back to top
5.2 C
Узбекистан
Понедельник, 13 января, 2025

Опера Вареласа — сорок лет спустя

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,190ПодписчикиПодписаться
Опера Вареласа - сорок лет спустя

В Государственном Академическом Большом театре оперы и балета имени Алишера Навои 15 мая состоится премьера новой оперы-сказки «Волшебная лампа Аладдина».

Но прежде чем говорить о постановке, попробуем заглянуть в интригующую историю сказки, которая многими считается арабской.
Триста лет тому назад европейцы получили в руки первый перевод сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Книгу перевёл и издал французский ученый Антуан Галлан. Среди других в ней была «Волшебная лампа Аладдина». Но вот незадача – этой сказки нет ни в одной из арабских рукописей! Галлан ссылался, что историю рассказал ему в Париже некий сирийский сказочник, но есть мнение, что сказка является авторской мистификацией – такое в литературе и искусстве случалось не раз. Как бы там ни было, сказка полюбилась читателям. Она была переведена на многие языки и будила творческое воображение художников-иллюстраторов, режиссеров театра и кино, мультипликаторов, сочинены и поставлены даже оперы, мюзикл.

Первым из композиторов оперу «Волшебная лампа Аладдина» написал Нино Рота – один из самых известных итальянских композиторов XX века. Для нас его имя связано с музыкой к кинофильмам Федерико Феллини, Лукино Висконти, Франко Дзеффирелли, Фрэнсиса Форда Копполы. Кроме музыки к кино он написал 12 опер, одна из которых — «Волшебная лампа Аладдина» — создана автором в 1968 году для детей. Недавно оперу поставили в Москве, в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, она стала первой премьерой текущего сезона и радует маленьких зрителей, начиная со 2 октября 2015 года.

В 1971 году к этому же увлекательному сюжету обратился узбекистанский композитор Совет (Сергей) Афанасьевич Варелас. Обладая литературными талантами, сам написал либретто. Сочиненная им опера «Волшебная лампа Аладдина» не сразу вышла к зрителю. Впервые она поставлена в театре имени Навои в 1978 году — примечательно, что в тот год у композитора родился внук Дмитрий. Детская опера пользовалась большим успехом у зрителей и выдержала более 200 показов.

И вот, в 2016 году спектакль решили восстановить в новой версии, которую можно бы назвать молодежной, хотя каждый из постановочной группы, начиная с Георгия Дмитриева — режиссёра-постановщика, лауреата престижных конкурсов оперных режиссеров и вокалистов — имеет достаточно богатый и успешный опыт театральной деятельности.

Хотелось бы рассказать об авторе оперы – человеке непростой судьбы, ставшем, несмотря на трудные испытания, пережитые в детстве и юности, известным композитором, заслуженным деятелем культуры Узбекистана.

Родился С.А. Варелас 17 марта 1923 года в Таганроге. Семья очутилась в Ташкенте не в самые лучшие для неё времена, были у Вареласов и более светлые годы. В XIX веке дед композитора, Георгий Афанасьевич, ребенком был привезён из Греции в портовый российский город Таганрог на берегу Азовского моря. Когда подрос, работал матросом, обзавелся семьей, вырастил троих сыновей. Младший, Афанасий Афанасьевич, получил высшее техническое образование, работал начальником научно -исследовательского сектора технической промышленности в Народном комиссариате по тяжелой промышленности. Был он разносторонне одаренным человеком и вместе с женой — Тамарой Васильевной Бережной — дал своим детям хорошее воспитание и образование. Из Таганрога семья перебралась в Ростов-на-Дону. С пяти лет Совет – младший из троих сыновей — не только рисовал, что делают все дети, но, обладая абсолютным слухом, сочинял музыку, писал стихи, придумывал пьесы.

Но покой и благополучие семьи разрушил период репрессий. В 1934 году Афанасия Афанасьевича несправедливо осудили и отправили в двухлетнюю вольную ссылку в Ташкент. Этого наказания за несовершённые грехи следователям показалось мало, из Ташкента ссыльного переслали в Ухтипечерский лагерь, присудив ему «тройкой» новый срок. Из лагеря А.А. Варелас не вернулся, и лишь посмертно, в послесталинский период, был реабилитирован вместе с тысячами других невинно пострадавших людей.

Семье выживала нелегко. Брались за любую работу. Совету Афанасьевичу с юности довелось работать почтовым агентом, маляром, слесарем, бухгалтером. Армейская служба пришлась на военное время, с 1942 по 1945 год он отбывал её в трудовой армии на Урале. После войны вернулся в Ташкент и, следуя своим музыкальным наклонностям, окончил музыкальное училище им. Хамзы. Сережа – так звали Совета Афанасьевича в семье и в кругу друзей — прекрасно играл на гитаре и фортепиано и в студенческие годы работал концертмейстером в Ташкентском хореографическом училище. Поступив в Ташкентскую государственную консерваторию по классу композиции, продолжал после занятий подрабатывать в музыкальном училище. Когда в 1955 году получил диплом, было ему уже 32 года.

Энергичный, добрый и улыбчивый, Совет Афанасьевич с большой любовью относился к детям. Преподавал композицию в музыкальном училище имени Хамзы, служил в издательстве, был концертмейстером и преподавателем в Республиканской музыкальной школе имени Успенского, затем работал на кафедре композиции и инструментовки Ташкентской государственной консерватории. Заслужил звание доцента, позже профессора. В списке его сочинений, в числе которых особое место занимают произведения для детей, опера-сказка «Волшебная лампа Алладина» (1971); кантата — «Зоя» на стихи М.Алигер и В. Лебедева-Кумача; симфонические поэмы, симфониетта, концерты, сонаты, сонатины, произведения для узбекских народных инструментов чанга и ная, а также вокальные сочинения. Труды были высоко оценены, и в 1988 году С.А. Вареласу, автору 145 музыкальных произведений и двух учебных пособий, присвоили звание заслуженного деятеля искусств УзССР.

Счастливо сложилась и семейная жизнь С.А. Вареласа. Жена, Тамара Аванесовна Головянц, преподавала историю музыки, была профессором Ташкентской государственной консерватории. Продолжилась и музыкальная династия: сын Анатолий Варелас продолжил дело отца, он композитор и скрипач, профессор Государственной консерватории Узбекистана ; дочь Елена Мейке стала музыковедом, кандидатом искусствоведения; внук Дмитрий Варелас — композитор и флейтист; внучка Нина Мейке по семейной традиции выбрала профессию музыковеда, она выпускница академии имени Сибелиуса.

Опера Вареласа - сорок лет спустя

В марте 2016 года С.А. Вареласу исполнилось бы 93 года. Его земной путь завершился 25 мая 1997 года. Педагог, композитор и общественный деятель оставил после себя сотни воспитанных им музыкантов и внёс значимый вклад в композиторское искусство Узбекистана. Новая постановка его оперы «Волшебная лампа Алладина», вернувшаяся в обновленном виде спустя сорок с лишним лет после создания, — лучшее тому подтверждение.

В ГАБТе имени Навои 4 мая состоялся брифинг для журналистов с участием Георгия Дмитриева и Анатолия Вареласа — сына композитора. Они посвятили представителей СМИ в подробности премьерного спектакля.
Сюжет этой захватывающей истории известен нам с детства. В первой сцене зрители увидят шумный базар в Багдаде, заполненный торговцами, чеканщиками, гадалками… И тут – какая же сказка без волшебства! – на сцену выйдет Магрибинец, злой волшебник. Торговцы зазывают его, предлагая пестрые товары. Но странный незнакомец ищет Аладдина, которого пока никто не знает. Ну а дальше сказка развивается, как ей и положено. Главным стержнем действия становится вечное и прекрасное чувство – любовь простого юноши Аладдина к своенравной царевне Будур, сердце которой тоже пленило нежданное чувство к простому бедняку. Зло в образе Магрибинца не дремлет. Найдя Аладдина, он выдает себя за брата его отца и, привезя в дом Аладдина сундук, – якобы с драгоценностями — покидает дом, но просит юношу проводить его.

И тут начинаются злоключения Аладдина. Он должен принести Магрибинцу волшебную лампу из мрачного подземелья. Змеи, пауки, скелеты, феи – путь его полон препятствий, но Аладдин преодолевает их и получает в руки заветную лампу. Едва дотронувшись до неё, храбрый юноша становится властелином доброго Джинна, готового выполнить любое его желание. Джинн спасает Аладдина от злого волшебника. И наш герой, вернувшись в Багдад, просит руки Будур — дочери султана. Казалось бы – счастье рядом. Но не тут-то было. Возмущенный правитель наказывает влюбленного, отправив его в зиндан. Дальше события развиваются как и должно быть в сказке. Зло одолевает Добро, но справедливость, в конце концов, торжествует: Аладдин и Будур соединяются в счастливом союзе, народ поёт им славу, а Добрый Джинн уходит в сказочный мир.

Прекрасная мелодичная музыка, острый сюжет и сценические эффекты послужат прекрасной возможностью посвятить детей в волшебное действие оперной постановки – самого крупного и сложного для восприятия театрального жанра, в котором сливаются воедино музыка, вокал, хореография, искусство сценографии.
Премьера – это всегда праздник, но путь к нему долог и непрост. В эти дни весь постановочный коллектив — музыкальный руководитель и дирижер Бобомурод Худойкулов, художник-постановщик Аброр Шарифов, художник по костюмам Лобар Палванова, автор компьютерных эффектов Ян Макмилан, балетмейстер Амина Бабаджанова, главный хормейстер Сулейман Шадманов и солисты оперы и балета — вместе с режиссёром-постановщиком Георгием Дмитриевым готовятся представить свою творческую работу самому непредвзятому и неподкупному зрителю – детям.

Пожелаем успеха новому оперному спектаклю!

Тамара САНАЕВА
Фото из сети интернет

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Названы сроки, когда планируется приравнять электронные копии документов к оригиналам

С 1 июля 2025 года электронные копии паспортов и других документов будут приравнены к их физическим аналогам. Это закреплено...

Больше похожих статей