back to top
7.7 C
Узбекистан
Пятница, 22 ноября, 2024

Достойный имени Тигра. Окончание

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Начало

В победах Бабура большую роль сыграло эффективное оружие мастера-литейщика хорезмийца Али-Кули. Меткий стрелок из ружья, умеющий вести огонь из европейской пушки фаранги, Али-Кули позже сам стал отливать пушки и метать из них «камни огромного размера». Сам Бабур лично наблюдал в 1526-1527 гг. процесс отливки по его приказу одной из таких пушек под названием «казан». В «Бабур-наме» он описывает эту отливку следующим образом: «Когда печи и все необходимые приспособления были готовы, он (Али-Кули) послал за мной. В понедельник 15 мухаррема мы отправились для наблюдения за ходом отливки. Вокруг формы казана было сложено восемь печей, в которых находился расплавленный металл. От каждого из горнов в форме казана были отведены каналы. Когда мы прибыли, он открыл выходные отверстия. Расплавленный металл, точно вода, устремился по всем каналам к форме. Через некоторое время, до того как вся форма оказалась заполненной, металл перестал течь по каналам. Не то в горнах, не то в самом металле оказался какой-то изъян. Мастер Али-Кули настолько был этим расстроен, что готов был броситься в форму с расплавленной медью. Однако я его успокоил и пожаловал ему халат, чтобы он забыл неудачу. После этого мы направились назад. Через несколько дней после того, как форма остыла, ее открыли. Мастер Али-Кули с большой радостью прислал сказать, что ствол (таш уй) получился без изъяна, а изготовить камеру для пороха (дорухона) будет легко. После этого извлекли ствол и назначили людей для его отделки. Сам Али-Кули занялся отливкой камеры для пороха. Когда камера была полностью готова, сделали пробный выстрел, причем камень пролетел 1600 шагов».

Точность и обстоятельность этого рассказа дает представление о достоверности и множества других сведений, донесенных до нас «Бабур-наме», этим замечательным памятником эпохи Восточного Возрождения, ценность которого не меркнет по сей день. «Бабур-наме» – первое произведение узбекской прозы. Это записки экспедиций Бабура, повествующие о его военных походах, любовных приключениях, жизненных невзгодах и многогранных событиях политической жизни. Они содержат сведения о географических и природных особенностях Индии, народах, населяющих страну. Бабур внес новые мотивы в узбекскую литературу, в которых отразилось неподдельное чувство Родины, привязанности к родным местам, тоска по утраченному отечеству. Удивительно выразительно творение Бабура прежде всего как одно из свидетельств зарождения этнической общности – узбекского народа.

Многое можно узнать и о современной Бабуру литературной среде, что позволяет воссоздать биографии многих поэтов Центральной Азии того периода. Благодаря Бабуру до нас дошли подробности многогранной деятельности великого узбекского поэта Алишера Навои, который был к тому же меценатом и тонким дипломатом. Многие фрагменты «Бабур-наме» свидетельствуют о познаниях Бабура, его исследованиях в области ботаники, зоологии, общей биологии, экологии, медицине, говорящих об его огромных заслугах и в развитии естественных наук.

«Бабур-наме» стала главным трудом всей жизни замечательного поэта и ученого, рожденного венценосцем. Однажды, во время работы над ним, Бабур сказал своему сыну: «Когда завершу книгу, кончится и моя жизнь. Ее должны прочитать и твои потомки…».

Современны по сей день и востребованы новыми поколениями и другие труды, оставленные Бабуром: в них заложен великий гуманистический смысл о предназначении и месте человека в жизни.

Захириддин Мухаммад Бабур внес огромный вклад также в развитие узбекского языка. Его газели и рубаи создали ему славу выдающегося мастера поэтического слова. Простые, доходчивые по языку, они выражали редкие по глубине и красоте лирические переживания и любовный пафос. В своих газелях Бабур призывал людей ценить жизнь, дарованную Создателем, хранить чистоту души и помыслов, неустанно стремиться к поставленной цели:

«Желанной цели должен ты добиться, человек,

 Иль ничего пускай тебе не снится, человек.

А если двух задач не сможешь ты решить, –

Уйди куда-нибудь, живи, как птица, человек!».

Бабур сумел исполнить свою великую мечту: он создал могущественное государство Великих Моголов, просуществовавшее около 300 лет. Территория его охватывала Северную Индию и юг Центральной и Средней Азии. Наивысшего расцвета империя Великих Моголов достигла в период правления внука Бабура Акбара (1555-1605), когда ее территория включала всю Северную и Центральную Индию. По словам Джавахарлала Неру, стоявшего у истоков независимости Индии, Акбар «возродил древнюю мечту о единой Индии, не только политически объединенной в одно государство, но и органически слившуюся в один народ».

Последние годы жизни Бабур провел в своей столице Агре, среди ярких и буйных красок индийской природы. Похоронить же себя он завещал в Кабуле. О последних месяцах его жизни рассказала его дочь Гульбадан-бегим в своей книге «Хумаюн-наме». Согласно ее рассказу, Бабур, желая спасти своего тяжело больного сына Хумаюна, трижды обошел вокруг его ложа, говоря при этом, что берет на себя болезнь сына. Вскоре Хумаюн стал поправляться, а Бабур, заболев, слег и через три месяца, 26 декабря 1530 г., скончался. Его слова о завершении книги, которое станет и его собственной кончиной, оказались пророческими…

Сколько лет, сколько лет мне ни в чем не везло! О беда!

Жизнь моя — заблуждение одно. И теперь, и — всегда…

Черным горем гоним, я ушел в Хиндустан, но за мною тотчас же

Черной тенью, пятном неотмывным оно притащилось сюда!

Время, однако, показало, что правитель и поэт был несправедлив, считая свою судьбу столь неудавшейся. Ведь сбылась самая главная мечта Бабура – о том, чтобы наследие его было сохранено для потомков. Сегодня имя великого правителя и поэта носят в нашей стране улицы и парки, школы и библиотеки. Создан Международный фонд имени Бабура. А на его родине, в Андижане, открыт музей великого темурида, установлен памятник ему. Богатое духовное наследие нашего замечательного предка, его созидательная деятельность не меркнут в памяти современников.

Д. Нурмухамедова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Таким я видел мир: памяти Евгения Олевского

22 ноября, в Международном  караван-сарае культуры Икуо Хираяма International Caravanserai of Culture of Ikuo Hirayama открывается выставка фотографий  «Таким...

Больше похожих статей