапуре были и сложные моменты как в моральном плане, так и в финансовом. Профессор Чянь Жоу всегда помогает нам, своим ученикам, поддерживает и мотивирует. Я ее очень люблю: ведь именно благодаря ей я начал выходить на большие и серьезные конкурсы, представляя консерваторию Сингапура, но от Узбекистана, с узбекским флагом. Я могу сказать, что она сыграла большую роль в моей карьере, за что я, бесконечно, благодарен ей.
— Конкурсы для исполнителей — одна из самых важных деятельностей. Расскажите в каких конкурсах вы приняли участие и какой из них является наиболее престижным и важным для Вас как музыканта?
— Да, я с Вами соглашусь, что конкурсы для исполнителей одна из важных деятельностей. Это как у спортсменов: они готовятся всегда к каким-то соревнованиям – чемпионатам и олимпиадам, и их начинают узнавать после таких состязаний. Конкурсы – это большая реклама: ведь многие начинают узнавать, слышать и далее приглашать на то или иное событие. Я считаю, что музыкант без конкурсов – это не профессиональный музыкант, так как он не пытается посостязаться, не пытается себя улучшить. Конкурс для меня — это не конкурс с конкурентами, а конкурс для меня — это преодоление себя, проверка своих сил, умений, навыков, силы воли, выдержки, это конкурс с самим собой. От одного конкурса до другого, за этот промежуток времени, я отмечаю в своей профессиональной деятельности динамику развития: улучшился ли я, а может я до сих пор стою на том же месте? Это очень интересный и познавательный процесс. Я считаю, что музыкант всегда находится в хорошей форме, если готовиться к конкурсам, а если он не принимает в них участие, то форма теряется, мотивация спадает, энтузиазм уходит. Для музыкантов, кто находится вначале своего пути, конкурс либо фестиваль – это шанс заявить о себе миру.
Я с детства начал выходить на большую сцену и принимать участие в различных конкурсах как в республиканских, так и в международных. Мой первый дебют состоялся в 2013 г., когда я впервые принял участие в конкурсе «Синяя птица» на Украине. Мне посчастливилось тогда взять Гран-при среди 30 участников с разных стран. В жюри сидело около 15 – 20 человек. Я очень был мотивирован этим конкурсом, так как мне понравился вкус выигрыша: чувство победы, ощущение, что ты самый лучший и признанный. Именно этот конкурс дал мне толчок для участия в следующих конкурсах. С тех пор я начал дальше развиваться и принимать свое участие.
Конкурсы, где я выходил на средний уровень (30-40 стран мира), для меня начались уже с 2021-2022 гг. Но самые серьезные конкурсы для меня начались в 2023 году, когда я попал на конкурс имени Э. Изаи (Бельгия) и конкурс «Циндао» (Китай). На них мне посчастливилось стать финалистом. На конкурсе «Циндао» в Китае, я вошел в 6 лучших скрипачей мира из 180 аппликаций. Это было очень удивительно для меня.
После этого я принял участие в конкурсе, посвященном 120-летию Арама Хачатуряна (Китай- 2023) и стал обладателем V премии. Я был безумно рад, что обо мне начали писать китайские газеты.
А в 2024 г, в марте, я принял участие в международном конкурсе «Классик Виолин Олимпус» в Токио (Япония- 2024), где дошел до финала. Я первый в истории узбек, который участвовал в этих конкурсах, и первый узбек, который стал финалистом. Это большая честь для меня, для истории моей семьи. Я с гордостью представлял нашу страну на этом конкурсе, поднимая узбекский флаг. В этот момент я испытывал большую гордость за себя и свою страну.
— Бобур, сейчас мы с вами подходим к самому интригующему моменту нашего интервью — скрипка Антонио Страдивари 1688 и 1725 гг. Расскажите, как Вам удалось прикоснуться к инструменту этого великого мастера и играть на нем?
— Да, мне посчастливилось играть на таком выдающемся инструменте, как скрипка великого мастера — Антонио Страдивари. Можно сказать, что я большой счастливчик в этом плане. Вообще у моего профессора, Чянь Жоу, есть связи с коллекционерами инструментов Сингапура, которые помогают профессиональным музыкантам играть на достойных инструментах. Моим первым инструментом была скрипка Амати, на ней я играл, когда учился еще на 1 курсе консерватории. После этого я поменял ее на скрипку Гваданини, а потом уже на Страдивари. Для участия в международном конкурсе имени Э. Изаи (Бельгия – 2023), мой профессор дал мне играть на скрипке Страдивари. Сперва я играл на инструменте 1688 г. — это колоссальный звук, тонкое прикосновение, совсем другие ощущения. Мне казалось, что скрипка сама играет, сама отвечает, сама поёт и не нужно прилагать много усилий, чтобы извлекать на ней звук. Далее я поменял ее на другой инструмент, так как она была маленькая для меня, а у меня большие руки. На конкурсе «Циндао» в Китае (2023) и конкурсе, посвященном А. Хачатуряна, я выступал уже с другой скрипкой — мастера Гафриллера. Но на конкурс в Токио (2024), я снова взял скрипку Страдивари, но уже 1725 г. Сейчас свое мастерство я совершенствую именно на ней, так как мой профессор говорит, что 50 % удачи зависит от инструмента. Разумеется, если мы не занимаемся, Страдивари не поможет, но трудолюбивым и усердным музыкантам она помогает. Дай бог, к следующим конкурсам я буду готовиться и выступать с ней.
— Бобур, в начале апреля у Вас состоялся концерт здесь, на Родине, с Государственным симфоническим оркестром под руководством маэстро, заслуженного артиста и ректора Государственной консерватории Узбекистана — Камолиддина Уринбаева. Поделитесь своими впечатлениями об этом событии: как готовились к концерту? Как справлялись с волнением? Как Вас приняла публика?
— Да, очень долгожданное событие для меня – сыграть у себя на Родине, а тем более с Государственным симфоническим оркестром. Долгое время я не играл в Узбекистане и поэтому хочу выразить большую благодарность маэстро, Камолиддину Уринбаеву, за предоставленную возможность. Это совсем другие ощущения, другие волнения, другие эмоции и впечатления. На конкурсах я испытывал иное состояние: как сыграть, как понравится зрителю и жюри, конкурсантам. А сыграть дома – это совсем новые впечатления, так как в зале сидел мой первый педагог, моя мама, мои друзья, мои родные и близкие. Они пришли, поддержали и послушали меня, пожертвовав своим драгоценным временем.
А что касается маэстро, то я чувствовал большую ответственность перед ним. Ведь он не мало играл с именитыми солистами и у него есть свой опыт. Я переживал о том, понравится ли моя игра ему? Ведь у него такой огромный багаж знаний. Но всё же я сумел отставить все свои волнения подальше от себя и выступить достойно, потому что я люблю сцену. Я человек, который безумно любит сцену. Какой бы это ни был концерт: сидят ли 10 человек, или 1 человек, 500 – 600 человек, я всегда выкладываюсь полностью. Я заметил, что в тот день на концерте в Большом зале Государственной консерватории, все места были заполнены и некоторые люди даже стояли. На сцене я — артист, я люблю сцену, я люблю передавать музыку людям. Дома я выступал с отличным настроением, никакого волнения уже не было на сцене. Я, буквально, сам ушел в музыку и получал удовольствие от игры. Я выступал с лучшим оркестром страны и вместе мы делали одно общее дело. Публика меня приняла очень тепло, и я этому безумно рад. Меня вызывали два раза на бис. В целом, концерт прошел на ура. Я выступал со скрипкой Страдивари, которую привез в Узбекистан. Я надеюсь, что с маэстро мы будем чаще организовывать концерты и дарить людям музыку.
— Бобур, что можете сказать о дирижерской деятельности маэстро Камолиддина Уринбаева? Какова роль дирижёра в интерпретации того или иного сочинения? Чувствовали ли вы себя комфортно, играя с оркестром под управления К. Уринбаева?
— Он большой профессионал своего дела и играть с такими профессионалами очень легко. У меня был опыт и в Китае, и в Японии, ведь я выступал с разными дирижерами. Камолиддин Уринбаев — это очень комфортный человек, который стоял рядом со мной, потому что интерпретация опуса зависит именно от дирижера: как он слушает в одно время солиста и в другое время как он слушает оркестр. Он регулирует весь процесс на сцене во время исполнения: в каких-то местах оркестр должен идти за солистом, а в каких-то солист должен послушать оркестр. Все эти моменты контролирует дирижер и когда стоит профессионал за пультом, то это намного легче. Буквально за одну репетицию мы собрали произведение, и оно было готово к концерту. Маэстро позволил мне быть свободным и играть мою музыку, он сделал так, что оркестр с первой до последней нотки был со мной, поддерживал меня. Можно сказать, что мы вместе пережили эту музыку. В этом большая заслуга маэстро Камолиддина Уринбаева, который позволил мне быть на сцене самим собой и играть музыку с его оркестром
— Бобур, изучая Вашу биографию, я узнала о том, что Вы посетили мастер-классы таких известных мировых музыкантов, как Ролло Ковач, Александр Тростянский, Михаил Гоцдинер, Ицхак Рашковский, Вилмос Сабади, Виктор Данченко, Петру Мунтяну, Александр Ситковецкий, Аретта Жула, Такаши Симидзу, Дэвид Такено, Дмитрий Берлинский, Борис Кушнир, Шломо Минц и Михаэла Мартин. Это достаточно солидный список… А кто в мире скрипичного искусства является Вашим кумиром? С кем знакомы лично?
— Это очень сложный вопрос. В мире есть много великих музыкантов, которые сделали превосходную карьеру и оставили после себя оригинальные записи. Если считать с ХХ века, то конечно это Д.Ф. Ойстрах, Л.Б. Коган и Яша Хейфец, которых мы слушали с детства. Если вы настаиваете сделать рейтинг, то на I место я поставлю – Ойстрах, на II — Гитлис, на III – Хейфец, Коган, Кремер и Минц. Все они живые легенды. Я каждый день их слушаю, в особенности, Ойстраха и Гитлиса. А если говорить про скрипачей XXI века, то это мой профессор – Чянь Жоу, Сергей Догадин и Максим Венгеров. Я их всех слушаю, уважаю, преклоняюсь и у каждого из них я стараюсь заимствовать какую-то деталь, необходимую для моей игры.
— Бобур, какие планы на будущее? В чем секрет Вашего успеха?
— Планы на будущее мне не хочется озвучивать заранее. Мне хотелось бы продолжать конкурсную деятельность, так как у меня в планах много конкурсов, в которых я хотел бы принять участие и выиграть. В целом, никогда не останавливаться, быть лучше самого себя, развиваться и улучшать свои навыки. Конечно, когда мне будет 35- 40 лет и когда мне нельзя будет участвовать на конкурсах, одним из моих больших желаний является приезд в Узбекистан, где я хотел бы оставить свой вклад в развитие классической музыки: помочь молодым музыкантам выйти на большие международные конкурсы, пригласить всех профессоров (с которыми знаком лично) в Узбекистан, сделать открытые мастер-классы, лекции, тренинги, концерты не только в скрипичном искусстве, но и по всем другим видам искусства.
Я не скажу, что я многого добился, но то, чего добился — это тоже не мало. Секрет моего успеха в том, что нужно верить в бога, в Аллаха (так как я мусульманин). Если Аллах рядом, то мы всегда будем побеждать. После веры в бога, это конечно — труд. Вера в бога, вера в себя, неустанный многочасовой труд и любовь к своему делу приведут Вас к успеху.
— Что посоветуете молодым начинающим скрипачам?
— Никогда не сдавайтесь, трудитесь, делайте всё, что говорит Вам педагог. Бывают взлеты и падения, но надо вставать и идти дальше. У меня тоже были падения, неудачи, но я всегда находил в себе силу воли и шел дальше, продолжая заниматься. В один прекрасный день обязательно всё будет хорошо, но только через труд. А если в технике, то конечно открывая инструмент, я советую играть на открытых струнах (профессионалы поймут), выполняя упражнения для обеих рук (гаммы, приемы). Без этой технической базы я не советовал бы нашим скрипачам подходить к художественному материалу. Каждый день разыгрывать обе руки по 2, 3 часа – правую и левую — это действие должно быть применено с детства и только после этого они готовы к работе над произведением. В целом уходит 5 – 6 часов для оттачивания техники и выразительности. Ну и конечно самое главное – это любить свое дело, быть полностью погруженным в него.
— Бобур, благодарим Вас за содержательную беседу, за ценные советы юным музыкантам и за искренность разговора. Надеюсь, что Ваши цели, планы и мечты обязательно реализуются. Мы желаем Вам дальнейших творческих успехов!
Беседу вела, музыковед, Алина Кутлучурина,
доктор философии по искусствоведению PhD.
Фото из личного архива Бобура Эшпулатова.