Как горько, оказавшись в тупике,
К чужбине мчать с поводьями в руке…
Родную землю навсегда оставив, –
Он ускакал с душой ее в мешке.
…При рождении ему дали имя, означающее в переводе «тигр». И уже вскоре он доказал, что, как истинный потомок великого Амира Темура, достоин этого имени: в 11 лет стал правителем, 18-летним юношей возглавил войско, а в 21 год был уже опытным воином и проницательным государственным деятелем…
Родившийся 14 февраля 1483 г. близ Андижана, Захириддин Мухаммад Бабур был сыном Умар-шейха, праправнука Амира Темура, правившего Ферганским уделом со столицей в Андижане. Умар-шейх был мюридом известного законоведа Ходжи Ахрара, часто удостаивался беседы с ним. «Досточтимый ходжа, – читаем в «Бабур-наме», – даже называл его сыном». И это не случайно. Идея внутреннего совершенства, ярко выраженная в учении Ходжи Ахрара, не могла не привлекать мыслящих, образованных людей своей эпохи.
И все-таки история запечатлела имя Умар-шейха прежде всего благодаря его сыну. Бабур известен как замечательный поэт и прозаик, мудрый правитель, полководец, выдающийся ученый, историк, философ, этнограф и географ, человек огромных и разносторонних дарований.
Но блестящие победы и борьба с превратностями судьбы, взлеты творческих озарений и замечательные научные труды – все это у Бабура было еще впереди. А в 1494 году одиннадцатилетний мальчик, потерявший отца, был вынужден принять бремя власти…
Ему шел восемнадцатый год, когда в 1501 г. пришло известие о наступлении на Мавераннахр Шейбанихана, который захватил Бухару и двинулся на Самарканд. Самаркандцы обратились за помощью к Бабуру. Наскоро собрав небольшой отряд, юный Бабур двинулся в поход. По дороге к нему присоединились еще несколько отрядов. Но Шейбанихан опередил Бабура: достигнув Самарканда первым, он вступил в город.
Несмотря на значительное численное превосходство войска Шейбанихана, Бабур, узнав о том, что отряды противника разбросаны по окрестным селениям и занимаются грабежами, принимает решение внезапным ударом захватить Самарканд. Гарнизон, оставленный Шейбаниханом в Самарканде, был захвачен врасплох и не оказал сопротивления. Бабур вступил в город, жители которого с радостью встретили своего освободителя.
Удача сопутствовала Бабуру. Он покорил ближайшие к Самарканду крепости и туманы, его власть признали Гузар и Карши. Сам великий поэт Алишер Навои прислал Бабуру из Герата стихи с поздравлениями, написанные на тюркском языке.
Через две недели после занятия Самарканда юный полководец собрал подкрепление и с тысячным войском дал сражение Шейбанихану у Сарипула. Однако из-за измены части войска в решающий момент боя битва закончилась поражением Бабура. Потеряв своих лучших военачальников и храбрых воинов, с остатками войск он заперся в Самарканде.
Шейбанихан начал планомерную осаду города. Были перекрыты все дороги, ведущие к городу, чтобы не допустить подвоза продовольствия. Через четыре месяца в Самарканде начался ужасающий голод. «Бедные и нуждающиеся, – писал Бабур, – стали есть собачье и ослиное мясо…». Не было корма для лошадей, и их кормили листьями деревьев.
Дальнейшее сопротивление было бессмысленным, и Бабур решил сдать город на милость победителей, оговорив условие своего беспрепятственного ухода из Самарканда.
После тяжких сражений и мучительных испытаний, без войска и оружия, без надежных союзников и близких друзей, Бабур достиг Андижана.
Весной 1504 г., видя безнадежность положения и бессмысленность дальнейшей борьбы с Шейбаниханом в условиях феодальных междоусобиц и раздоров среди темуридов, он с небольшой группой приближенных, нукеров и слуг направляется к Амударье, переправляется через реку около Термеза и берет путь на Бамиан.
В 1504 г. Бабуру исполнился лишь 21 год, но это уже был закаленный в боях воин, решительный государственный деятель. Он сумел создать новое войско, с которым овладел афганскими землями и покорил Кабул. Войско Бабура насчитывало всего 20 тысяч человек. Однако лучшая по тем временам артиллерия и заграждения из связанных цепями повозок, прикрывавшие пехоту и артиллерию, оказались серьезным препятствием для противника и техническим преимуществом этого немногочисленного войска.
Бабур стремился дальше, в Индию, манившую его своими богатствами, и мечтал о создании мощного государства. В 1518 и 1524 гг. юный полководец совершает походы на Пенджаб, а в декабре в битве при Панипате наголову разбивает правителя Дели Ибрагимхана Лоди, а через год в битве при Сикри – войско правителя раджпутов Рана Синга. Эти две победы позволили Бабуру в дальнейшем закрепить свои военные успехи и овладеть всей долиной Ганга.
Д. Нурмухамедова
Окончание следует.