Министерство экологии отреагировало на сообщения об ухудшении качества атмосферного воздуха, которые становятся больной темой для Ташкента, а также для других городов страны.
В частности, по данным автоматических станций мониторинга атмосферного воздуха, утром 12 января в Ташкенте содержание мелкодисперсных частиц РМ2,5 составило 28,05 мкг/м3, что превысило рекомендации ВОЗ в 5,6 раз. И это не предел: несколько дней назад этот показатель был превышен в 17-19 раз, а частички пыли в воздухе были заметны невооруженным глазом.
«Сегодня возрастающий уровень загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах, в том числе в Ташкенте, связан с увеличением объемов выбросов от источников электрической и тепловой энергии и от автотранспорта, что требует разработки мер по их диверсификации», — заявили в Минэкологии.
Экологи перечислили факторы, которые влияют на загрязнение атмосферного воздуха столицы. Первой в списке стоит незаконная вырубка около 49 тысяч деревьев в период действия моратория.
Еще одна проблема столицы — проведение строительных работ без утверждения генеральных планов градостроительства. В частности, в Ташкенте, несмотря на то, что неоднократно объявлялся мораторий на строительные работы, они все еще продолжаются, отмечает Минэкологии.
Увеличивается объем загрязняющих веществ, выбрасываемых транспортными средствами в атмосферный воздух. Экологический уровень транспорта по-прежнему зависит от качества используемого топлива и организации дорожного движения. Количество транспортных средств в республике стремительно растет. В 2021 году на дорогах Узбекистана было 3,14 миллиона автомобилей, а в 2023 году их количество выросло на 32% и составило 4,6 миллиона. Ташкентцы ежедневно используют в среднем 730 тысяч транспортных средств. Кроме того, от 160 до 300 тысяч транспортных средств въезжают из регионов. При этом сильнее всего загрязняют атмосферу автомобили, использующие бензин марки А-80, не соответствующий международным стандартам.
Еще одна проблема состоит в том, что в результате роста спроса отраслей экономики и населения на энергоресурсы возрастают объемы использования углеводородов, в том числе угля. Если в 2019 году было использовано 3,9 миллиона тонн угля, то в 2022 году это число достигло 5,3 миллиона тонн, а к концу 2023 года — 6,7 миллиона тонн. Сжигание угля загрязняет не только атмосферный воздух, но и почву, а также водные ресурсы. При сжигании 10 тонн угля в атмосферу выделяется 220 кг сажи, 360 кг оксида серы II, 64 кг оксида углерода, 16 кг оксида азота II и 2 тонны золы.
Резкое загрязнение атмосферного воздуха вызывает использование мазута в качестве дополнительного топлива действующими теплоцентралями для централизованного теплоснабжения населения в осенне-зимний период. По имеющимся данным, в декабре в 9 котельных 6 теплоцентралей Ташкента было использовано 3 тысячи тонн мазутного топлива.
Помимо этого, загрязнение воздуха Ташкента обусловлено направлением и скоростью ветра, температурой воздуха, солнечной радиацией, количеством и продолжительностью атмосферных осадков, температурными инверсиями (слой теплого воздуха, препятствующий диффузии смешанных частиц по вертикали) и другими природными факторами. Ситуацию усугубляет то, что Ташкент окружен горами. Из-за того, что ветер не циркулирует, запыленный поток воздуха остается в городе и не может уйти естественным путем, поясняют экологи.
В минэкологии форменные идиоты работают!Выйдите на улицу,пройдите по бетонным тротуарам,в которые закатали кучу денег…