История двадцать первая. Часть 1
На рубеже 1977/1978 гг. в ансамбле «Ялла» случился творческий кризис. Его руководитель Фарух Закиров фактически остался один, но сумел сохранить бренд и набрал новый состав, который впоследствии стали называть «золотым». В те годы 46 лет назад, в группу вошел гитарист Джавлон Тохтаев, с которым я побеседовал в конце 2023 г.
В конце августа далекого 1978 г. Джавлон – тогда ему было 24 года — сидел во дворе Узбекконцерта, он размешался в здании концертного зала им. Я. М. Свердлова (ныне Дом профсоюзов Узбекистана) и размышлял о своей музыкальной судьбе. Руководитель «Яллы» Фарух Закиров пригласил его играть в свой ансамбль, что было большой удачей, но этого не хотел сам директор Узбекконцерта уважаемый Амо Рубенович Назаров. Между тем, Джавлон уже участвовал в репетициях нового состава, но директор, судя по всему, делал вид, что ему об этом неизвестно. При этом, почти никто из музыкантов официально на работу в Узбекконцерте оформлен еще не был и складывалось ощущение, что причиной был неугодный начальству Джавлон.
Тягостные раздумья прервал неожиданно подошедший… Батыр Каримович Закиров, легендарный певец, артист №1 эстрады Узбекистана. Он остается ее самой яркой звездой и сегодня, несмотря на ранний уход из жизни.
— Ты Джавлон?
— Да.
– Петь, играть умеешь?
– Немножко.
— Ладно. Меня Фарух попросил, сейчас пойду к Амо Рубеновичу. Жди здесь.
Прошло полчаса. Батыр Каримович вернулся от Амо Рубеновича
— Слушай, ты что такое натворил, когда уходил из «Наво»? Амо Рубенович сказал мне, если я буду за тебя просить, у нас с ним испортятся отношения…
Мелькнувшая было надежда, растворилась в неясном будущем.
Музыка с раннего детства звучала вокруг маленького Джавлона. Мама пела узбекскую классику. Папа был актером ТЮЗа. Дома стояло фортепиано, на котором мальчик, еще не зная нотной грамоты, на слух подбирал понравившиеся мелодии.
В музыкальной школе не учился. Прошел лишь в пятом классе курс частного обучения у пожилой «графини», которая жила этажом ниже, занималась с ним «по классу фортепиано» около года. Показывала ноты.
А дальше все сам. Были первая гитара за 7 руб. 50 коп., первые аккорды от уличных учителей.
Джавлон с друзьями пели про «караван», что шел в Пакистан, песни битлов, роллингов… «Мы пели во дворах, вспоминает Джавлон, — людям нравилось. Просили с балконов повторить. В подъездах пели, где акустика получше».
Четырехэтажка Джавлона стояла на Волгоградской, рядом жили приехавший из Ленинграда Женя Ширяев (в будущем один из создателей «Яллы»), Боря Гершкович и Алишер Туляганов — будущие музыканты ансамбля
Помимо непременных битлов в число музыкальных приоритетов Джавлона позже вошли виртуозные клавишники Rick Waкeman и Keith Emerson (группа Emerson, Lake & Palmer) — одни из ярчайших представителей интеллектуального стиля «прогрессив»). «От них я просто «улетел», — говорит Джавлон. Это музыка для тех, кто думает и любит думать».
Середина 1970-х гг. – время возвышения таких групп тяжелого рока, как, к примеру, Deep Purple, Nazareth, Black Sabbath (к слову, с Оззи Осборном Джавлон как-то встретился в Лос-Анджелесе) … На этом впечатляющем фоне особо сильное впечатление произвел на молодого музыканта романтично-мягкий по звучанию, но весомый ансамбль Supertrump. В число любимых исполнителей Джавлона тогда вошел и музыкальный кудесник слепой клавишник Stewie Wonder. Глобальным открытием для Джавлона стала мультистильная чернокожая группа Earrth, Wind and Fire, которая одинаково блестяще играет ритм-энд-блюз и соул, фанк и джаз-рок, диско и латино, а при случае подает вкуснейший музыкальный коктейль на основе смешения этих стилей. Понятно, что круг музыкальных интересов Джавлона этими именами не ограничен. «Меня на раз спрашивали, как научиться играть как «Ялла», — говорит Джавлон. Я отвечаю, нужно слушать ту музыку, которую мы слушали».
Rick Wakeman/ Трейлер альбома The six Wives of Henry VIII (Шесть жен Генриха VIII/1972). Музыка этого клавишника произвела огромное впечатление на Джавлона. На пластинке записаны шесть музыкальных интерпретаций характеров шести жен короля Генриха VIII (1491-1547), одной из самых ярких фигур английской истории.
Сразу после школы Джавлон год проработал рабочим стены в Ташкентском театрально-художественном институте им А. Н. Островского. «Время свободное было, — рассказывает Джавлон, поэтому вдоволь напрактиковался в игре на институтском фортепиано, попутно освоил и другие инструменты, благо они были под рукой в учебном театре».Мало того, он написал несколько песенок для спектакля «Пеппи – Длинный чулок» в кукольном театре. Через 10 лет, оказавшись в Самарканде, узнал, что там, на детских спектаклях, эти песенки поют до сих пор.
В 18 лет Джавлон ушел в армию, служил в туркменском городе Кызыл-Арават, где стоял крупный военный гарнизон. К тому времени, уже был мультиинструменталистом. А в армии освоил даже тубу[1], один из самых сложных музыкальных инструментов. Овладевая в мотострелковом полку специальностью оператора-наводчика, Джавлон играл в военном оркестре, а также на гитаре в солдатском ВИА на танцах в городском Доме офицеров. Играл и на похоронах. Начальство было не против.
Вернувшись из армии, Джавлон твердо решил связать свою жизнь с музыкой. В 1977 г. вместе со старым другом Димой Тиматиевичем был создан гитарный дуэт, который занял первое место на эстрадном конкурсе в Ташкентском институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства (ТИИМСХ). Он тогда был одним из самых продвинутых в музыкальном отношении вузов Ташкента. Их заметил основатель «Яллы», к тому времени художественный руководитель Узбекконцерта Евгений Ширяев и пригласил звезд районного масштаба на прослушивание. Гитаристы комиссии понравились и было решено взять их в состав Узбекконцерта.
Но мама Димы не отпустила сына в «музыкальную авантюру». Его творческое сотрудничество с Джавлоном прекратилось, но не помешало им остаться друзьями. Лет двадцать спустя, мама Димы сильно переживала, что совершила большую ошибку, оторвав сына от музыки.
А тогда Джавлону пришлось сообщить в Узбекконцерте, что дуэт скоропостижно развалился. Но Ширяев предложил ему войти как гитаристу в состав нового ансамбля Узбекконцерта «Наво». Джавлон не отказался.
Александр ПОПОВ
Продолжение следует
На заставке: Основные музыканты «золотого» состава «Яллы». Слева направо: Рустам Ильясов, Джавлон Тохтаев, Фарух Закиров, Аббос Алиев, Алишер Туляганов Фото: yallaofficial.ru
[1] Туба — медный духовой музыкальный инструмент, самый низкий по регистру.
Продолжение истории читайте здесь: https://nuz.uz/kolumnisty/1293843-straniczy-istorii-muzykalnoj-estrady-uzbekistana-dzhavlon-tohtaev-gitarist-yally.html#comment-84140
Верхняя ссылка не работает. Продолжение истории читайте здесь: https://nuz.uz/2024/01/11/straniczy-istorii-muzykalnoj-estrady-uzbekistana-speczialnyj-novogodnij-vypusk-dzhavlon-tohtaev-gitarist-yally/